Российский
Независимый Институт
Социальных и Национальных Проблем
Исследовательский центр "Религия в современном обществе".
Справочник "Религии народов современной России: Словарь"
Справочник "Религии народов современной России: Словарь". - М.: Республика, 1999. — 624 с.
Редакционная коллегия: д-р философских наук Мчедлов М.П. (ответственный редактop), канд. филос. наук Аверьянов Ю.И., д-р истор. наук Басилов В.Н., д-р истор. наук Горбунов В.В., д-р филос. наук Нуруллаев А.А., д-р филос. наук Филимонов Э.Г., д-р филос. наук Элбакян Е.С. (ученый секретарь).
Научно-вспомогательная работа: канд. филос. наук Медведко С.В. Материалы по теме "Религия и политика" подготовлены при содействии РГНФ (код проекта 98-03-04123).
"Словарь включает свыше 350 статей религиоведческого, этнологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающих с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в России последнего десятилетия.
Читатель найдет в книге обширную информацию не только о традиционных для России конфессиях (христианстве, исламе, буддизме и др.), но и о различного рода новых религиях и культах (Церковь Обьединения, Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии и др.) Большое внимание уделено характеристике особенностей религиозной жизни каждой из наций, народностей и этнических групп, проживающих ныне на территории Российской Федерации. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии, культуры, этнографии, политики.
(с)
Издательство "Республика", 1999.
(с)
Центр "Религия в современном обществе"
Российского независимого института социальных и
национальных проблем.
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ.
Инициатор издания данного словаря — исследовательский центр "Религия в современном обществе" Российского независимого института социальных и национальных проблем — стремился решить следующие взаимосвязанные задачи: раскрыть реальное состояние всех действующих в современной России религиозных организаций; выявить характерные особенности верований, фактически бытующих среди больших и малых (по численности) народов нашей страны; показать существующее взаимодействие религиозного и этнического факторов в различных сферах личной и общественной жизни.
Выбор подобного подхода был обусловлен тем, что Россия — многонациональная и поликонфессиональная страна (в ней живут более 150 национальностей, действует свыше 70 религиозных направлений), а имеющиеся справочные и словарные издания, как правило, слабо отражают современные особенности взаимодействия религиозных и этнических факторов в Российской Федерации. Между тем наибольшее влияние на реальную жизнь, общественно-политическую обстановку, общественное сознание оказывает именно взаимодействие этих факторов.
Предлагаемый словарь включает статьи религиоведческого, этнологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающие с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в современной России.
Мы стремились максимально объективно, избегая какой-либо идеологической предвзятости, раскрыть реальную картину рассматриваемых явлений и процессов во всем их многообразии и противоречивости. ..."
Православная Церковь Божией Матери "Державная"
(
более известна как "Богородичный Центр") — одно из новых религ. течений на территории совр. России. Основатель — Вениамин Яковлев (Береславский) — архиепископ Иоанн, автор книг "Прощание с еврокультурой" (1992), "Белое Евангелие. Об уникальных явлениях Божией Матери последнего времени" (1995). Монашеское имя принял в "катакомбной церкви". Окончил институт иностранных языков, знает английский, французский, иврит. В кон. 1984 в Смоленске он, по утверждению последователей, получил озарение и откровение от иконы Богородицы "Одигитрия". Вокруг него стала собираться община, к-рая позже была зарегистрирована в Управлении юстиции г. Москвы.Объединение несколько раз меняло название: "Церковь Божией Матери Преображающейся", "Церковь третьего завета", "Церковь Духа Параклита", "Параклитская церковь", "Святодуховное православие", "Московский престол откровения Пресвятой Девы".
(Официальное, зарегистрированное наименование централизованной организации менялось только один раз, согласно требованиям российского законодательства: "Церковь Божией Матери Преображающейся" стала называться "Православная Церковь Божией Матери Державная". — св-к И.)
В 1993 оно вошло в общемировое объединение под названием Вселенской марианской церкви.
(Не совсем точно. В мае 1991 г.
владыка Иоанн приглашен в Канаду на
представительную международную конференцию.
После окончания конференции Церковь Божией
Матери была зарегистрирована как полноправный
член Международного Совета Общинных Церквей
(International Consul of Community Churches) (I.C.C.C.), являющегося
коллективным членом Всемирного Совета Церквей
(W.C.C.), — с наименованием "Российская Церковь и
Центр Божией Матери" (THE MOTHER OF GOD CENTRE AND CHURCH IN
RUSSIA).
C мая 1991 г. Церковь также является активным
участником Международного Совета по Мировым
Религиям и Культурам при Международном
Институте Гуманитарных Наук (I.I.I.H.S.),
Неправительственной Организации (N.G.O.),
подчиненной ООН (U.N.). Вскоре
после регистрации Церковь вступила в тесное
общение с представителями различных общин
всемирного марианского движения. Например, в 1994 г.
участвует в конференции
православно-католических епископов, особо
почитающих Божию Матерь, проходившей в Японии. В
1995 г., во время всероссийского церковного собора
Церкви Божией Матери, организует и проводит очередную конференцию в
Москве. — св-к И.)
С февраля 1997 официальное наименование церкви — "Православная Церковь Божией Матери Державная". (В Международном Совете Общинных Церквей — "The Orthodox Church of Our Lady (Derjavnaj)" — св-к И.)
Принимая истины православного вероучения, основанные на Библии, апостольскую традицию и определения семи Вселенских соборов (4-8 вв.), Церковь дополняет их Откровениями Божией Матери, совершающимися, как свидетельствуют ее последователи, в течение 20 в. в различных странах (Португалия, Египет, Югославия и др.), в том числе и в России. Поэтому значительный раздел в богословской системе этой церкви составляет мариология.
Особенностью вероучения и практики церкви является также стремление возрождать традицию живой веры и деятельного подвижничества, идущего от Нила Сорского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского. В то же время она критически относится к "стяжательской" традиции церковной жизни, связанной с Иосифом Волоцким.
Представители церкви ведут благотворительную и милосердную деятельность в больницах, интернатах, домах престарелых, тюрьмах. С 1991 действует благотворительный фонд "Богородичный центр", принявший в 1993 наименование "Новая Святая Русь". Кадры духовенства готовятся в специальном учебном заведении — Московской духовной академии, имеющей очное и заочное отделения, а также филиал в Санкт-Петербурге.
Действия объединения в свое время вызвали протесты общественности, связанные с публикациями, направленными против семейных устоев.
(В публицистических статьях периода 1991-1993 гг. речь шла лишь о влиянии эпохи авторитаризма и безбожия в воспитании и образовании, о коммунистических печатях в семьях ("Семья — ячейка государства", Ленин), так трудно изживаемом постсоветским обществом. После известных политических событий в Москве в начале 90-х годов и успокоения в целом, когда даже непримиримые коммунисты поняли, что к прежнему возврата нет, — все недоразумения в семьях были мирно и благодатно улажены, о чем имеются документальные свидетельства. Много лет назад высказав свою точку зрения, с тех авторы Церкви не возвращались к этим темам, утратившим свою актуальность. — св-к И.)
Церковь имеет несколько монашеских обителей. Неженатая молодежь живет в мужских и женских обителях — по 15-20 человек под присмотром наставника, или отца. Под г.Чеховом (Подмосковье) церковь приобрела 8 га земли для выращивания картофеля, где работает верующая молодежь.
За относительно короткий срок церковь провела 18 соборов, на которые собирались представители из Москвы, С.Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Киева, Донецка, Иркутска, Улан-Удэ и др. городов. Общее число последователей — ок. 10 тыс. чел. (В настоящий момент прошел 21 всероссийский собор, общее число последователей намного большим, чем указано в словаре. — св-к И.)
Церковь имеет 100 священников и 10 епископов". (с.354-355)
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве
зарегистрировано добровольное
общественное объединение — общественно-благотворительный
просветительский фонд "Богородичный
центр", который в 1993 г. был переименован в фонд
"Новая Святая Русь" и в 1999 г.
перестал действовать.
В 1992 г. в Москве
зарегистрировано добровольное религиозное
объединение "Община Церкви Божией Матери
Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о
религиозных объединениях оно было переименовано
и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)