Православная Церковь Божией Матери ДержавнаяЧудотворная икона "Державная Божия Матерь"

 

 

"Семья - один из образов
вышнего Иерусалима"

Проповедь,
11.02.1996г.

 

"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак" (Иоан.2:1-2).

 

1. Весь Адамов род — семья.

2. Пресвятая Троица — превечная Семья.

3. Святое Семейство.

4. Иисус и Мария — прародители нового человечества.

5. Императорская чета.

6. Преображенные семьи — опора державы.

7. "Семья станет местом дивной радости".

8. "Сочетанность сердец — тайна церкви".

 

 

Весь Адамов род - семья

Архиепископ Иоанн: "Боль Божией Матери о семьях... Начнем с этого: семья не земного — небесного происхождения. Семья, как образец, сходит с неба. Она — один из образов вышнего Иерусалима.

Император вместе с императрицей (в духе) преподнесли корону Пресвятой Деве, и в жертву было принесено Августейшее семейство. Это потрясающая жертва, принесенная за СвятуюРусь. За это, Россия будущего станет августейшей обителью, единою семьей...

Человечество в целом — семья. И где же, если не в церкви об этом подобает учить? Весь Адамов род — семья. Большинство религий мира монотеистичны, верят в единого Бога. И святые отцы (Григорий Нисский, Григорий Богослов и другие высокие авторитеты православия), полагали, что единый Бог послал ангелов во все страны и материки, и они действовали. Между тем, было попущено дьявольское вторжение (осуждение, распри...), что затруднило общение между религиями и внутри религий — между отдельными конфессиями.

Время взглянуть на землю не своими, человекоотчужденными очами, но очами Божиими. Время стать церквям послушными инструментами и проводниками воли Божией. Время им стать светильниками, чтобы освещать путь человечества к свету, в целом — единый и универсальный, хотя и со многими частностями и неподражаемыми, уникальными приемами, средствами, обителями и личностями.

Эта великая идея именуется ипостасностью — сочетанностью всех нас в одном лице Богочеловека. Он один искупил весь Адамов род, взяв на Себя грех и проклятие, пострадав и подав всем сынам Адама новую жизнь. И все человечество, искупленное Им — теперь семья, должная припасть к Его стопам. И дети Его должны, прежде всего, признать себя братьями и, поскольку это трудно, приходит Мать — Мать примирения...

 

Пресвятая Троица - превечная Семья

Итак, — семья. В ней универсально, метафизично три начала: Отец — начало богоотечества, Мать — начало богоматеринства и Сын — начало богосыновства. Семейна Пресвятая Троица — Отец, Сын, Дух Святой, единосущные и нераздельные. Бог Отец — начало зиждительное и превечное. Бог Сын — Слово Отчее, вечно рождающееся от Отца, а Дух Святой, вечно исходящий от Отца через Сына, в Пресвятой Троице являет как бы богоматеринское начало (древнеевр. "Руах" — женского рода), оно посредует между Богом и творением, подает жизнь. О Духе говорится: Дух Святой животворящий.

Царица Небесная, венчанная Пресвятой Троицей, не отделима от Святого Духа. Матерь церкви, Она — подательница жизни в Боге, Она есть Та, Которая творит жизнь. По учению святых Отцов, через Нее Господь распределяет все благодатные дары, Она — граница между тварным и нетварным, огнезрачный престол Божества (св. Григорий Палама). И только те, кто знают, что Мария — то же, что церковь, что Она не отделима от Святого Духа, те призывают Духа Святого в лоне пренебесной Ее чистоты — и обретают печати и дары Святого Духа. Ибо Пресвятая Троица пожелала Сердце Божией Матери соделать Своею вечной и чистой обителью, обителью подобающей и достойной. Православная церковь учит: Она — вместилище соединения Бога с человеком.

Итак, в Пресвятой Троице (Отец, Сын, Дух Святой) выражены эти три универсальные начала: богоотечество Того, Кто нерожденный и от Него превечно рождается Сын; богоотечество — символ того, что однажды мы также окажемся в небесном Отечестве, и что у нас есть Отец, Он домоуправитель, и Он призовет нас в дом Свой. Об этом будем помнить, богомысля о тайне первого Лица Пресвятой Троицы. Богосыновство — Сын — посредник, Тот, в Ком обитает Отец. И Дух Святой — преимущественно "женская" ипостась Бога Отца, ипостась Его бесконечного милосердия, сострадания.

Оттого-то в эпоху Святого Духа, когда от духовного неба изливается столько света, и посылается миру святая Мать всечеловеческая. Она должна соединить всех детей. Она называет детьми Своими не только христиан отдельных конфессий — православной, католической или другой, для Нее дети — весь Адамов род; и настоятельно Она просит молиться о грешниках, а не о каких-то частных личностях или конфессиях, — о всех грешниках земли.

Богу открыт иной язык, помимо нашего. Бог, как известно, Сердцеведец, а на скрижалях сердца не написана конфессия, деноминация или иной какой-то условно-человеческий порядок. Там свои начертания: чистота или блуд, праведность или грех. Печати: зверь ли начертан, антихрист в твоем сердце или Дух Святой сияет, образ и подобие Божие; на тебе печать сына Божия или сына дьявола; на тебе печать семени Жены или семени змея; на тебе печать сына света или сына тьмы..., — вот таковы Евангельские печати, читаемые в сердцах.

Итак, Пресвятая Троица, три Лица Ее, как бы "семейственны". И эта семейственность изумительно родственна и сочетана в одно, она не различима, три Ее Лица как бы перетекают одно в другое, они нераздельны, они одно. Здесь тайна семьи. И Отец и Сын и Дух Святой (Дух раскрывает преимущественно богоматеринский образ), — суть единое начало. В этом тайна семьи — трое должны стать одним. Не только муж и жена обретают одну плоть (в духе), но и их дети. (Именно поэтому разведенные, как сказано в Писании, прелюбодействуют и потомки наследуют греховную чашу до четвертого поколения..., — пред Богом семья являет нечто одно. — св-к И.)

Блестящий образ предлагает католический святой Максимилиан Кольбе. Он также сравнивает отношения между Лицами Троицы с семьей, и это важно понять — как бы внутренняя Бога через проявленность трех Лиц в их соотношении.

Итак, бесконечная любовь Отца к Сыну и ответная любовь Сына к Отцу, представляет совершенный образ мистического брака. От божественной любви рождаются плоды — Господь приходит на землю и принимает крест. И Дух Святой в огненных языках Пятидесятницы сходит в мир, как непорочное Дитя, ибо речь идет о Троице, Которая сущностна, как нетварное Непорочное Зачатие (для всего творения). И вот это нетварное Непорочное Зачатие однажды как бы начинает "страдать" из жажды быть проявленной. Это "женское" начало любви и милосердия воплощается и становится тварным, но тварным в чистоте, обновляя тварную, греховную природу человека через непорочное начало святости, излившееся в мир от Пресвятой Троицы. Рождается Богочеловек, Господь наш Иисус Христос.

Итак, луч от Пресвятой Троицы, через Пресвятую Деву — чистую скинию и Посредницу, входит в человечество земли, и Троица запечатляется в нас через богоневесту-церковь, когда мы семейственны. Семейственность полностью противоположна одиночеству. Семейственность ипостасна... Ипостасность (ипостась — то же, что лицо) — тяготение к одному, Троица единосущна и нераздельна,   взамопроницаемость трех Лиц, тогда как в обычном понятии лицо отделено от целого. Обычная личность тяготеет к ветхой индивидуальности — к порочной отчужденности. Ипостасная личность тяготеет к единству. Это всецело церковная прерогатива, это качество, подаваемое здесь — мистический брак, сочетание, три — суть одно.

*   *   *

Итак, несколько слов о тайне Пресвятой Троицы. Преимущество тринитарного учения (то есть учение о трех Лицах, которые суть один Бог, как подчеркивали святые Отцы, а не три Бога; Единый Бог, но в трех Лицах) в том, что мы видим динамику внутренней жизни Бога, она несказанно и неизъяснимо выражена во взаимодействии Лиц: так Отец возлюбил Сына, что изнутри Самого Себя послал Его в мир, Сын по любви к Отцу и к творению принимает крест, и Богочеловек входит в славу Пресвятой Троицы, посылая Святого Духа и оставаясь в мире.

Не имея вот такой святотроичной высоты учения о Боге, невозможно было бы славить Сущего на небесах и на земле одновременно; невозможно было бы представлять, что Он, воссевший на престоле Троицы, одновременно страждущий Агнец; и еще откроется — как Агнец в белых одеждах, со ста сорока четырьмя тысячами следующими Ему.

Это первое, великое Семейство — Пресвятая Троица. Из него следует, сколь семейственны христианские отношения, безразлично от того, какой путь избирает человек — путь затвора ли, целибата, семьи, скитской обители, монастыря, — всегда семейственен, ибо в нем действует вот эта вышняя, Божественная Семья.

 

Святое Семейство

Затем, взглянем на два отражения Небесной Семьи. Они ангельски премирны. Вторая святая семья, в прямом смысле — святое семейство. И об этом надо напоминать, это один из элементов преображенного православия. Святое семейство, по сути, забыто, оно оттеснено в историческое прошлое. Нет, святое семейство есть, святое семейство — печати, должные сходить!

И, когда перед нами семья, мы должны взирать на нее очами Пресвятой Троицы и восклицать: "Это святое семейство!.." Мать тяготеет к богоматеринскому началу; отец, подобно Иосифу — к богоотеческому началу (он как бы символизирует Отца Небесного); а сын, подобно Сыну Божиему — к богосыновьему началу.

Итак, в святом семействе — Богомладенец Иисус, Пресвятая Дева и Иосиф. Мы так же видим три этих универсальных начала: Иосиф символизирует богоотечество Отца Небесного, Пресвятая Дева — богоматеринство Святого Духа и Младенец Иисус — богосыновство, — это три вехи на пути человеческом.

Богоматеринство всех нас сочетает в одно (огненные языки Пятидесятницы, когда родилась христианская Церковь), чтобы мы пришли к богосыновству Сына, то есть — были усвоены, как сыновья Божии через Иисуса Христа, рождением от Матери Божией, Матери церкви (Жены, Облеченной в Солнце); и, наконец, во Христе мы приходим к небесным обителям Отца нашего — богоотечество. Отечество наше горнее, но прежде — горний град богосыновства и обетованная земля Марии — человечество Ей посвященных, через Нее — Живому Богу.

Вот эти три универсальные вехи — богосыновство через богоматеринства, и богоотечество через богоусыновление.

Прообразы этого существуют и в Ветхом Завете, например, имя отца Ревекки, жены Исаака, за которой посылает Авраам своего раба — Вафуил, что в переводе — "богоусыновление", она — дочь Вафуила.

И здесь мы видим, в этом святом семействе, служащем отражением Пресвятой Троицы, как бы сошедшем из недр Пресвятой Троицы (так пожелала предстать Пресвятая Троица на земле): Иосиф — названный отец, как бы замещающий Отца Небесного; Пресвятая Дева — уже не названная Мать, а Богоматерь и Младенец Иисус.

И здесь, три лица, как бы равны. Кто важнее из них, скажите? Кто в центре этой семьи?.. Отец ли?.. Может быть, несомненно Иосифу поручено ограждать, помогать, посредовать. Мать?.. Может быть и Пресвятая Дева в центре?.. Вполне можно представить, что Она центр этого семейства, через Нее все происходит: Ей дана забота о Богомладенце, и Иосиф служит Ей и Богомладенцу. Быть может, Господь в центре этого семейства, Иисус Христос?.. И так можно полагать, поскольку цель Его воплощения — искупление, прощение Адамова рода и подание новой вечной жизни.

Видите, и здесь вот эта изумительная ипостасность трех лиц — их сочетанность в одно и их равновеликость. И опять: богоотечество, символизируемое Иосифом; богоматеринство — Пресвятой Девой и Богомладенец Иисус. И вот уже эта чудная семья, она сошла с неба, буквально, и эта семья страдает... Страдает от самого рождения Господа: эта бойня в Вифлееме — четырнадцать тысяч младенцев!.. Это первые мученики святого семейства. Подобно этому позднее чекисты расстреляли несколько тысяч людей за чтение акафиста иконе Богоматери "Державная", открывшейся в Коломенском в 1917 году.

 

Иисус и Мария -
прародители нового человечества

Коснемся другого образа семьи, более сокрытого. Он также является списком или отражением Пресвятой Троицы. Эта семья также должная стать объектом нашего сердечного богомыслия, — Иисус, Мария и все человечество земли, полагаемое Их детьми. Господь и Божия Матерь уже в зрелых летах, это семья из Назарета. Иосиф престарелый, он Иосиф уходит, а Господь и Божия Матерь остаются. Отец Небесный забирает святого Иосифа в Царствие, и на земле остается новое семейство. Здесь: Иисус — новый Адам, а Мария — новая Ева и все человечество — Их новая семья. Это пересотворение мира, — Им поручено стать прародителями, праотцами человечества чистых.

И Господь, глядя на Свою прекрасную и чистую Жену, Которую так и называет: "Жена" (в Евангелии неоднократно), говорит Ей: "Мария, Ты станешь новой Евой. Я — новый Адам, и Ты станешь Матерью человечества, живущих без греха. Ты — чистая, Ты будешь наречена Вечночистой, Вечнодевой. И везде, где Ты ни появишься, будет проповедоваться чистота; лучи несказанной чистоты будут исходить от всего, что Ты ни благословишь. Мир будет буквально купаться в лучах этой неизъяснимой чистоты. Ты приведешь Адамов род ко Мне".

Видите, это уже семейство, и в нем опять, те же три начала. Но Иисус Христос здесь уже не Сын, а Отец. И Пресвятая Дева понимала, что Он — Отец. И когда Она увидела Его распятым, и источился свет Его Божества при усыновлении Ей Иоанна и Ее Иоанну (крестно-голгофское материнство), Она взглянула и увидела в Нем распятого Отца — Премудрость Божию, как Она открыла нам!..

Здесь Господь Иисус Христос — Отец, Он Отец и нам; Пресвятая Дева — Матерь, Она и наша Мать. Всему человечеству подобает усыновиться Богу через новых Родителей... Опять богоотечество, богоматеринство и богосыновство.

Чудная семья взращалась в Назарете, где тридцать лет наши святые Отец и Мать пребывали в дивном богомыслии относительно того, что Им предстоит в дальнейшем. Тридцать назаретских лет, совершенно не отраженных в Евангелиях, и почти безвестных, даже в Священном Предании, сегодня открываются (св. Анна-Екатерина Эммерих, Мария Валторта, о.Гобби и др.).

Это как бы пребывание в земном раю: новый Адам и новая Ева становятся родителями нового человечества, что и совершается у Голгофы: Господь передает Своих детей Пресвятой Деве. Она — Мать, а Он — Отец. Здесь тайна того, как учат святые Отцы, что Она, будучи в особых отношениях с тремя Лицами Троицы, которые суть одно, Она одновременно и Мать (по второму Лицу), и Супруга чистая, и неневестная Невеста (по третьему Лицу) и Дочь (по первому Лицу Троицы), то есть Она и Дочь, и Мать, и чистая Жена.

Такова Она — единая и совершенно нераздельная. Это и означает, что Она и Мать нам и Она Дева. Она — Мать рождающая в чистоте. Рождая нас, Она остается чистой, и здесь тайна нашей чистоты. Поскольку Мать наша, родив, осталась чистой, Она передала этот дар — рождаться в чистоте, Своим детям. Мы девственны, поскольку наша Мать девственна.

Мы рождаемся от Той, Которая была девственна до нашего рождения (я как бы несколько преображаю христологическую и мариологическую формулу преп. Иоанна Дамаскина, который говорил о том, что Пресвятая Дева была Девой "до", "при" и "после" рождения Господа); Она осталась Девой и при нашем рождении (это величайшая из тайн; каким образом, порождая нас, грешников, в Своем чистейшем лоне, Она остается непятнаемой — об этом еще предстоит богомыслить) и Она будет вечно девственной. Богоматери предстоит обновить человечество Адама, как икону в белой купели. Солнечная Вечнодева — живоносный источник, обновление храма, церквей, жизни и всего творения.

*   *   *

Видите, Пресвятая Троица — Семья. И Божия Матерь окружена семейным порядком. Она хотела жить в монастыре при иерусалимском храме, провести жизнь, как затворница, монахиня, а Господь подал Ей чудный, чистый брак. И Она, будучи Девой, молитвенницей, затворницей и таинницей (Родоначальницей всех монахов и затворников), Она познала и семью. Мария жила в семье, Богородица земные дни Свои провела в чистом, прекрасном браке. Она прошла через святую семью — Иосиф и Богомладенец Иисус; и затем Она прошла и через духовную семью: Мария стала Матерью-наставницей апостолов, десять дней Она подготавливала их к излиянию Пятидесятницы и затем до дня Успения окормляла первохристианскую церковь.

А сегодня Она Мать семьи всечеловеческой!.. Как это важно осмыслить. Ее дети — все человечество земли, и мы, как Ее инструменты, должны взирать, как на Ее детей, как на единую семью, на всех, кто рода Адамова, на всех, кого Она назовет Своими детьми — к ним Она и поведет нас.

 

Императорская чета

Остановлюсь и на четвертом образе семьи, который будет освящать на нас и богомыслено пребывать с нами. Это уже совсем близкое к земле — императорская чета: последний Российский император Николай II и императрица Александра. Несомненно — также слепок святотроичного совершенства: любовь к верноподданным, боль о церкви, изумительная чистота, целомудрие, жертвенность, готовность страдать, долготерпение, человеколюбие. Воистину Господь обитал в императоре и Пресвятая Дева в императрице, а наследник цесаревич (можно сказать, что и великие княжны) — это как бы раненный, распятый Господь.

Опять, схождение образов Пресвятой Троицы в духовно-семейственном порядке. И Российская императорская чета, жертвенная, мученица, сегодня оказывает свой покров, который будет умножаться и умножаться. Особенно покров семьям.

Будем с вами богомыслить не только об императоре и императрице, о чудных, прекрасных их отношениях: каким верным мужем был император, и как была прекрасна императрица (я не знаю жены прекрасней, преданней, совершенней). Наверное, трудно указать что-нибудь более прекрасное. Это, с моей точки зрения, совершенный образец семьи, и чем больше мы имеем его пред очами, этот четвертый, сходящий с неба образец семьи, тем в большей степени и мы становимся духовно семейственны.

 

Преображенные семьи -
опора державы

Но это метафизика и богословие. Теперь коснемся уже конкретного понимания семьи. Одна из самых болезненных тем... Как относились к семье в традиционном православии в течение веков? На Руси семью понимали, как домашний монастырь. Когда отец семейства приходил на исповедь к духовнику, ему обычно советовали стать как бы игуменом в собственном, домашнем монастыре. Считалось, что это твоя обитель: молитва утром, вечером, забота о детях, посещение храма по праздникам, домашний иконостас с неугасимой лампадой, благочестивые дети.

Увы, это почти не удавалось: образец весьма натянутый, поскольку монастырь — особое призвание, а семья — в миру, и формировать семью по образу монастыря — натяжка. У кого-то получалось — думаю, в одном случае из ста, ну, а девяносто девять оставались как бы без образа. Не было образа праведного священника, и у приходских батюшек как-то все разрушалось. По сути, так и не было образа праведной семьи...

И мы должны просить небо, чтобы образ преображенного православия коснулся и священника, и семьи, и скитской обители, и монастыря, и всего, что касается жизни по вере. Церковь, будучи неотмирского происхождения, свидетельствует в миру. Ее формула-купина: "и свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Иоан.1:5), — тайна купины. Церковь только тогда живет и побеждает в миру, когда знает чудо Пресвятой Девы, вот это чудо, когда сияет свет (церковь есть обитель невечернего, нетварного света). И каким-то чудом этот невечерний свет сходит и стоит над кустом (куст — тварный мир), и слышен голос Божий в воздухах храма, и куст не опаляется, — мир, напротив, упокоевается в свете. Тайна церкви — это тайна Марии неопалимой купины (святые Отцы много богомыслили об этой тайне).

*   *   *

Сегодня семья будет воистину пониматься, как малая обитель. А обитель, в свою очередь, станет чудной христианской семьей. Не будет большой разницы между женатыми и неженатыми. "Имеющие жен должны быть, как не имеющие" (1Кор.7:29), — эту формулу апостола Павла надо понимать так, что брак не узаконенный блуд, но семьи, посвященные Богу от самого начала своего, от момента заключения брака, будут посвящены небесной чистоте Господа и Божией Матери, будут чудно водимы ангелами и хранимы Покровом Пресвятой Девы-Матери.

Следствия этого будут совершенно изумительны!.. Вот какие будут следствия новых посвященных семей: во-первых, дастся образ истинного покаяния, причем покаяния взаимного, и даже большей частью покаяния родителей перед детьми. Это то, на чем я постоянно настаиваю, о чем я вас очень прошу.

Традиционный образ, что родители понукают, усовещают своих детей, совершенно невозможен в церкви. Церковь есть ипостасное начало. В ней нет старших и младших, она по образу Пресвятой Троицы. Кто здесь отец, кто сын, кто мать? Они ипостасны и равновелики. Пусть помнят об этом матери, что праведная мать содержит в себе начало богоматеринское, а сын или дочь — начало богосыновье или богодочернее. Какое важнее? Здесь нет иерархии. Это тайна, тайна, какую никак не изъяснить. Они равновелики.

Смотрите, как дивно семейственна христианская жизнь, сходящая из поднебесной. Тайна семьи в том, что семья небесного происхождения...

Итак, когда родители будут каяться перед детьми, какой чудный мир и взаимопонимание будет между ними! Я убежден, что это святое покаяние не будет чем-то подавляющим. Покаяние вообще мучительный процесс, и оно не составляет цель христианского пути. Цель — это сочетание, обожение и мир Христов. Покаяние — только ступень к святости, хотя оно и продолжается до последних дней, ибо в настоящем порядке начало греха до конца не исторгнуто.

Основой станет глубокая, духовная любовь. Как она дастся? Родители будут взирать очами Божией Матери и Господа на свое дитя; а дитя как бы сойдет с неба, облучаемое любовью родителей и всей церкви, и всего человечества. Родители будут учить (будучи посвященной Богу семьей, назаретской семьей), что они только малый очаг, а в действительности твоя семья — все человечество.

Вначале, твоя первая семья — отец и мать, и ближние; вторая твоя семья — братья и сестры по церкви, а третья твоя семья — весь Адамов род. И все тебя любят, даже животные: и козочки, и овцы, и коровки..., — это все твои ближние, это все твоя семья. Все тебя любят, и нет никаких врагов...

Воспитание детей в традиции любви и мира, и необходимости служения ближним (в христианском понимании ближнего, не конфессионально или институционально ограниченном, а в евангельском понимании), — Господь дал притчу о самаритянине: то есть даже "враг", вроде бы, самаритянин, а вот оказал помощь тебе — он ближний. Иди и поступай также, стань ближним для нуждающихся.

Вот так будут создаваться и возрастать семьи, в этой святотроичной любви, в лучах бесконечной любви, истекающей от престолов Троицы, в святотроичном мире, в этом чудном мире между лицами Пресвятой Троицы, и святотроичном служении... Как Сын служит Отцу! Как Отец служит Сыну, вместе с Ним делая то, что делает Сын на земле, разделяя Его служение. И как Дух Святой служит Отцу и Сыну, претворяя божественный свет на земле, преображая падший порядок!..

*   *   *

Важно понять: обращением к Живому Богу через Пречистую Деву, Жену Облеченную в Солнце, Матерь христианской церкви, и следованием узким путем святых отцов и матерей под покровом Державной Путеводительницы погасится родовая чаша, — равно родителей и детей. Это один из существеннейших моментов семьи третьего тысячелетия.

Родовая чаша будет почти погашена, не станет взаимных счетов. Ведь с чем связано напряжение в семье? Непогашенностью родовой чаши: ветхие родители и дети невольные проводники стихийного, животного, фатального начала — действует родовая программа, включаются чьи-то забытые, неведомые грехи. Они желают пребывать, они желают запечатляться и умножаться... Действует то, что называют причинно-следственным законом (карма, как говорят индусы). Воздаяние за грехи предков, семейная греховная чаша сказывается как довлеющий рок... Но вот удаляется она верой в истинного Бога, Промыслителя, для Которого ничто эти греховные (или, скажем, кармические) цепи, они разрешены Жертвой Господа на Кресте, — Он берет на Себя узы нашего греховного рабства и освобождает нас. Он возьмет на Себя наследственные узы семьи и преобразит их. И Пресвятая Троица будет взирать на эти новые семьи, освящая их Своей божественной любовью.

Я не могу даже описать вам, как они будут прекрасны!.. Никакими, самыми светлыми словами не описать это чудо новой семьи, в белых одеждах. Можно сказать, духовно дети будут как бы даже и не дети, а родители как бы и не родители, поскольку это будут ипостасные преображенные отношения (по образу Пресвятой Троицы): родители будут поражены тем, сколь не по возрасту мудры, благодатны их дети. Пораженные, они будут говорить: "У нас, у взрослых, нет такого понимания Бога!..".

Дети обладают особым миром, который теряют взрослые. Но, в свою очередь, и взрослые обладают пониманием, которое не имеют дети. Также и пожилые люди обладают особым видением Бога, особой мудростью, которой не обладают ни дети, ни взрослые люди. Так что каждый возраст освящен, свят и прекрасен. И будут взирать на людей любого возраста с какой-то восхищенной мистикой, читая великие тайны за внешним образом. Да и жизнь праведников продлится от ста до трехсот и более лет, как у древних патриархов...

*   *   *

Вот такой образ семьи: в лучезарном свете, в ароматах роз, в дивном мире, хотя им и предстоит тяжелое трудничество, как бы совместный крест. Они так же будут трудиться на земле, им придется нести свои кресты; будут трудиться и во имя искупления тех, кто еще находится в подземных сферах. Но это уже будут какие-то новые семьи. И вот, что будет совершенно ново — поскольку они посвященные, они будут особо именованы, — допустим, семья в честь императора Николая, семья в честь императрицы Александры. Будут семьи в честь Пресвятой Троицы, Успения Пресвятой Девы и т.д.

Это будут семьи-обители, обительные семьи. Ну, а обители станут чудно семейственны. То, что формируется сегодня — это пока только прообраз, это только начало. Да, мы проливаем духовную кровь, мы ищем, мы водимы белым облаком, — делаем, как можем... Божия Матерь благословляет наши чистые намерения, Она читает в наших сердцах желание святости, и покрывает нас, постоянно называя Своми детьми.

Будут найдены наименее мучительные и болезненные способы врачевания ран... Но следует признать, что пока это только начало, и милостью Божией это прекрасно, что впереди столько света.!.. Обители будущего будут совершенно преображенными. Братьям и сестрам под руководством отца-наставника и матери-наставницы будут открываться такие мистические тайны, такая дивная между ними будет любовь, превышающая даже какие-то родственные узы! — это, в прямом смысле, будет какой-то святотроичный свет, это будет Царство Божие, сходящее на землю.

Такие тесные узы будут связывать все человечество. Как видите, здесь нет места затвору, нет места индивидуализму, но семейственность, семейственность, семейственность... Кто есть затворник? Помимо известных определений, дадим еще одно: тот, кто поклоняется третьему образу семьи — Иисус, Мария и все человечество. Затворник — таинник Назарета, он входит уже во всечеловеческую семью. Конечно, кто дает обет воздержания (монашество или целибат), семьей того становится церковь — это все его дети (или ее дети), и весь Адамов род.

Тому, кто дает обет чистоты, надлежит не ходить каким-то опустившимся полу-трупом и изображать из себя двадцатилетнего старца или двадцатипятилетнюю старицу, а надлежит служить. Служить, летая, как светлый ангел, светлый пастырь, видя в каждом мать или отца, сына или дочь...

Какая была прекрасная православная традиция! Как часто называли встречную женщину "матушка", а она говорила: "сыночек"; мужчине говорили "батюшка", а он отвечал: "доченька". Эта истинно православная традиция вернется в открытые сердца. Ключом вот как раз и будут открытые сердца, устремленные к третьему тысячелетию.

Это уже будут несомненно семьи преображено православного порядка. Сохранится многое от прежней традиции: догматы, любовь к иконам, лампадам, молитва при свечах, литургии Иоанна Златоуста..., но будет излучаться радость новой жизни — совершенно новый свет! Будут открываться многие святые, и читаться не столько древние патерики, сколько книги, сходящие с неба, поскольку людям будущего дастся духовное зрение, утраченное падшим человечеством. И отпадет нужда в каких-то книжных пособиях и даже в текстуальных молитвах, — преображенное человечество перейдет в порядок священного безмолвия, озвученного ангельскими гармониями.

 

"Семья станет местом дивной радости"

Естественно человеку жить в семье. Ему легко, когда он окружен ближними. Но семья должна быть понята духовно, так что те, кто не суть твои родственники по плоти, должны быть евангельски поняты, как родственники по плоти; а те, кто твои ближние по плоти, должны быть осмыслены духовно. Ибо каждая душа приходит из Царствия со своей миссией. В свою очередь, все христиане составляют единую соборную семью...

И если христоцентрическим взглядом оглядеть семейственность, то можем сказать, что Господь также, как и Пресвятая Дева пребывал в семье. Он пожелал родиться от чудной Матери, и у Него был названный отец (Отец Небесный позаботился о том, чтобы Ему покровительствовал земной отец). Из умаления, в любви Он тридцать лет пребывал в этой преображенной семье с Пресвятою Девой. Возрос по Своей человеческой ипостаси в чудной семье, став Отцом, и Пресвятая Дева Матерью нового христианского человечества.

По преданию Западной церкви, Иосиф умер на руках Иисуса и Марии, поэтому католики молятся о нем, как о покровителе усопших. Он тот, кому Господь и Божия Матерь передали Свою любовь и благословение на смертном одре.

Господь наш Иисус Христос изумительно семейственен, Он — покровитель семей. Святые Отцы много богословствовали о Троице и Единице, об ипостасности Лиц, Их сочетанности и нераздельности, — по сути, о святотроической семейственности. Да будет Святая Русь чудно возрождена новыми семьями!

Современные социологи и психологи полагают, что как бы три круга очерчены для человечества. Первый, самый узкий — семья; затем, некая социальная среда, ближайшая группа (в духовном порядке — это церковь), а затем и все человечество. Все три уровня должны быть одинаково выражены и воплощены. Если неполноценная семья — рушится все прочее, нет круга ближних, и, тем более, деградирует государство.

Держава духовного мира, какой должна стать Россия, конечно же начнется с того, что оплотною, опорною державой мира станет семья. Существует прямая связь между действием дьявола и разрушением семьи. Семьдесят пять лет в советской России шло прямое разрушение семьи...

Всероссийская трагедия убийства праведных и прекрасных отцов... — самые лучшие представители мужского пола были истреблены; среди коммунистов они тоже были истреблены: истинные коммунисты были уничтожены, их место заняли фарисеи, проходимцы. Был уничтожен цвет белого офицерства, был уничтожен цвет монашества..., — понятно, к чему это неизбежно привело.

Затем, геноцид в отношении женщин... Вот поданый в массы образ женщины-работницы: днем работает, маляр, трактористка и проч., а вечером — плакатно-сталинская Дуня-агрегат, исполняет в семье мужскую роль. Это тоже сделало женщину больной, несчастной, измученной, с этими тяжеленными авоськами, часовыми очередями..., — это полное вырождение духовного образа женщины. Соответственно — брошенные дети, сироты при живых родителях в этих безликих яслях и детских садах.

Тенденция к вырождению советских семей отчетливо наблюдалась, хотя, в общем, страна уделяла большое внимание семье, и были здоровые и хорошие семьи. Но в целом — атеизм, дух мира и власть дьявола, она сказывалась очень четко.

И эта эпоха завершена. Россия будущего возродится только через крепкие семьи. Уже сейчас начинается тенденция к возрождению крепких семей, но пока такие семьи в целом из зажиточных социальных групп, а это временное. Новая семья возникнет не через материальное благополучие, поскольку зажиточные люди пока используют старые образцы, ни к чему не приводящие; кроме того, если деньги заработаны нечестным путем, то едва ли будет благословение Божие жить благополучно и спокойно. (Для спасения души должно прозреть на свои грехи и покаяться, принести достойные плоды покаяния, очень часто это происходит через большие скорби... — св-к И.).

Новые семьи станут достоянием нового времени, эпохи третьего тысячелетия; они будут даны в лоне истинной церкви, которая слышит Живого Бога, дерзает по вере очами Пресвятой Девы созерцать славу Пресвятой Троицы, как совершеннейшей Семьи...

Предуготовление душ через богоматеринскую — рождающую свыше, утешительную и преображающую — ипостась Духа Святого и составляет смысл нашей эпохи, кануна Страшного Суда. Пресвятая Дева, обоженная в полноте, есть тварное совершенное выражение третьего Лица Пресвятой Троицы. По учению св. Отцов, Она — совершеннейшие Образ и Подобие Божие, живая Икона Божества. Даже взирая на Божию Матерь, мы освящаемся, — так прекрасен Дух Святой, изливающийся через Богородицу, чудную границу между тварным и нетварным (св. Григорий Палама).

Дух Святой по-матерински милосерд; Животворящий, Он как бы женственен ("Руах"); Он называет всех нас Своими детьми и, как добрая кормилица-мать, созывает под Свой кров, под Свои голубиные крылья. Исходящий от Отца через Сына, Дух Святой подается в лоне церкви через посредство Божией Матери, Которой Сын вручил державную власть на небе и на земле. Господь наш Иисус Христос действует через Пречистую Матерь Свою, а Она действует через Него, согласно Его воле.

Да станем мы во Христе кроткими и вечными детьми Духа Святого, и да подастся нам жизнь вечная в прекрасных, чудных семьях! И навсегда исчезнет скорбь, связанная с одиночеством, с неразделенностью, с апатией. Пропадут, как никогда не бывшие, страхи, комплексы, неврозы... — то, с чем мы сегодня сталкиваемся в церкви-врачебнице. Эти травмирующие образы навсегда да исчезнут в христианских семьях, омытых водами преизобильной благодати. Семья станет местом дивной радости, радости, радости!..

 

"Сочетанность сердец - тайна церкви"

Я мечтаю о том времени, чтобы церковь стала одной семьей, чтобы мы стали как бы одним человеком, совершенным в Боге. Чтобы сердца так соединились, как нервные окончания, — эти церковные, сердечные волокна наши должны совершенно сочетаться в Боге. Тогда благодатное дарование, данное ближнему, тончайшее веяние Святого Духа, будет передаваться от одного к другому: что в сердце одного, то тотчас передается к другому и всей церкви, без слов.

Это тайна церкви. Сердца обладают неслыханными возможностями. Ангелы приоткрывают его, и духовное сердце становится в центре подвижнической жизни. Сердце, а не ветхий ум, с его аналитическими возможностями, рациональными системами и тем, что только разъединяет людей, побуждая их соревноваться, завидовать, ненавидеть, — действие рационализма, все это уходит в прошлое. В очищенном человеке ум опускается в духовное сердце, и обретается духовный разум, великий дар Премудрости Божией.

Сердечная жизнь всегда тяготеет к соединению. Господь явил нам совершенство сердечной жизни — жизнь в святой любви, которая завершается жертвой. Если сердце поставить в центр христианской жизни, становится понятным, что явил Господь Своею крестной жертвой — это разорвавшееся от бесконечной любви Сердце. И не случайно апостол описывает, как копье ударило в Сердце Господа, и излились Кровь и вода (Иоан.19:34-37; 1Иоан.5:6-8). Его Сердце — евхаристическое; евхаристическая Кровь от прободенного Сердца Господа наполняет дароносицы всех храмов и наши дароносительные сердца.

*   *   *

Я не случайно прочел проповедь о семье. Это болезненная тема. Совершенно не верно монашеское, затворническое понимание семьи как чего-то вторичного (я хочу сам покаяться, у меня тоже оно когда-то было): семья — это то, через что надо пройти и вступить в монашество, чтобы в одиночестве достичь духовных высот: Бог познается в каком-то запредельном одиночестве пустынника. В действительности, это совсем не так.

Иисус до 30 лет жил и затем умирал в семье: перед Ним у Креста стоял духовный сын, Иоанн Богослов, и Святая Мать, — Он умер на руках Своей семьи. Нет ничего, кроме семьи. Семья свята, семья сходит с неба... Должно прозреть — это образец, сошедший с неба! Ее истинный образ должен подать новый импульс к рождению святых семейств и к новому пониманию духовной семьи.

Вот, когда наши сердца воцерковятся и церковь станет семьей, вот тогда-то мы и родимся свыше в этой духовной семье. И как же мы будем счастливы!.. Как мы будем счастливы!.. Ведь чем больше братьев и сестер в семье, тем они счастливее. Один ребенок страдает, одинок: где брат, где сестра? Никого нет, обречен на одиночество. Двое — уже проще, это как бы по образу Господа и Божией Матери; трое — по образу Святого Семейства, Пресвятой Троицы; а дальше — четверица, сотница и так до бесконечности. Все человечество — наша семья.

О, Господи, подай нам это око из Гефсиманского оливкового сада, где Ты до кровавого пота молился о спасении всех, чтобы взирая на мир, понимать, казалось бы, чуждых и далеких, как своих братьев и сестер, видеть в них близких, таких же, как мы. Даруй нам смотреть на мир очами Небесного Отца. Как прекрасно иметь такую великую семью!..

И это "космополитическое" учение нисколько не устраняет сугубо патриотического отношения к России. Мы не просто не отрицаем идею особого предназначения России, но мы ее подчеркиваем так, как ни один традиционалист. Если притекут в церковь, чтобы узнать миссию, определенную Святой Руси, то окормятся сверх всего!..". (На правах рукописи. Архиепископ Иоанн (Береславский). М., 11.02.1996г.)

 


Сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная, зарегистрирована Министерством Юстиции РФ 04.02.1997 г., свидетельство о регистрации N388. Прошла перерегистрацию 20.05.1999 г. ОГРН 1025000003621.

(с) Все права сохранены. ЦРО Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в г. Москве зарегистрировано общественное объединение общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь", в 1999 г. фонд перестал действовать.
В 1992 г.
в гор. Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно была переименовано и действует по настоящее время как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094.
04.02.1997 г.
Министерством Юстиции РФ зарегистрирована Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388. ОГРН 1025000003621.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)