Домой

 

 

О богородителях Иоакиме и Анне
Проповедь
, 07.08.1997г.

"По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан.13:35).
"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим.5:8).

 

1. Родители Девы Марии.

2. Успение праведной Анны.

3. Богоотроковица.

4. О наших ближних в семье.

 

Родители Девы Марии

Архиепископ Иоанн: "Сегодня праздник Успения праведной Анны, матери Пресвятой Девы... Святая Анна была необычайно светлым существом, добрым ангелом. Таинственно зачала она Пресвятую Деву и находилась в уникальных обстоятельствах. Не будучи девственницей, она достигла ступени непорочности скорбями, поношениями за бесплодство и по благословению свыше стала матерью Самой Богородицы.

Дева Мария была даже внешне очень похожа на свою мать, хотя глаза Ее напоминали Ее отца Иоакима. Пресвятая Дева заимствовала смиренный, послушный, кроткий и премудрый нрав от Анны, ее любовь к Церкви, веру и трепет перед святыней Божией. Господь не видел Свою бабушку воочию, но (согласно откровениям боговидцев — св-к И.) часто с улыбкой говорил Божией Матери, как Она, должно быть, похожа на Его бабушку...

Образы святого Иоакима и праведной Анны ценны тем, что через них продолжает освящаться отечество и материнство престарелых (во втором поколении). Институт бабушек и дедушек предан забвению. Между тем дедушка и бабушка обладают особой миссией...

Спаситель наш часто просил Богородицу рассказать о праведной Анне и об Иоакиме. Как Он любил внимать Ее рассказам об Анне, бабушке Своей! Анне был открыт дар Непорочного Зачатия Спасителя. Она его предвидела и благословила...

Родители олицетворяют мир, в который пришел ребенок, а дедушка и бабушка олицетворяют предков или даже весь адамов род. И Спаситель не случайно интересовался жизнью праведной Анны и Иоакима. Пресвятая Дева для Него была как бы сошедшей с неба и предуготованной как Лоно, а Иоаким и Анна — олицетворяли род адамов, который Он пришел искупить... Через святую Анну и праведного Иоакима перешло к нам Благословенное начало, которое явилось как бы мостом между древним Израилем и новым христианским человечеством, родившимся через Матерь Церкви, Пресвятую Деву, и Господа.

Если Господь любил слушать рассказы о Своих ближних, как нам не испросить Пресвятую Деву, Летописицу Церкви, рассказать нам о Своей матери... Богоматери было отчасти даже тяжело говорить о Своей праведной матери. Она бесконечно любила и Своего отца Иоакима и мучительно переживала Свое раннее сиротство. Пресвятая Дева была окружена добрейшими мужами и женами. Трудно представить более мудрого и смиренного человека, чем отец Ее Иоаким, подаривший столько доброты, облекший Ее в молитвенный покров своего отеческого сердца-лона. Трудно представить более святого и доброго покровителя Пресвятой Девы, чем Иосиф Обручник, и более рыцарского и великодушного защитника Своей Матери, чем Господь. Наша царственная Госпожа сподобилась общения самых прекрасных мужей на свете. Иоаким был одним из них, и Спаситель часто просил Пресвятую Деву рассказать о Ее детстве, особенно интересовался подробностями из жизни Анны и Иоакима.

Праведная мать Пресвятой Девы, богородительница Анна, любила Священное Писание и любовь к нему привила Пресвятой Деве. Богоотроковица просила читать вслух Священное Писание уже в возрасте одного года. И как только Марии исполнился один год, праведная Анна начала вместе с Ней чтение Священного Писания. И Божия Матерь не могла остановиться, говоря о Боге, только о Боге: "Мамочка, я хочу слушать только о Боженьке". И слушала исключительно все рассказы, внимая и задавая столь сложные и удивительные вопросы, что они приводили в недоумение праведную Анну.

Анна поражалась премудрости Божией, бывшей на Отроковице. Мария изрекала порой столь глубокомысленные речения и столь непостижимо для человеческого ума комментировала Священное Писание, а иногда и дополняла его образами и лицами, сокрытыми в нем, что Иоаким и Анна приходили в неописуемый восторг, говоря: "Какого ребенка послал нам Господь!.." Поскольку он был рожден непорочным, себе они ничего не приписывали и называли Ее: "Невеста Израилева — истинно Премудрость Божия. И как прекрасно Царство, если из него явился нам такой цветок!..", — говорили они.

Анна смотрела на Марию взглядом полным изумительного умиления. Ее взор был полон неземного умиления. Она смотрела на Пресвятую Деву, как на небесный цветок, упавший из Царствия и видела в Ней воплощенного ангела. Пресвятая Дева говорила Господу, что никогда, ни у одного земного существа не видела подобного взгляда и унаследовала его от Анны. Взгляд, который ласкал сердце нашего скорбного Богомладенца, был заимствован от богородительницы Анны. Пресвятая Дева в духе часто видела праведную Анну с Богомладенцем на руках. Это ли не удивительно!..

Божия Матерь часто, будучи послушницей, живущей в иерусалимской келье, призывала на помощь праведную Анну, и Анна всегда находилась при Ней. А незадолго перед своим Успением Анна сказала, что Пресвятой Деве предстоит особый путь, и она, уходя, остается с Ней и обещает покровительствовать Ей в вечности. "Ты нуждаешься в помощи, которую я смогу на небесах оказать Тебе больше, чем на земле. Я остаюсь с Тобою навсегда".

Впервые Пресвятая Дева услышала это "я остаюсь с Тобой" от Своей матери, — Иоаким и Анна постоянно присутствовали в духе и вместе с ангелами ходили с Пресвятой Девой, и, в частности, оказали очень большую помощь на пути бегства в Египет...

*   *   *

В традиционном христианстве протекшего двухтысячелетнего периода много говорится о приготовлении и избранничестве Марии. Поскольку, согласно пророчествам, наступает век Пресвятой Девы, и Царица является пред лицем человечества, подобает вспомнить и о приготовлении праведной Анны и Иоакима для непорочного рождения Пресвятой Девы, ибо стать матерью Непорочной Дочери невозможно, принадлежа к грешному роду, а значит, совершалось и определенное приготовление Иоакима и Анны, названных Церковью "богородителями". Так и ближние наши во Христе с принесением обетов посвящения, посылаются приготовленные и приготовляющие нас для непорочной жизни. Оттого чутко помогают они нам и наставляют, как свято жить во Христе и удаляют от искушений. Тогда как в ветхой, греховной жизни наблюдается противоположное: самые ближние, как ни странно, оборачиваются в целом искусителями. Благодарю Господа нашего за святых ближних, которых Он мне послал...

А как Отроковица Мария благодарила Отца Небесного за то, что послал таких прекрасных родителей, чуждых греху!.. Пресвятая Дева провела земные дни в раю, не получив ни одной стрелы, ни одного удара. Анна провидела крест своей Дочери, равно как и Пресвятая Дева провидела крест Спасителя. При таинственном Зачатии Анна также дала свое согласие разделять крест Божией Матери и была рано взята на небеса (Пресвятая Дева осталась сиротой) полагая, что оттуда, свыше сможет больше покровительствовать в скорбях своей Дочери, Которой предстоял такой тяжелый крест...

 

Успение праведной Анны

Почему Церковь празднует Успение праведной Анны?.. Анна преставилась в возрасте 90 лет. Ее Успение, равно как и Успение Пресвятой Девы, предполагает беспрепятственный переход в Царствие. Анна была воспринята в Лоно Авраамово и восхищена на пятое небо. Иначе, тайна Успения в том, что при переходе в вечность отверзаются небесные врата и является Господь.

Анна сподобилась видеть Господа воочию, Он пришел к ней на одр Успения, украшенный цветами, в окружении ангелов, и восхитил ее в брачные чертоги, — прежде, чем сделал это с Пресвятою Богородицей. Так что праздник Успения праведной Анны есть еще одна светлая страница христианской истории, напоминание о том, что смерть праведного христианина не сон, но воскресение, и что истинный христианин, по-сути, избегает смерти в ее привычном, негативном переживании, связанным с работой совести, восстановлением подлинного сознания и духовного видения, переживанием каких-то негативных состояний очищения от греха, но беспрепятственно входит вратами света.

Это вообще неисчерпаемая тема — говорить о праведной Анне, любимой Пресвятой Девой. Ее Успение также означало победу над смертью. Через таинственное зачатие Пресвятой Девы Анна стала от благословенного семени Авраамова. Потому она была взята Господом в Лоно Авраамово. Она познала смерть в смысле физического перехода в иной мир и не познала ее, если под смертью иметь ввиду негативные переживания, связанные с видением грехов, какими-то воздаяниями. "Красна пред Богом смерть преподобных Его", — мы понимаем ее как Успение или беспрепятственное вхождение в Царство Небесное и восхищение в рай.

Пусть праведная Анна станет и нашей молитвенницей, заступницей и нашей светлой духовной бабушкой, а Иоаким светлым нашим духовным дедушкой. Почему это так нужно?.. Пресвятая Дева и Господь для нас олицетворяют — как духовные Родители — Царство Небесное, несут его свет. А второе поколение от Них, иначе, праведные Иоаким и Анна, олицетворяют небожителей, святых на небесах. Вот почему, думая о них, мы исполняемся такой радостью и миром.

Церковь празднует Успение праведной Анны только вслед за Пресвятой Девой. Успение св. Анны есть косвенное подтверждение Непорочного Зачатия Пресвятой Девы. В Евангелии почти ни слова не сказано об Анне и Иоакиме, однако в преданиях святых Отцов и в литургических текстах их образ раскрывается больше. Боговидица св. Анна-Екатерина Эммерих также повествует о них. Но поскольку предстоит век Божией Матери, то праведная Анна будет раскрываться в духовности третьего тысячелетия и упоминаться чаще. Как в Евангелии упоминалась Богородица, Матерь Христа, так праведная Анна, мать Пресвятой Девы, будет упоминаться в евангельской истории в третьем тысячелетии, — и мы всегда будем видеть ее и приветствовать как покровительницу пожилых людей в семьях.

Мы привыкли к тому, что Святое Семейство состояло из Пресвятой Девы, Иосифа Обручника и Богомладенца. И так, и не так. Так — в силу стечения обстоятельств: Пресвятая Дева была сиротой. Но, должно быть, чтобы семейство стало полным (семейство предполагает три поколения, как бы символизирует три рода времени: прошлое, настоящее и будущее), три поколения обязательно должны быть в нем. Так что невидимо присутствовали в Святом Семействе и Анна, и Иоаким.

 

Богоотроковица

Когда Пресвятая Дева родила Богомладенца, Она часто восклицала: "О, если бы Моя матушка была со Мною рядом! Как Я в ней нуждаюсь!.." И тотчас Анна появлялась перед Ее духовным взором. Праведную Анну мы можем по праву назвать бабушкой Святой Руси третьего тысячелетия. Пресвятая Дева — Мать Святой Руси, а Иоаким и Анна — дедушка и бабушка Святой Руси. Будем просить, чтобы и на наших престарелых родителей, дедушек и бабушек сошли печати праведной Анны и Иоакима, чтобы они приготовляли своих внуков, потомство для святой и непорочной жизни в солнечной державе третьего тысячелетия.

Отроковицей Божия Матерь любила уединение. Часто Она удалялась на луга, собирала цветы, предавалась молитве, Ей одной доступной. Но, еще больше любила Она общество Анны и Иоакима. Девочкой Мария часто гладила Свою маму по ее сединам, целовала, утешала и говорила: "Мы всегда будем вместе. Мы никогда не расстанемся". И Анна всегда умиленно плакала, когда Пресвятая Дева гладила Ее по волосам и изумительно утешала и говорила Иоакиму: "Какое утешение, какую Утешительницу послал нам Господь на старости лет за наши скорби". И обоим им казалось, что когда они рыдали, то как бы дождь слез капал с неба. Сколь умиленно Царствие и как оно воздает праведным и святым за их земные скорби...

А Иоаким любил рассказывать Божией Матери, держа Ее на руках, истории из Ветхого Завета и из своей жизни. И Богородица на коленях исключительно внимательно слушала его, порой давала мудрейшие советы, исправляла и благодарила и жадно ловила каждое слово из его земных рассказов, как бы благословляя праведного Иоакима. Иоаким любил целовать Ей ручку, прижимал Ее к сердцу и с трепетом воспринимал Царицу Небесную как истинно цветок, упавший с неба и как ангела во плоти. А в своей молитве Иоаким и Анна, престарелые уже (их здоровье ослабевало после рождения Божией Матери) просили, чтобы Отец Небесный сохранил их Дочь от непосильных Ей искушений и стрел. Богоматерь часто слышала их молитву и молилась, в свою очередь, обо всем роде адамовом, о своих родителях и о всех нас. Вот в такой умиленной обстановке провела детство Пресвятая Дева. Такую же добрую и светлую атмосферу несет и нам Божия Матерь...

В какой прекрасной семье Она родилась, в какой прекрасной семье Она прожила, как Дочь этой семьи и как хозяйка очага (в духе), — и какие прекрасные семейства благословляет равно среди обетованных и среди вступивших в брак Богородица.  Мир вашим сердцам.

 

О наших ближних в семье

Пресвятая Дева хочет подать нам светлые ключи победы в духовной брани. Искушения, попущенные небом, испытуют девство нашей совести и чистоту нашего зрения, — дьявол вовлекает в невидимые воронки и провоцирует на осуждение, восстание на ближних, как бы приоткрывает зрение того, чего не надо видеть. Но Премудрость Божия преподносит светлый ключ: ни малейшей подозрительности, никаких счетов, претензий, упреков. Напротив, лекарство мира, оружие любви и сила покрова. Взирать на ближних Ее премудрыми и кроткими очами. Язык старый, как мир, освоенный единицами святых в церкви, и сегодня он должен быть претворен...

Какими удивительными ближними окружает нас Царица-Мать!.. Непорочное Зачатие связано и с низведением непорочного окружения. Есть непятнаемое окружение, состоящее из душ противоположных искушающим, иначе, утешающих нас и предохраняющих. Сколько ангелов-хранителей реет рядом с нами в лице наших ближних!..

Если бы мы могли видеть ангельскую заботу о нас, тогда радостью исполнились бы лица наши. Но ночь должна пройти, и свет воссиять, чтобы мы трезво увидели, сколько благодеяний окружает нас, и память, равно с совестью, стала доброй. Добропамятство связано напрямую с неосуждением ближних. Осуждение лишает нас памяти о благодеяниях и делает неблагодарными. Вместо осуждения или фиксации на недолжном, свидетельствующем о действии в нас нечистой силы, будем помнить о несказанной доброте и щедрости нашей небесной Госпожи, и, в частности, о тех удивительных, умонепостижимых, евангельских ближних, запечатанных, как письмена Священного Писания.

Как они нам нужны, чтобы в сердце был мир!.. Как каждый особенно неповторим!.. Как надо любить каждого любовью Божией, ибо нуждаются в любви. Ближние избираются промыслительно и приготовляются от века (христианские ближние), как Анна была избрана и предуготовлена для Рождества Пресвятой Девы.

Чтобы наши семьи стали святыми, мы должны призвать на помощь святых богородителей Иоакима и Анну, как совершенный евангельский образец бабушек и дедушек. Мы знаем, что праведный Иосиф для нас образец отечества, Пресвятая Дева — образец материнства, и Анна — образец бабушки, а Иоаким — образец дедушки. Совершенные семейства скоро и будут по этому духовному образцу...

Мир в ваши сердца. Аминь". (Архиепископ Иоанн (Береславский). На правах рукописи. М., 1996г.)

 


Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная  18+

(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в г. Москве зарегистрировано общественное объединение общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь", в 1999 г. фонд перестал действовать.
В 1992 г.
в гор. Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно была переименовано и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)