Богородичные иконы
Богомыслие об иконах Божией Матери
Сталинградская Мадонна
Россия, 1942 г.
Мы живем на земле, чтобы быть объятыми Ею. Чем больше испытываем скорбей – тем ближе Она к нам!
Явление Божией Матери в ночь перед Рождеством 1942 года. Сталинград (бывший Царицын). Температура минус 25, метель. Немецкий военный врач 16-й танковой дивизии, бывший протестантский пастор Курт Ройбер скорчился от холода в промерзшем блиндаже, едва освещенном масляной коптилкой.
Двести тысяч солдат и офицеров 6-й отборной армии вермахта замерзают заживо, все до одного обречены. Вместе с ними – командующий Фридрих Паулюс. Гитлер дал ему чин генерал-фельдмаршала (самое высокое звание в немецкой армии), рассчитывая, что тот покончит с собой: фельдмаршалы в плен не сдаются.
Голод, одиночество, ледяные окопы, метели, сковавший сердце страх. Злые духи набрасываются на людей и пьют из них кровь литрами… И неожиданно – явление Матеньки Нескончаемого Милосердия, Мадонны[1].
В эту рождественскую ночь с 24 на 25 декабря 1942 года в немецких окопах царит уныние. Русские только что замкнули кольцо вокруг армии Паулюса. Большинству не суждено выйти из ‘котла’. За стеной блиндажа – полевой лазарет, где умирают раненые. Пытаясь воскресить детское ощущение праздника, солдаты как могут украшают землянки, мастерят елки из мерзлой степной травы и опилок. Но многие уже догадываются о том, что сталинградский котел станет для них братской могилой.
И вдруг – чудо! В рождественскую ночь над прифронтовой полосой является Мадонна. В течение 15 до 30 минут Ее видит вся окруженная 6-я армия под водительством генерал-фельдмаршала Паулюса. Солдаты и офицеры в ужасе: что это, галлюцинация? Нет, не галлюцинация – Она является снова!
Курт Ройбер – профессиональный художник, теолог и доктор. Добрая душа, никому не отказывал в помощи: лечил и немцев, и военнопленных. Оказавшись на оккупированных землях, проникся состраданием к жителям России. ‘Я познакомился с прекрасными людьми… Столько потоков крови и слез, террора души и тела прокатилось через эту страну’, – записал он в дневнике. В письмах с удивлением рассказывал, как горячо молились простые русские люди в разрушенном Сталинграде.
Потрясенный Курт разворачивает на столе землянки русскую школьную географическую карту и на обратной стороне углем поспешно запечатляет увиденное. Сидящая Богоматерь нежно прижимает с сердцу спящего младенца Христа, облекая его своим покрывалом. Складки на платке Девы Марии пересекают глубокие тени, на лице Ее и Ее Сына — свет. Стопы Богородицы обнажены: Она, как и солдаты, замерзает и кутает свое дитя, пытаясь спасти его от лютого холода. Она – с ними и среди них, близка и понятна как никогда прежде в их жизни!
Из дневника Курта Ройбера: ‘Когда открылась дверь и вошли мои товарищи, они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене. Весь рождественский праздник прошел под впечатлением рисунка и слов, обрамляющих его: Licht, Leben, Liebe – Свет, Жизнь, Любовь’.
Слова из Евангелия от Иоанна передают то, что рождалось в сердцах при виде лика Богоматери. Здесь уже не было воинов рейха, приверженцев фюрера… Замерзавшие в своих окопах Фрицы и Гансы впоследствии вызывали сострадание даже у бравших их в плен советских солдат. Сотни и тысячи посланных на заклание простых обывателей, бывших почтальонов, пекарей, плотников, школьных учителей – сотни и тысячи немецких соловецких зеков, большинство из которых уже никогда не вернется домой, навсегда останется здесь, в чужой ледяной стране.
Тогда в приволжских степях полегло два с половиной миллиона человек: полтора миллиона немцев и их союзников (румын, итальянцев, испанцев), миллион русских, украинцев, казахов, всех национальностей СССР. Средний срок жизни солдата на передовой – 15 минут.
Курт Ройбер нарисовал Ее такой, какой Ее видели они: Мать великого сострадания, Дева примирения, Богородица Умягчение злых сердец. Мать двух с половиной миллионов покойничков. Она пришла каждого из них взять на рученьки, трогательно обнять, как младенца Христа, прижать к сердцу и напитать из непорочных сосцов. И они уже видят вокруг не снежную метель, а разбрызгиваемое горячее свежесцеженное богоматеринское молочко.
Британский историк Энтони Бивор писал: ‘Каждый, кто входил в землянку, восхищенно замирал на пороге. Многие начинали плакать. К величайшему смущению Ройбера, его блиндаж в Рождество превратился в место паломничества, некое подобие святилища, куда солдаты приходили помолиться’.
В своих окопах, траншеях, ледяных замерзших ямах солдаты чувствуют, как теплота разливается в сердцах. Многие буквально оживают и испытывают не страх, а мир и блаженство, каких вообще нет на земле. Матерь Божия пришла облегчить их переход в вечность, возжечь свечи в сердцах и препроводить в сетлый удел.
Потрясающее явление! Вот для чего Она приходит! Чтобы обреченные земные узники при переходе испытали не страх, не ужас, а блаженство! На лице у уходящих улыбка счастья – они попадают в лоно Той, которая привела в мир, а затем приняла с креста Агнца Христа.
Мы живем на земле затем, чтобы быть объятыми Ею. Чем больше испытываем скорбей, чем больше мы в пустыне, чем больше мы пленники в своем ‘сталинградском котле’ – тем ближе Она к нам!
Судьба иконы удивительна сама по себе. Курт Ройбер не дожил до конца войны. В 1944 году он скончался в плену в Елабуге – городе, где умерла великая поэтесса Марина Цветаева. Но написанную им икону успел передать на родину с последним самолетом. В 1983 году образ Сталинградской Мадонны был передан в протестантский храм имени кайзера Вильгельма, где и хранится до наших дней.
____________________
[1] О явлении Богородицы см.
Владимир Тихомиров. Сталинградская Богородица. 12.02.2018 г. Сайт
s-t-o-l.com,
https://s-t-o-l.com/material/28167-stalingradskaya-bogoroditsa/ - о.Илья
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).
С 1982
по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано
добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный
просветительский фонд "Богородичный центр", который в 1993 г. был
переименован в фонд "Новая Святая Русь"
и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община
Церкви Божией Матери Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе
совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действовало до
24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви
Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община
приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)