ДомойЧудотворная икона "Спорительница хлебов"

 

 

Православная мариология:
богородичная ветвь святого Православия

"Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею" (Ефес.3:14-19).

 

1. Учение о Святой Матери — сокровище подвижнического православия.

2. Афонские иноки — насельники Богородичной державы.

3. Афонская богородичная Псалтырь.

 

Учение о Святой Матери - сокровище
подвижнического православия

Священник Илья: "Сокровищница Церкви преподносит верным хранимое ею догматическое и сокровенное учение святых Апостолов и святых Отцов о непостижимой тайне Святой Матери, о Ее вышеангельском служении Господу и вселенской миссии. Но приникают к этим великим тайнам лишь призванные к Брачному пиру и понесшие свой крест вслед за Господом, стяжавшие печати живой веры.

Ангелы сообщают дары премудрости лишь простым и любящим, праведным сердцам и отвергают горделивых книжников и лжеучителей. Так многими забыта ныне тайна живого водительства и всемощного Покрова Пречистой Девы, тайна живой веры и горячей ревности о Боге, — хорошо известная нашим отцам и матерям... Свидетельство "богородичного" духовного пути из Молитвенного правила святых подвижников Афонской горы, где учение Господа нашего Иисуса Христа, проповеданное и утвержденное Самой Божией Матерью в Ее земные дни, с первых веков христианства хранилось с особенной тщательностью, — иноками, принесшими особые обеты посвящения.

В неделю торжества святого православия в каждом православном храме предаются анафеме те, кто отвергают догматическое учение Православной Церкви, запечатленное в ее Предании, в т.ч. в литургических молитвах!.. Не потому ли свв. Тихон Задонский, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов и многие другие праведники с великой горечью повторяли: "Христиане не знают христианства"?!..

Вслед за древними и новыми святыми исповедниками и наставниками живой веры припадем к Живоносному Источнику и Неупиваемой Чаше, последуем Одигитрие-Путеводительнице, примем на царство Державную Всецарицу и с Нею — Самого Господа, кротчайшего Ангца и Возлюбленного Жениха!.."

*   *   *

Еп. Симеон Солунский (ХVв.), из толкований Божественной литургии о почитании Царственной Марии:
“Изрядно о Пресвятей... “после священнодействия воспоминаются все, так как получили этою жертвою спасение, ...а особенно (изрядно) воспоминается всесвятая и единая Богородица, ибо как тогда, так и теперь Она есть спасение всего мира, и мы все воспеваем Ее, надеясь спастись через Нее”. (Цит. по кн.: Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин “Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии...”, изд. И.Л.Тузова, С.-Пб., 1899, 16-е изд., т.1; репр. изд.: Русский Духовный Центр, М., 1992, с.209, выдел. св-к И.)

*   *   *

“И древние, и новые св. Отцы православной церкви не находят довольно слов для прославления Матери Божией.
...Св. Прокл, архиепископ Константинопольский (V века), исчисляя лики святых, ублажает Пресвятую Деву преимущественными похвалами. ..."В мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицею Мариею. Человек! прейди умом твоим все творения и смотри, может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу. Пробеги землю, ...углубись мыслью в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи: есть ли другое подобное чудо во всех тварях?... — исчисли все чудесное и дивись превосходству Девы: Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо прияла в чертог Свой".

Св. Кирилл, архиепископ Александрийский (V века), обращается к Пресвятой Деве с следующими словами:
"Благословляю Тебя, Богородице Марие, досточтимое сокровище всего мира, неугасимый светильник, венец девства, скипетр православия, храм неразрушимый, Матерь и Дева. ...чрез Тебя Троица Святая почитается и прославляется; чрез Тебя крест честный чтится и покланяется во всей вселенной; чрез Тебя небо торжествует, Ангелы и Архангелы радуются, демоны расточаются; чрез Тебя падшая тварь возводится на небо; Тобою вся тварь, подвергшаяся идолослужению, приводится к познанию истины; Тобою святое крещение сообщается верующим; Тобою по всей вселенной утверждены церкви; Тобою язычники приводятся к покаянию.

Но что говорить многое? Тобою возсиял единородный Сын Божий — свет сидящим во тьме и сени смертной; Тобою апостолы проповедовали спасение язычникам; Тобою мертвые восстают, Тобою цари царствуют, силою Святыя Троицы. Но кто из людей мог бы по достоинству восхвалить прехвальную Марию?”

...В выражениях, не менее возвышенных, прославляет Пресвятую Богородицу и великий богослов православной Церкви св. Иоанн Дамаскин (VIII века). Он говорит: “что чище Девы, что непорочнее Ее? Ее столько возлюбил Бог — высочайший и чистейший Свет, что через нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею, и родился от Нее совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств”.

Послушаем и св. отца отечественной Церкви Димитрия, митрополита Ростовскаго (ХVIII века).
..."Дивнаго Бога дивная Мати от начатка Своего и до конца Своего есть дивна: и в зачатии Своем дивна, и в житии Своем дивна, и в преставлении Своем дивна, вся есть едино дивное чудо. Дивна в зачатии: ангельским бо благовещением зачата от неплодных родителей, чистых и святых, чисте и святе рождена. Дивна в житии: бысть бо девствующая Матерь, и материнствующая Дева... Дивна в преставлении: ибо гробом Своим не в землю нисходит, но в небо восходит, и лествица к небеси гроб бывает”.

...Поистине, безчисленны места творений св.Отцев, прославляющия Пресвятую Богородицу. Слава Ея так велика, чиста и лучезарна, что и мы должны сказать Ей с благоговением то же, что сказал св. Иоанн Дамаскин: “хотя бы кто приписал Тебе безчисленное множество похвал, однако не восхвалил бы Тебя достойно".

..."Причастен ли кто Богопознанию? чрез Тебя, Всесвятая! — говорит св. Герман, патриарх Константинопольский, — спасается ли кто? чрез Тебя, Богородица! Избавляется ли кто от опасностей? чрез Тебя, Дева Матерь! Милует ли кто туне? (т.е. даром  — св-к И.) чрез Тебя, Богоблагодатная!” (Цит. по кн.: “Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы”, М., изд. Русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря, 1904, репр. изд. Московской Патриархии, с.198-201,213, выдел. св-к И)

*   *   *

Протоиерей о. Георгий Флоровский (ХХв.):
"Вера просвещает разум. Знания, память о прошлом, оживают в непрерывном церковном опыте. Кафолическое богословие следует за учительным авторитетом Церкви, за ее живой традицией. Православный богослов сам живет в Церкви, в Теле Христовом. Церковь — то мистическое тело, где, можно сказать, не прекращает действовать Тайна Воплощения, раскрывая всё новые и новые свои грани в таинствах и молитвенном опыте. В Небесной — истинной Соборной и Вселенской — Церкви тайна Нового Человечества предстает как реальное новое бытие. И здесь, в живом единстве мистического Тела Христова, личность Пресвятой Девы является во всём блеске и славе. Здесь Церковь созерцает Ее недосягаемое совершенство. Здесь становится ясно, сколь неразрывно соединена Она с Сыном, с “Седящим одесную Отца”.

Для Нее уже наступило исполнение того, что только предстоит человечеству. «Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота», — поет Церковь. «Богородицу... гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную» (Тропарь и кондак праздника Успения Божией Матери). Повторим: это не столько “награда” за Ее чистоту и добродетель, сколько необходимое следствие Ее служения как Матери Божией, Богородицы.

Церковь Торжествующая есть прежде всего Церковь молящаяся, ее бытие — живое участие в служении Христа, в Его заступничестве и искупительной любви. Соединение со Христом, составляющее цель бытия Церкви — да и каждого отдельного христианина — есть прежде всего причастие Его жертвенной любви к человечеству. И здесь огромная роль принадлежит Той, Которая уникальным образом связана с Искупителем — узами материнской любви. Матерь Божия становится Матерью всех живущих, всего христианского рода, каждого рожденного и возрожденного в Духе и истине. Вершина материнской любви — самоотождествление с ребенком — проявляется здесь во всей полноте.

Церковь не много говорит в догматах о тайнах своего собственного бытия. А тайна Марии — тайна Церкви. Мать Церковь и Матерь Божия вместе дают рождение новой жизни. И обе они — предстоятельницы. Церковь призывает к себе верующих и помогает им врастать духовно в эти тайны веры, тайны их собственного существования и духовной судьбы. В Церкви они учатся созерцать живого Христа вместе с торжествующим собором, Церковью первенцев, написанных на Небесах (ср. Евр. 12:23), и поклоняться им. И в этом сияющем славою соборе они различают ослепительный лик Пресвятой Матери Господа и Искупителя, лик, полный благодати и любви, сострадания и милосердия — лик “Честнейшия херувим и Славнейшия без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшия”.

В свете этого созерцания и в духе веры должен богослов исполнять свой труд — разъяснять верующим и всем взыскующим истины величественную тайну Воплощения. Тайну эту, начиная от века Отцов, символизируют одним священным именем: Мария Богородица, Мать Воплотившегося Бога". (Протоиерей Георгий Флоровский "Приснодева Богородица". Из сети: Миссионерский Листок, Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, Holy Protection Russian Orthodox Church, 2049 Аrgylе Аv, Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА, Редактор: Епископ Александр (Милеант).

 

Афонские иноки - насельники
Богородичной державы

Св. Силуан Афонский (ХХв.) о почитании Святой Девы-Матери:
“Когда душа в любви Божией, о, как тогда все хорошо, как все мило и весело. Но и при любви Божией бывают печали, и чем больше любовь, тем больше печаль. Божия Матерь никогда не согрешила ни единым помыслом и никогда не теряла благодати, но и у Нее были великие скорби; а когда Она стояла при Кресте, тогда безмерна, как океан, была Ее скорбь, и муки души Ее были несравненно большими, чем Адамово мучение по изгнании из рая, потому что и любовь Ее была несравнимо большая, чем любовь Адама в раю. И если Она осталась жива, то только потому, что сила Господня укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его Воскресение и чтобы по Вознесении Его оставалась на земле в утешение и радость Апостолам и новому народу христианскому.

...Любовь Ее была совершенною. Она безмерно любила Бога и Сына Своего, но Она любила и народ великою любовью. И что переживала Она, когда эти люди, которых Она так много любила и которым до конца хотела спасения, распинали Ее возлюбленного Сына?

Мы постигнуть этого не можем, потому что в нас мало любви к Богу и к людям. Как любовь Божией Матери безмерна и непостижима, так и скорбь Ее безмерна и непостижима для нас.

О, Пречистая Дево Богородице, скажи нам, чадам Твоим, как живя на земле, Ты любила Сына Своего и Бога? как веселился дух Твой о Боге Спасителе Твоем? Как смотрела Ты на Его прекрасное лицо и помышляла, что это Тот, Которому со страхом и любовью служат все небесные силы?

Скажи нам, что чувствовала душа Твоя, когда держала Ты на руках Своих дивного Малютку? Как воспитала Ты Его? Как болела душа Твоя, когда Ты с Иосифом три дня искала Его в Иерусалиме? Какие муки переживала Ты, когда Господь был предан на распятие и умирал на кресте?

Скажи нам, какая радость была у Тебя о Воскресении, или как скучала душа Твоя по Вознесении Господа?

Души наши влекутся знать о жизни Твоей с Господом на земле, Ты же не пожелала предать всего этого писанию, но молчанием покрыла тайну Свою.

 

Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу. Что воздам я Пресвятой Владычице за то, что Она не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Я не видал Ее, но Дух Святой дал мне познать Ее из слов Ее, исполненных благодати, и радуется дух мой, и влечется душа моя к Ней любовью, так что и одно призывание имени Ее сладко сердцу.

Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце мое и сама стала там твориться.

*   *   *

...Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери. Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов.

Боится душа моя прикоснуться, но любовь понуждает не скрывать благодарности за Ее милосердие. Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы ангелов и архангелов. И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мip, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует.

О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, которые не исправляются. Я испытал это на себе. Не лгу, говорю пред лицом Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я Ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и Ее любовь к нам, Если бы не Ее милосердие, то я давно бы погиб; но Она восхотела посетить меня и вразумить, чтобы я не грешил. Она мне сказала: «Нехорошо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь». И слова Ее приятные, тихие, кроткие, и действуют на душу. Прошло более сорока лет, но душа моя не может забыть этих сладких слов, и не знаю, что воздам я грешный за эту любовь ко мне нечистому, и как буду благодарить благую, милующую Матерь Господню.

Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все небо и вся земля радуются о любви Ее.

Чудное и непостижимое дело. Она живет на небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас убогих и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы. И сию Пречистую Матерь Свою Господь даровал нам. Она наша радость и упование. Она наша Матерь по духу, и близка нам по природе, как человек, и всякая душа христианская влечется к Ней любовью”. (Цит. по кн.: Иеромонах Софроний “Старец Силуан”, IMCA-PRESS, Paris, с.163)

 

Афонская богородичная Псалтырь

Чудотворная икона Божией Матери "Умягчение злых сердец""Христианские песнопения Пресвятей Царице Небесной, Приснодеве Марии Богородице". (Изд. третье, дополн., Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря)

"Приидите, поклонимся Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся и припадем к самой Госпоже Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Покланяемся Тебе, Пресвятая Богородице, Твоим рождеством явльшая нам свет истинный, Царице небу и земли, надежде ненадежных, помощнице немощным, ходатаице всем грешным; Ты нас покрый и заступи от всех бед и нужд, душевных и телесных, и буди нам, молимся, заступница святыми Твоими молитвами.

Покланяемся Твоему благословенному зачатию и рождению от святых Ти родителей, от Иоакима и Анны; молим Тя, Госпоже наша, даждь нам житие безгрешно зачати и родити плоды покаяния.

Покланяемся Твоему введению в церковь Господню, трилетствовавшая Отроковице, и молим Тя, свете наш, церковь нас соделай Святому Духу молитвами Твоими.

Покланяемся благовещению Твоему, Пречистая Богородице Дево, егда действием Святаго Духа со гласом Архангельским зачала еси Слово Отчее, и молим Тя, свите наш, нам, отчаянным, благовести спасение.

Покланяемся рождению Твоему, егда воплотила и родила еси Христа, Спаса миру, и явилася еси Матерь Богу, от всея твари славима и превозносима, и молим Тя, свете наш, являй себе Матерь милосерду ныне и во век будущий.

Покланяемся очищению Твоему, нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая, и молим Тя, свете наш, очисти нас от всякия скверны плоти и духа молитвами Твоими.

Покланяемся и почитаем болезни Твоя, яже претерпела еси во время вольныя страсти Сына Твоего, егда сбыстся Симеоново проречение: Тебе же самой душу оружие пройдет, и молим Тя, свете наш, болезни душевныя и телесныя избави нас.

Покланяемся Тебе, Госпоже, воспоминающе радость Твою, юже имела еси во время воскресения Сына Твоего, и молим Тя, свете наш, радости духовныя не лиши нас.

Покланяемся честному и славному успению Твоему, и молим Тя, свете наш, успи страсти наша плотския помощию Твоею.

О, Пресвятая Владычице Богородице! приими сие малое моление и принеси е Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет и просветит Тебе ради души наша.

На Твой пресвятый образ взирая, яко истинную самую Тя зрим сущую Богородицу, верою сердечною и любовию от души припадаем и покланяемся с предвечным и на руку Твоею держимым младенцем, Господом нашим Иисусом Христом.

О, Пресвятая Госпоже наша, Царице небесная, преславная Владычице, Дево Богородице, печальных всех праведное утешение и всем уповающим на Тя двивот и воскресение! Приклони, о, Госпоже, пречистыя Своя ушеса к молитве нашей, приносимой Тебе от нас, непотребных и недостойных рабов Твоих.

О, Мати наша милосердая! яви на нас милость Свою, в печали сущих и во гресех всегда пребывающих, и не презри нас, многогрешных рабов Твоих. О, Мати наша прекрасная! всех благих Ты еси вина, смертных человеков оживление и погибших избавление..." (с.6-11)

Псалом 1

"Блажен муж, иже любит имя Твое, Приснодево Мати Марие: благодатию Твоею душа его утвердится, и яко древо, при исходищах вод насажденное, множайшия плоды правды изнесет. Благословенна Ты в женах ради смирения и веры сердца Твоего; всех бо жен побеждаеши красотою Твоею, превосходиши Ангелов и Архангелов святынею, милости и щедроты Твоя везде проповедуются; Бог дела рук Твоих благословил есть.

Псалом 2

Госпоже, чесо ради шаташася языцы, стужающии ми? Бурею ужаса и страха посрами и низложи их; да покрыет нас десница Твоя: расточи тучи беззакошй нашнх, возьми бремя грехов наших. Приидите к Ней вси труждающиися и обремененнии и упокоит вас, приступите к Ней в напастех ваших, и осветит вас просвещение лица Ея; благословите Ю всем сердцем вашим: милости бо Ея полна земля". (с.16-18)

Псалом 14

"Госпоже, кто обитает в жилищи Божии, или кто вселится во святую горнюю Сионскую гору, идеже присещает свет лица Божия? Той боголюбец, иже по Бозе все упование свое на Тя едину возлагает; той боголюбец, иже во уме своем обносит всегда сладчайшее имя Твое; той боголюбец, иже воспевает чудеса и милости Твоя; той боголюбец, иже подражает смирению, кротости и целомудрию Твоему; той вселится в преблаженное жилище Божие, иже, о, Преблагословенная Приснодево Марие, величит душею Господа и радуется духом о едином Боге Спасе своем.

Потечем, грешницы, потечем по стезям Матери Божией, держимся за стопы Ея крепко и не отступим молитвами от Нея, коленопреклоняяся пред святым изображением лица Ея, возводя ум на первообразное, дондеже обрящем милости Ея во благовременну помощь к наследию небеснаго обетования". (Цит. по кн.: "Христианские песнопения Пресвятей Царице Небесной, Приснодеве Марии Богородице". Составлены по подобию псалмов, издание третье, дополненное, Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. Репр. изд. Московской Патриархии, М., 1990, с.37-38, выдел. св-к И.)

 


Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная  18+

(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная, 1999г. (с 1980 по 1991 гг. — Самиздат, с 1991 по 1993 гг. — Богородичный центр). Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002 
г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)