Православная Церковь Божией Матери Державная

 

 

Заключение Экспертного Совета
для проведения государственной
религиоведческой экспертизы
при Министерстве Юстиции Российской Федерации
от 25.02.1999г.

О вероучении и соответствующей ему практике, истории и формах деятельности
Православной Церкви Божией Матери Державная

Настоящая экспертиза проведена в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998г., № 565 «О порядке проведения государственной peлигиоведческой экспертизы».

Задачами экспертизы является:

Предварительная экспертная оценка выявила изъяны в оформлении и содержании предоставленных документов. Представители религиозной организации согласились внести изменения в учредительные документы и представили на экспертизу их обновленный вариант.

Изучение вероучения и обрядовой практики Православной Церкви Божией Матери Державная дает основание считать данную централизованную организацию религиозной. Объектом веры выступает личность Бога-Творца, отдельная и отличная от человека, а высшей формой поклонения является молитва этому Богу и благоговение к Нему. Отношение к Богу достаточно отчетливо проявляется в содержании вероучительной доктрины и соответствующей ей культовой практике. Вероучение, символика и культовые действия являются теоретической и практической формами религиозного самовыражения последователей Православной Церкви Божией Матери Державная. Удовлетворению религиозных потребностей верующих и управлению делами Церкви служат организационные структуры и иерархическое строение данного религиозного объединения.

Анализ основ вероучения и соответствующей практике Православной Церкви Божией Матери Державная позволяют сделать вывод о принадлежности к православному вероисповеданию (богородичной ветви). Религиозное объединение следует Священному Писанию (Библии) и Священному Преданию, принимает определения первых 7-и Вселенских соборов и учение Отцов Церкви 2–8 вв. В тоже время вероучительные основы Православной Церкви Божией Матери Державная содержат учение о пренепорочном зачатии Пресвятой Богородицы и о Ее телесном вознесении на небо. Включение данных догматов в вероучение и литургию религиозного объединения обосновывается их присутствием в Священном Предании греко-кафолической православной Церкви и впоследствии частично утраченными в синодальный период Русской Православной Церкви. Наряду с этим Православная Церковь Божией Матери Державная принимает явления и откровения Господа и Пресвятой Богородицы, произошедшие в разное время как в России, так и в других странах, повсеместно признанные и продолжающиеся поныне. Эти откровения, а также явления ангелов и святых именуются «Белым Евангелием». При этом отмечается, что речь идет не о догматах, принятых в Католической церкви, а о следовании святоотеческой вероучительной и богослужебной традиции. В развернутой форме доводы, подтверждающие поклонение непорочному зачатию Пресвятой Девы Марии на Руси изложены в «Державном Катехизисе», изданном в 1995г. Православной Церковью Божией Матери Державная (с.103–107), и в других книгах.

Богословие Православной Церкви Божией Матери Державная выделяет в православии две традиции: святое старчество и иосифлянство (по имени Иосифа Волоцкого). Первое представлено созерцательностью и нестяжанием. Вторая, берущая начало с Иосифа Волоцкого (XVIв.), воплотилась в теократическое православное царство, византийской модели. XX-й век (особенно конец его) и XXI-й век провозглашаются веком Божией Матери или обновления Святой Руси.

В молитвенной практике религиозной организации делается акцент на искренность и сердечность молитвенного обращения к Богу; формальное, начетническое отношение к молитве осуждается.

В Церкви совершаются все семь православных таинств. Богослужение основывается на литургии Иоанна Златоуста (на русском и церковно-славянском языках) с включением молитвенных текстов других Церквей — например, древлеправославной Церкви. В литургии используется музыкальное сопровождение.

В Православной Церкви Божией Матери Державная отмечаются все православные праздники, что находит отражение в богослужебной практике и церковном календаре, регулярно издаваемом в Церкви.

Исторически Православная Церковь Божией Матери Державная возникла как община, затем самостоятельное (богородичное) направление в катакомбной истинно-православной Церкви. В 1985г. члены общины были рукоположены в священнический сан митрополитом одного из направлений ИПЦ, Геннадием (Секачем). Вслед за митрополитом Геннадием (Секачем) митрополит истинно-православной Церкви Феодосий (Гуменников) благословил общины богородичной ветви на регистрацию. Однако в настоящее время общины не считают возможным регистрироваться с официальным наименованием «Катакомбная церковь», поскольку они открыто совершают свое служение и свидетельство и миру.

В 1990г. по благословлению главы Украинской Автокефальной Православной Церкви митрополита Иоанна (Боднарчука) архимандрит Иоанн (Береславский) был хиротонисан в московском катакомбном храме в сан епископа.

На своем первом соборе (Москва, июнь 1991г.) принимается официальное название церкви — «Церковь Божией Матери». Однако местные общины Церкви регистрируются и под иными наименованиями. Так, управлением юстиции гор. Москвы регистрируется «Община Церкви Божией Матери Преображающейся», а 4 февраля 1997г. Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировало религиозное объединение православного вероисповедания «Православная Церковь Божией Матери Державная».

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрирована 21 община Церкви, 9 из них прошли перерегистрацию по новому Закону. Православная Церковь Божией Матери Державная провела 18 всероссийских соборов, в 1992г. Церковь принята в Международный совет общинных Церквей, являющийся членом Всемирного Совета Церквей.

В религиозном объединении отсутствует фиксированное членство. В соответствии с принципами нестяжания с прихожан не взимается плата за совершение обрядов: за венчание, отпевание, молитву и т.п.

Во взаимоотношениях с миром Православная Церковь Божией Матери Державная провозглашает укрепление брака, семьи, здоровья, призывает к соблюдению Конституции и законов Российской Федерации, поощряет стремление к получению образования.

В ходе экспертизы не выявлены ограничения, налагаемые религиозным объединением на гражданские права и обязанности членов и священников Церкви.

В 1994–1995 гг. произошел отход Церкви от имевших место некоторых перегибах в суждениях о браке. На этой основе ранее возникли конфликты с Комитетом по спасению молодежи. В настоящее время Комитет по спасению молодежи не выдвигает обвинений против Православной Церкви Божией Матери Державная. 22 июля 1996г. и 17 марта 1998г. руководство Комитета направило священноначалию Церкви письма с выражением «благодарности за последовательные усилия по укреплению семьи и разрешению конфликтных ситуаций».

Прокуратурой гор. Москвы в 1994–1996 гг. расследовалось уголовное дело в отношении руководителей и активных участников «Фонда Новой Снятой Руси», зарегистрированного Управлением юстиции гор. Москвы 04.06.91г. Основанием для его возбуждения послужили результаты проверки обращения «Московского общественного Комитета по спасению молодежи от псевдорелигий» об отрицательном воздействии «Фонда» на здоровье граждан и гражданские правоотношения. Однако в ходе следствия не было установлено доказательств, свидетельствующих о наличии у руководителей и активных участников «Богородичного центра» умысла на организацию такой деятельности.

13.06.96 г. Московской прокуратурой уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

16.11.98 г. по запросу депутата Государственной Думы Российской Федерации В.В.  Борщева Генеральная прокуратура Российской Федерации направила «Справку о деятельности религиозной организации» Церковь Божией Матери Преображающейся». В ней Генеральная прокуратура выражает согласие с решением Московской прокуратуры о прекращении уголовного дела и не выдвигает против Православной Церкви Божией Матери Державная обвинений уголовного характера.

Изучение содержания учредительных документов, а также вероучения, культовой практики и других форм деятельности Православной Церкви Божией Матери Державная дают основание для регистрации данного религиозного объединения в качестве централизованной религиозной организации.

Председатель Экспертного совета, доктор философских наук, профессор М. Мчедлов

Секретарь совета М. Максимов

25.02.99 г.

Документ опубликован также на сайте "Российское Объединение Исследователей Религии" (РОИР) по адресу http://www.rusoir.ru/expert/experts/1 .

 


(с) Все права сохранены. ЦРО Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г.
в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действует по настоящее время как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094.
04.02.1997 г.
Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388. ОГРН 1025000003621, действующее на территории РФ.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)