Православная Церковь Божией Матери ДержавнаяЧудотворная икона "Державная Божия Матерь"

 

 

Сотрудники фонда "Богородичный Центр"
о семье,
воспитании и детях
Беседа с отцами и братьями, июль 1995г.

"По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан.13:35).

"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим.5:8).

"Домашние ваши спасутся вами, а вы — ими. ...Приобщайте их смирением и силой Духа". (Цит. по кн.: "Откровение Божией Матери в России (1984-1991) пророку епископу Иоанну. Одигитрия-Путеводительница", М., "Богородичный Центр", 1991г., с.6)

 

1. Светлая любовь.

2. Светлая семья.

3. Жена благословляется от мужа началом непорочности.

4. Семья — путь к Богу.

5. Брак — величайшая тайна.

6. Держава мира начнется с державных семейств.

 

Светлая любовь

Архиепископ Иоанн: "Согласно евангельскому и святоотеческому учению, если любовь к женщине связана с блудом, она подпадает под власть дьяволу и отдается миру. Церковь сегодня должна преподнести образ светлой любви. Я не хочу сейчас эту любовь называть целомудренной, непорочной или невинной, — это понятие люди часто не осознают (называют ее платонизмом). Но это образ светлой любви: мужчина должен быть светлым витязем, женщина — светлой агницей, светлой женой-мироносицей. Мужчина должен светло праздновать свое бракосочетание. Должны быть светлые браки. Муж должен светло любить свою жену, — в свете нужно любить ее всем сердцем.

К сожалению, не преподносится светлый образ. Распространено иное: "Мужчина должен любить Бога, и это условие семьи". Это схоластика и своего рода монофизитство. Очень мало мужчине "любить Бога" — это другая крайность того, что мужчина любит только женщину.

В ветхом порядке считалось: " Мужчина тот, кто обслуживает семью и любит жену свою. Сила мужчины в том, что он любит женщину. Мужчина тот, кто приносит женщине деньги, успокаивает, кормит семью (и умирает лет на 15-20 раньше ее, "съеденный" духом мира)". У новообращенных, неопытных в вере, другая крайность: "Не нужно любить женщину, а нужно любить Бога, и женщина тогда пойдет за тобой".

Ничего подобного! Не пойдет за тобой женщина, если ты ее не любишь. Ты люби Бога в ближнем! К сожалению, этого пока не понимают. Этому должна учить "белая" церковь (живущая в миру). Иеромонахи традиционно никогда не бракосочетали, они наставляли, служили таинства, постригали в иноческий чин..., браком же сочетали семейные священники. Именно они преподносили образ христианской семьи. Это первостепенная задача.

Мужчине, в действительности, не нужна женщина, мужчине нужна жена. Человек (молодые люди, юноши и девушки) должен готовить себя к браку, и в браке да проявится вышняя любовь: светлые браки, светлая любовь, светлые, чистые отношения. Именно любовь, то, чего мы не знали в гулаговской стране. Несказанная, безумная любовь! Она должна быть духовной и церковной, и она должна быть жертвенной, всепреданнейшей. Должен быть чудесный диалог между супругами. Благочестивая семья должна быть под духовным руководством церкви. Несомненно у супругов — по взаимному согласию — желателен общий духовник в семье, который ведет семью.

Задача священников, духовников — воспитание светлых браков, где мужчина должен бесконечно и преданно любить жену, а жена мужа. К горькому сожалению, нередко семейных тайно осуждают, "бьют" те, для кого семья — невроз, болезнь, страх.

Церковь должна учить, как правильно жить и преподносить образы правильного труда, образ праведной семьи, образ благочестивой любви. Увы, в должной степени это не преподносится. Нельзя сводить проповедь лишь к отвлеченному толкованию Евангелия и т.п.

В монашеской церкви вообще не смотрят на женщину (в женских обителях, соответственно, не смотрят на мужчин — прим. св-ка И.); духовная брань: дьявол искушает смотреть с вожделением. Согласно древним монастырским уставам, женщине запрещен даже вход в обитель. Уже много столетий на греческом Афоне, например, запрещено какое-либо присутствие женщин, даже паломниц. Но если Церковь не преподносит миру истинный образ брака и чистоты, это имеет следствием одержащий мир блуд ("похоть плоти, похоть очес и гордость житейская" 1Иоан.2:16). Духовно говоря, виновны священники, не окормляющие паству, т.е. земная церковь!

Эту агрессивно-невротическую "работу" ведут травматики, агрессивно вытесняя всякое проявление любви к женщине, семейственности, любви к детям, любви к родителям. Они понимают власть над женщиной как авторитарную, и получается тоталитарная диктатура внутри семьи. Мужчине дана власть ничем не оправданная, ни на чем не основанная — власть притеснять, руководить, помыкать женщиной. Это отвратительно!

Если мы христиане, то нам дана только одна власть — власть любви! И надо начинать с пожелания последней правды (трезвение — великий дар Святого Духа) и достижения любви! Когда мужчина действительно любит женщину, то имеет власть над ней в силу любви: в силу того, что ты победил и покорил ее мужеством своей любви, всепреданной и жертвенной. Власть без любви — начало антихристова духа.

Мистицизм брака раскрывает его нравственную сторону, человеческий аспект: жертвенность, преданность, служение, мужество, взаимное растворение, бескорыстие, исполнение евангельских блаженств. Брак предполагает все заповеди блаженств. Любящий в Боге — нищ, истощен в ближнем. Любящий — кроток в служении. Любящий — алчет и жаждет еще больше любви. Любящий всегда милосерд. Любящий творит мир. Любящий печалится от того, что ему не удается достичь совершенства.

По какой причине в церкви возникают проблемы у семейных пар? Одна из причин: невротики, антиженственно настроенные, активно навязывают свое понимание — ложное, и, по сути, нехристианское. Со временем складывается определенный образ.

 

Светлая семья

В действительности, мужчина должен готовить себя к браку. Если он с детства готовит себя к монашеству — это противоестественно. Монашество — особое, редкое призвание людей, не от мира сего. Они склонны к отшельничеству, к одиночеству, стремятся исключительно к молитве. Такие люди шли в монастыри, в скиты. Монашество предполагает монастырское житие.

Особый крест Катакомбной церкви — монашество в миру, вынужденное по причине гонений — в наши дни заменилось "евнушковством". Лжемонах и лжепослушник, живущие в миру, — авторитарный евнух с сексуальными комплексами и вытесненными неврозами семейно-социального порядка. Если так, то вообще не нужны подобные "монахи".

Сколько преимуществ, когда человек вступает в брак от Бога: перестают действовать навязчивые помыслы, "медитации рода". Над церковью стоит просто туча, град "родовых ударов" как следствие того, что невротические евнушки искажают образ церкви и образ семьи. Очень опасное искушение: любовь к Божией Матери у неочищенных душ носит сублимированный характер, — сублимированная с человеческого. Еще не преодолены страсти, и эти страсти примешиваются к некающимся душам. В результате — самонадеянность, обольщение, слепота на себя, и промыслительно попущенные посрамления, вразумляющие удары. В православии это называется лжемонашество. Ходит с дубиной, целый день молится, постится, осуждает ближних и дальних и считает себя выше семьянина, имеет будто бы какую-то привилегию над семьянином. Это совершенно возмутительно.

Монашество — особое призвание невест, любящих Господа. И те, кто призван к монашеству, — горят верой, обращают людей, они лишены комплексов. К сожалению, монастырское монашество в целом совершенно себя изжило.

Я категорически против образа монашества как превалирующего в церкви! К сожалению, тенденция именно такова, если "духовный человек" — обязательно монах. Однако монахи — редкое исключение. Они живут в монастырях, в обителях, не склонны к общению с миром, пребывают целый день в молитве. Жизнь в отшельничестве. Путь монашества возможен как исключительный, благословенный Отцом Небесным. Но готовить себя лишь к монашеству глубоко неверно.

Столетия в церкви стоит запрет — фарисейский дух разделяет семейных. Не проповедуется праведная любовь к женщине. Как может возникнуть семья, если мужчина не будет воспитан для брака?.. Молодой человек и девушка должны готовить себя к семейной жизни. Как понимать эту подготовку? Всю благодать церковную, которую они получают, евангельское и святоотеческое учение, воспринятое в Церкви, они должны реализовать в условиях и атмосфере семьи. Не где-то там за чашкой чая с братьями (сестрами) реализовать, а в пределах семьи. Они должны сказать:

"Пресвятая Дева, Ты нам дала такую вышнюю любовь, — чтобы мы любили ближних наших! Господи, помоги мне возлюбить Твоей любовью хоть одного человека, хоть одного друга, хоть одну женщину, хоть одного ребенка родить (и более), хоть одну женщину опекать и окормить, хоть одно дитя возлюбить всем сердцем и праведно воспитать!"

Начни с малого и достигни благословенных плодов. Внушение лукавого — под прикрытием великих целей: держава мира, Новая Святая Русь..., — оправдание собственной безответственности, нежелания трудничества, самофиксация, инфантилизм и проч. В результате неизбежны посрамления, промыслительно попущенные и вразумляющие. Благослови, Господь, отвергнуть обольщающие помыслы, исполниться духом трезвения, мужества, ответственности пред Богом и ближними.

 

Жена благословляется от мужа
началом непорочности

Вы не сможете преподнести истинный образ семьи, пока не начнете культивировать, насаждать поклонение образу истинной, от Бога, любви к женщине. Женщину нужно любить. Муж должен любить свою жену, а жена мужа. Новообращенные впадают в крайность: муж осознает, что любит жену как бы в ущерб Богу, и приходит к выводу: не любить женщину вообще. Принявшие ложный помысел пытаются любить только Бога (не получив укрепления, особого призвания Свыше) — и посрамляются. А надо совместить любовь к Божией Матери и любовь к женщине, и перенести свою духовную любовь на женщину.

Когда мы говорим: "Божия Матерь, что я могу сделать для Тебя?.." Святая Дева, Матерь церкви, как бы отвечает нам: "Дитя Мое, ты получил любовь от Меня, теперь возлюби жену свою Моей любовью. Я ведь тоже Жена Облеченная в Солнце. Теперь ты облеки в солнце (добродетелей) свою жену, как в Солнце Своей вышней любви облек Меня Господь".

Брак, таинство сочетания мужа и жены — неслыханная тайна. Все привыкли, что есть однажды свершаемое таинство венчания, но бракосочетание — это не ритуал. Бракосочетание продолжается все годы жизни в семье. Венец, примеряемый во время таинства, — венец мученичества и победы над искушениями.

Жена от мужа усваивает непорочное начало. В лоне жены произрастает семя авраамово. Муж символизирует Божество, а жена — человечество. Мужа можно сравнить с началом неба, а жену — с землей; в таинстве венчания они становятся одним, совершается брак, благословенный Богом. Это образ евангельской Брачной вечери, мистические Брачные чертоги. Жена от мужа воспринимает духовное начало. Они становятся одним лицом, одним человеком. Они должны совершенно сочетаться друг с другом! Муж от жены усваивает более земное, человеческое, материальное начало, которое обогащает духовным разумом и духовной совестью, более действенными в нем. Слабое место — неспособность монашествующих раскрыть мистицизм и преподнести конкретный образ брака.

Следствие иосифлянства — стяжательное лжемонашество.  Иосиф Волоцкий был невротик, очень активно социально выдвигавший монашество (стяжательное, авторитарное, своего духа), — и оно стало оплотом фарисейства. Возникли претензии: почему основное место в церкви занимают монахи?.. Ситуция, при которой епископ-девственник или в целибате, но духовно неопытен (т.н. "ученый монах"), имеет следствием то, что епископ как пастырь, не преподносит священникам истинный образ семьи. Они люди как бы разного порядка: священник семьянин, епископ — монах. И возникает лжемонашество, культивируется ложное отношение к семьям.
Иосифляне несколько столетий воспитывали мужчин по своему образу и подобию: отец с плетьми (одна плеть для жены, другая для детей). Через него был разрушен сам образ Святой Руси; изгнан дух милосердия, чистоты, кроткого мужества и мира. Монастыри, ставшие государевыми, очень скоро превратились в "адские твердыни" (князь Андрей Курбский).

Истинными монахами были нестяжатели, последователи преп. Нила Сорского. Инок дает обеты нестяжания, послушания, целомудрия..., и следует им. Искажением образа Святой Руси, иосифляне, по сути, разрушали христианские семьи! Характерно, например, отношение Иосифа Волоцкого к своей матери, которую не пожелал даже видеть... О таком монашестве не должно быть речи в Церкви! Мужчины должны готовить себя к семейной жизни, за редчайшим исключением, редчайшим (я подчеркиваю), когда человек всецело предан Богу.

Признак, что человек от Бога рукоположен в целибате: он не разрушает семьи, а способствует им. Признак, что человек явно от дьявола, когда он, будучи священником, в целом агрессивен против семьи.

 

Семья — путь к Богу

По какой причине мы, будучи уже монахами, в прошлом где-то отчасти скептически относились к душам, вступающим в брак? Потому что видели, что брачная жизнь в то время в большинстве случаев предполагала лишь умножение греховной чаши. Сочетаясь браком вне Бога, вне веры и таинства венчания, ветхий человек как бы повторяет ситуацию Адама и Евы, спрятавшихся от Господа в кусты. Некающаяся, заглушившая голос совести душа, восстающая на Отца Небесного, запутывается и вступает с лукавым в какой-то магический сговор, тайный завет (гордость, сребролюбие, блудное обаяние, лукавая ложь, тайные измены и проч.). Начинают действовать родовые демоны, магнетические тяготения, умножается греховная чаша и т.п., — монах же освобождается от порядка мира.

Это святоотеческое, старческое учение отчасти верно, но сегодня мы вступаем в новую эпоху, при которой вступление в брак будет сопровождаться благословением Свыше. Не будет "стряхивания" на ближнего комплексов, неврозов, родовых программ, а напротив, будет подаваться таинственная помощь ангелов и раскрываться Божественная жизнь! Это очень важно понять.

 

Брак — величайшая тайна

Мы должны раскрыть сегодня брак как таинство: это великая тайна сожительства в любви двух душ, тайна распространения Божественной любви внутри семьи, тайна диалога Господа и Божией Матери в освященных, преображенных сердцах. Вступающие в брак как бы мистически переносятся в Назарет, и постигают диалог жениха и невесты, мужа и жены. Ее можно постигнуть только в диалоге. К ней нужно стремиться, это тайна Божественной жизни в мире.

Я хочу предложить создать нечто вроде института для благородных девиц. Может быть, нам делать обители для девушек, которые хотят выйти замуж? Сестры, жившие у нас в обителях, становятся прекрасными женами. Но если одни будут ориентированы на семью, а другие на целибат — это тоже несовместимо. Давшие обет тогда должны жить в монастырях, а не в подобных обителях, потому что если в одной обители будут жить девушки, которые готовят себя к браку, и сестры, давшие обеты — ничего не получится.

Почему "евнушки" прикрываются церковью (и искажают ее учение о благочестивой семье)? Потому что не готовят себя к вступлению в брак. Что значит готовить себя к браку? Мужчина должен уметь обеспечить свою семью и прокормить детей. Тогда он начинает энергично работать, думать о своем здоровье, о том, что должен получить образование, специальность, чтобы проявиться в мире, чтобы быть полезным обществу и церкви. А если нет этой установки, то он думает: "Ну, я как-нибудь в церкви проболтаюсь лет двадцать, — там меня прокормят, пропоят. Я двадцать лет буду нести "послушание", а там Бог подаст тихую старость в какой-нибудь деревне с картошкой и капустой". Для такого расклада ни образования человеку не нужно, ни ума особого: "Как-нибудь продержусь на плаву", — так думают многие.

Девушки также должны готовиться к светлому, праведному браку. Но что мы очень часто видим? Женщина готовить не умеет, обслуживать стол не умеет, к ребенку подойти не умеет, мир сохранить в семье не умеет: она не готовила себя к вступлению в брак. И если молодые люди не готовы к ответственной, полноценной жизни — это приводит к тяжелым кризисам и разводам.

Установка на семью очень ко многому обязывает. Человек должен стать энергичным, сильным, волевым, мужественным, физически развитым, красивым, духовным, совестливым. Почти все добродетели мужа проявляются в семье через женщину, а добродетели женщины проявляются через мужа. Поэтому мужчина, не готовый вступить в брак, перестает быть мужем и становится "евнухом". Все его мужские добродетели деградируют вне полноценного брака.

Нужно победить это искушение. Причина, по которой семейные ходят порознь и в духе вытесняются из агапы, — атмосфера, созданная невротиками, воюющими против женщин и семей. Приходит в храм семья: муж становится слева, жена справа, ребенок в середине зала. Это причина, по которой семейные редко посещают церковь.

Сегодня в миру презирать свою жену или мужа, бить или изменять — сплошь и рядом. Сегодня редкость любить жену (мужа) целомудренно, красиво, праведно, жертвенно. Чудо, которое должна проявить церковь — возрождение семьи. И бесполезно говорить о расцвете церкви без и вне возрождения семьи. Одним учением о Боге и о Божией Матери мы не поднимем Россию.

 

Держава мира начнется
с державных семейств

В Своих откровениях Божия Матерь по всему миру и в России неоднократно просила о посвящении семей. Семьи должны быть посвящены Господу и Ей. Существует троякий образ: первая семья — Пресвятая Троица; вторая семья — Святое Семейство; третья семья — августейшая чета императора Николая и императрицы Александры. Как Божия Матерь любит Господа, так жена должна любить мужа.

Одна из целей, согласно которой Пресвятая Дева постоянно открывает жизнь Господа в Его земные дни — показывает, как Она Его любит, и как Он любит Ее — Царица преподносит этот образ в семью. Христианский брак — великая тайна. Семья — тайна раскрытия отношений Господа и Божией Матери. Господь наш Иисус Христос и Пресвятая Дева-Матерь прожили в семье 30 лет, и, по сути, только три года Он монашествовал.

З0 лет Он прожил в изумительной семье. И нам каждому нужно богомысленно пережить свои тридцать лет в Святом Семействе, — и будут раскрываться тайны отношений Господа, Пречистой Матери и святого Иосифа Обручника.

*   *   *

...Я мучительно страдаю, видя т.н. "евнушковство", лжемонашество, псевдоаскетизм. Не надо травмировать человека, как иногда по неведению допускает новообращенный. Например, подходит к кому-нибудь и говорит: "Так! Ты уже сделал свой выбор? Ты кто будешь: монах или семьянин?.." Это грубое вмешательство. Но молодой человек с пеленок, если не с пяти лет, должен быть ориентирован на брак. Во-первых он должен быть рожден в здоровом браке. Во-вторых он должен готовить себя стать мужем, и тогда у нет даже мысли о целибате. Не к целибату он себя должен готовить, а к женитьбе. И образ такой: семья — это большой труд духовный и земной. Брак предполагает все заповеди блаженств, это один из путей к Богу под покровом особых ангелов-хранителей.

Среди молодых людей многие ли готовят себя к браку? Нет. Хотят вступить в брак, будучи совершенно не готовыми к этому! Поэтому, когда приходит время создания семьи, возникают вопросы: "А где я буду жить? А кем я буду работать? А как я буду окормлять семью? Тогда я не буду вступать в брак...". Почему же молодые люди не способны к ответственной жизни? Потому что они себя не готовят к ней. Они не мужественны: нет силы воли, мужества, духовного разума. Это убийственно!..

Правильное воспитание мальчику — будущему мужчине — дает установку на полноценное гармоническое развитие, в том числе к вступлению в брак. Также и воспитание девочек. Вы помните, как пророчествовал архангел Гавриил Захарии о Иоанне Предтече? Одно из первых откровений человечеству в евангельскую эпоху: "И предъидет пред ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям" (Лук.1:17), — возродит преемство праведности от поколения к поколению.

Мы живем в эпоху, когда по всему миру открывается Пресвятая Дева — новый Предтеча. Она возвращает сердца отцов. Образ истинной, благовчестивой, праведной семьи, который всегда был в России, должен сегодня вернуться.

В праведной семье ребенок развивается так, как ему предписано Небом. Он должен быть физически хорошо развит, иметь профессию (лучше, если не одну), быть полноценным интеллектуально и душевно, иметь совесть, честь, мужество, открытое сердце, возможно, знать иностраный язык..., — быть подготовлен именно для ответственной, благословенной жизни в браке.

Это проблема многих стран. Семьи разрушены по всему миру. Например, в Канаде, богатой стране, где женщина не работает, воспитывает двоих детей, — нет мира в семьях. Конфликт между поколениями. Материальная сторона ничего не значит. И виновата церковь, — ей дано от Бога, но она не следует воле Небесного Отца. Отсюда секты, видя этот недостаток земной церкви, очень стремятся использовать семейные образы. Институционалы разрушили брак уже тем, что не признали образа Святого Семейства.

Совершенно закрыт образ св. Иосифа как непорочного и целомудренного отца. Увы, этот образ нигде не преподносится. Иосиф тридцать лет хранил и покрывал Господа и Святую Деву-Мать. Какое дивное и великое участие принял праведный Иосиф в Святой Семействе! Не принимается и образ Августейшей четы, семейства императора Николая. Он совершенно запечатан... Мы должны просить императора Николая и императрицу Александру  о низведении благословений праведным семьям.

Те, кто состоит в браке, должны делиться в церкви опытом создания здоровой, благочестивой, полноценной семьи. Образы святорусской семьи по вере и чаянию сердец будут сходить Свыше. Мы будем глубоко раскрывать эти белые свитки богооткровенных образов, ревностно хранить наши прекрасные, полноценные, живущие в Боге семьи. Мне это очень дорого". (На правах рукописи. Архиепископ Иоанн (Береславский), М., июль 1995г.)

 


Сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная, зарегистрирована Министерством Юстиции РФ 04.02.1997 г., свидетельство о регистрации N388. Прошла перерегистрацию 20.05.1999 г. ОГРН 1025000003621.

(с) Все права сохранены. ЦРО Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в г. Москве зарегистрировано общественное объединение общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь", в 1999 г. фонд перестал действовать.
В 1992 г.
в гор. Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно была переименовано и действует по настоящее время как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094.
04.02.1997 г.
Министерством Юстиции РФ зарегистрирована Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388. ОГРН 1025000003621.