Домой

 

 

 

Анатолий Лещинский

ИСТОКИ БОГОРОДИЧНОГО ПРАВОСЛАВИЯ

И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ

 

         В России за текущее тридцатилетие чрезвычайно изменилась и социально-политическая обстановка, и религиозная ситуация. Законодательство не только декларирует вероисповедные свободы, но и гарантирует их. При выполнении религиозными объединениями гражданских законов, власть предоставляет им возможность действовать, согласно своим внутренним уставам. В стране насчитывается несколько десятков тысяч централизованных и местных религиозных объединений — ранее существовавших и появившихся новых. Одно из них — Православная Церковь Божией Матери Державная (далее — БЦ) с расположенным в Твери храмовым комплексом.

         После утверждения Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997) и в результате очередного рассмотрения вероучения и практики экспертами Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве Юстиции Российской Федерации, под руководством доктора философских наук профессора М.Мчедлова, БЦ прошла государственную перерегистрацию и её вероисповедание признано "православным богородичной ветви" [1, с.192].

         Каковы же истоки богородичного православия, особенности и условия духовного формирования БЦ и влияние ее на паству?

         Для ответа на данные вопросы были изучены внутренние документы БЦ, проведены полевые исследования (посещения богослужений, беседы со священнослужителями и мирянами — респондентами), а также анализировалась изданная за последние годы литература о церкви, в частности труды её основоположника архиепископа Иоанна.

         Итак, особое почитание Богоматери отдельными христианами и в христианских церквах возникло в I веке, когда она в течении 16 лет после распятия Христа, как отмечается в творениях православных свв. Отцов [2], духовно возглавляла первохристианские общины.

         Богословы БЦ о миссии Девы Марии в первохристианский период и Её роли в просвещении славян настаивают на том, что "Иисус Христос до Крестного свидетельства на Голгофе три года наставлял своих учеников в учении и вере. А со своей Матерью Марией он провел — тридцать. В эти годы Она записывала его сокровенное от мира учение в своем Сердце (Лк. 2:19). Апостолы обрели дар живой веры, в отсутствии которой их неоднократно упрекал Христос (Мф. 17:20 и др.). Только после наставления от Марии в Сионской горнице, просвещенные от самой Божией Матери, они смогли принять огненные языки Святого Духа в Пятидесятницу" [3]. Следовательно, традиционно в христианстве с первых веков Дева Мария прославляется как Наставница апостолов, учителей церкви, подвижников, Путеводительница и Хранительница церкви, Первоигуменья монастырей… О покрове (по богословской терминологии — эгиде) Богородицы на пути ко Христу отмечают практически все учителя церкви.

         В западном христианстве особое почитание Марии было выражено в светских и монашеских конгрегациях, орденах и т.п. объединениях. В ХХ веке оно стало широко известно как всемирное "марианское движение", особенно распространившееся при св. Папе Иоанне Павле II (годы понтификата 1978 - 2005), который в нем участвовал и активно поддерживал.

         В восточной церкви изначально существовали многочисленные обители, братства, храмы, посвященные Деве Марии, событиям из её жизни, почитались её родители Иоаким и Анна, почитаются более 500 разных по иконографии чудотворных икон. В обеих церквах до наших дней дошли многочисленные богослужебные тексты, песнопения, акафисты и богословские трактаты, раскрывающие миссию Девы Марии в земной жизни и в ипостаси Небесной Царицы, Матери-Премудрости. До сих пор исполняются в храмах богородичные песнопения св. Иоанна Дамаскина (ок. 675-753 гг.) — гимнографа, богослова, религиозного философа. В таких древневосточных православных церквах как Коптская и Эфиопская, в календаре отмечено более 30 праздничных дней, посвященных Богоматери.

         Это подчеркивают многие исследователи русского православия. Историк и богослов иеромонах Иоанн (Кологривов) отмечает: "Вся русская духовность… — носит богородичный характер; культ Божией Матери имеет в ней настолько центральное значение, что глядя со стороны, русское христианство можно принять за религию не Христа, а Марии.

         Во всяком случае, рассматривая жития русских святых и разыскивая в них их высшие моменты, те, которые говорят о их мистическом опыте соединения с Богом, мы придем к установлению весьма изумительных обстоятельств: прежде всего, в житиях содержится очень немного указаний о таких переживаниях, а когда они есть, в центре мистического опыта оказывается обычно не Христос, а Его Матерь. Эта "богородичная мистика" особенно ярко проявляется в жизни великих русских национальных святых: преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского" [4, с.150]. "Русь — это сад или дом Приснодевы" [5, с.4].

         Большой интерес для изучения почитания Богородицы представляют народные древнерусские богородичные воззрения, отраженные в молитвах и сказаниях. Согласно идеям, выраженным в работах профессора-протоиерея Георгия Федотова, изучавшего особенности мировоззрения и веры русского народа, "божественное материнство" является "сердцем народной религиозности". Для неё "Богородица не только Божия Мать, но и Мать вообще, общая наша мать ("мать богов и людей"). Вот в каком смысле Мария называется просто Матерью, Матушкой Марией. И это материнство Её не только по любви, по усыновлению Ей мира, но и по прямому рождению. Иногда мы видим, что она действительно мыслится родительницей и творительницей мира: "Аще Пресвятая Богородица / Помощи своей не подаст, / Не может ничто на земле в живе родиться, / И ни скот, и ни птица, / Ни человеком бысть". …Которая нам сотворила / И небо, и землю, и солнце, и месяц, / И частыя звезды". Пребывая в самом сердце мира божественного, Богородица уже не отделена от Бога. Молитва Ей и молитва Богу — одно и то же" [6, с.56]. "О Господи, Царю небесный, / О свет пресвятая Богородица" [6, с.54]. "Мать моя — Матушка Мария, / Пречистая Дева, Пресвятая, / Свет Мати Мария, / Пресвятая Богородица, / Солнце красное, / Пречистая голубица, / Мати Божжа, Богородица, / Скорая помощница, / Теплая заступница, / Заступи, спаси и помилуй…" [6, с.49].

         В тексте Библии (в книге Бытия) на оригинальном языке Дух Святой и Премудрость "понимаемая как Божественная эманация, источник всего добра, которая все проникает, все движет, являясь постоянной вдохновительницей пророков и мудрецов" — женского рода [7].

         Религиоведческие изыскания показывают, что в исламе Мария также высоко чтится. В Коране её имя упоминается 33 раза (даже больше чем имя её Сына) и ей посвящена отдельная сура.

         В индуизме и буддизме высоко чтутся женские образы небесной покровительницы, премудрости, процветания, счастья. Священные тексты отмечают три аспекта Богини-Матери: щедрость, мудрость и сила. В музеях мира хранятся многочисленные скульптурные изображения Богинь-Матерей со времени неолита и других периодов развития человеческого общества.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что нет ни одной религии мира, где не почиталось бы милосердное покровительство Небесного Отца, олицетворенное женским и богоматеринским началом.

         Глубокое почитание Девы Марии в христианстве явилось продолжением всечеловеческого архетипического поклонения Матери всех живущих, покровительницы семьи, народа, государства, олицетворяющей заботливое попечение о своих детях.

         Мистик, духовный лидер БЦ архиепископ Иоанн, с присущими его стилю эмоциональностью и образностью отмечает, что он "открыл русской культуре её заповедный пласт — христианство с I по X вв., несравнимо более искреннее и достоверное, аутентичное. Вернул русской культуре образ живой Богоматери... Царица Небесная ... апостолу Андрею Первозванному указала путь в Скифию (просторы будущей Руси — примеч. А.Л.) со словами: "Чадо, эта страна от века посвящена и помазана в тайны Наши. Иди и учи народ Божий о премудрости Моего Божественного Сына". Далее, по словам архиеп. Иоанна, основываясь на различных источниках и откровениях данных ему, он: " Войдя в сокровищницу архетипа — вернул России изначальную солнечную идентификацию, а значит предначертал путь духовного возрождения и расцвета" [8].     

         Но обратимся теперь к документам, указывающим на происхождение БЦ, к ее современному состоянию и содержанию проповедей.

         В документе "Основы вероучения и соответствующей ему практики, история возникновения религиозного объединения Православная Церковь Божией Матери Державная", представленном на рассмотрение в государственный Экспертный совет при Министерстве юстиции РФ, раскрываются её традиции: "В своем учении и жизни Церковь следует традиции живой веры и святости, наследуемой через подвижников-нестяжателей Святой Руси (свв. Нила Сорского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, патриарха Тихона и др.), утверждавших Русь духом мира, святой любви и Евангельской правды. Следуя св. Преданию греко-кафолической православной церкви, живой, старческой традиции благочестия, БЦ обогащает свое учение жемчужинами святых отцов из сокровищницы литургического учения православной церкви, исповедуемого с Крещения Руси и частично утраченного официальным богословием в XVII-ом веке". По утверждению служителей церкви, например, ею возвращено, "святоотеческое и литургическое учение о непорочном начале новой, святой, благочестивой жизни во Христе, которое несет человечеству Пресвятая Дева, Предстательница о спасении рода адамова, стоящая одесную Пресвятой Троицы и молящейся о спасении мира".

         В том же документе "Основы вероучения..." и в церковной практике последователи БЦ проповедуют "о светлом преображении и спасении России через горячую покаянную, сердечную и псалтырную молитву и ревность о прощении грехов; через обращение к Богу и возобновление утраченного завета с Богом (по учению св. Отцов "покаяние — возобновление крещения"); через молитву Собора новомучеников; через ходатайство о спасении и путеводительство Пречистой Девы, извечной Матери Святой Руси, много раз спасавшей ее в прошлом и не оставившей ее сейчас".

         На основе многолетних посещений автором настоящей публикации богослужебных собраний, бесед со священнослужителями и респондентами из мирян в своем свидетельстве в миру, БЦ в отношении к браку и семье, к образованию, к человеческой личности и её здоровью, к служению в армии и т.п., следует традиционному православному учению и практике, утверждая принципы святого мира, праведности, полного раскрытия духовных и душевных дарований личности, здорового и высоконравственного образа жизни, благочестивой семьи. Церковь стремится поддержать материнство и отцовство, активно выступает против абортов и распущенности, против наркомании и порнографии. Также следует бескорыстному, миротворческому служению представителей древнего христианства и русской традиции староверов. В ней отсутствует в какой-либо форме взимание денег с прихожан за совершение обрядов, за венчание, крещение, отпевание усопших, за молитву и другие формы служения. 

         Проповедники БЦ стремятся освободиться от наследия религиозного фундаментализма, институционального противостояния инакомыслию, инаковерию, доминирования одних над другими, утвердившегося в христианстве уже в IV в. В публикациях БЦ [9] критическую оценку получили деятели "стяжательного" "иосифлянского" направления в православии, христианская инквизиция, отступление от евангельских и святоотеческих заповедей, игнорирование явлений и откровений Девы Марии по всему миру в ХIХ-ХХI вв.

         Миротворческая и духовно-просветительная деятельность БЦ получила международное признание: в мае 1992 г. она принята в качестве полноправного члена в Международный Совет Общинных Церквей (International Council of Community Churches), являющийся коллективным членом Всемирного Совета Церквей. В ноябре 1994 г. церковь участвует в международной конференции марианских (особо почитающих Пречистую Деву Марию) православных и католических епископов, проходившей в Японии. В мае 1995 г. церковь провела в Москве свой ХII-й Всероссийский Собор, а также Всемирный Конгресс марианских епископов, в котором приняли участие духовные лидеры, епископы и священники из России, США, Канады, Японии, Мексики, Сингапура, Франции и стран СНГ.

         На основе представленного и изученного материала можно сделать некоторые обобщения.

         С началом демократических преобразований в России и отменой жесткого царского синодального, а затем и советского партийно-государственного контроля за деятельностью религиозных объединений, в условиях вероисповедных свобод, появилась возможность организационно оформить многовековое глубинное всенародное почитание Девы Марии Богородицы, что привело к возникновению централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная.

         Истоки христианской богородичной ветви уходят в глубину веков. К новому, говоря о БЦ, можно отнести, прежде всего, саму организацию ветви, некоторые особенности вероучения, нововведения в культовой практике, преимущественно заимствованные из других религиозных традиций. Складывается впечатление, что в БЦ многое, что внешне представляется новым, в сущности своей, забытое, но возрождаемое старое. Такое состояние ее выделяет из ряда других церквей Вселенского православия. Для прихожан Богородичной церкви является предпочтительным: чистота евангельских принципов, нестяжательство, миролюбие, миротворчество, акцентированность на стяжании Святого Духа и добротолюбии.

         Завершу тем, с чего начал. А именно, как относиться к появившемуся религиозному многообразию в России в связи с общим большим увеличением числа религиозных объединений. И еще, — к православным направлениям и организациям в них. Они были, есть и будут. Это некая закономерность, основанная на разномыслии людей, плюрализме мнений, новым их отношениям к традиционным церквам. Особенно обеспокоены церковными разделениями священноначалие Вселенского православия и особенно к появляющимся объединениям альтернативного православия. Противостояние весьма заметно. В условиях светского государства только посредством диалога можно преодолеть накал противостояния. Представителям же гражданской власти необходимо осознавать, что в России прошло время деления религий и конфессий на ранги. Все религиозные объединения перед гражданским законом равны и все имеют равные права.

 

Список литературы.

         1. Заключение Экспертного совета от 25.02.1999 г. / Личный архив автора.// Цит. в кн. А.Н. Лещинский. "Особенности богородичного движения в России" (Из опыта социально-философского анализа). — М.: РОИР, 2005.

         2. Григорий Палама, св. Омилия XIV. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии / Святитель Григорий Палама. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1.  — М.: Паломник, 1993;

         /Димитрий Ростовский, св./ Христианския песнопения пресвятей Царице небесней Приснодеве Марии Богородице: составлены по подобию Псалмов. — М: Изд. Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря, 1881.

         3. Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. — М: АНО "Православный журнал "Отдых христианина", 2002. 2 т. 1919.

         4. Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки по истории русской святости. — Брюссель, 1961. — 423 с.

         5. Россия — "Дом Пресвятыя Богородицы" / Еп. Аверкий. — Jordanville (N. Y.): Holy Trinity monastery, 1963. С.4. — 20 с.

         6. Георгий Федотов. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. — М.: "Гнозис", 1991. — 169 с.

         7. Еврейская энциклопедия. — СПб: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1908-1913., в 16 томах. Т. 12. — стлб. 887.

         8. Преодоление византизма. Архиепископ Православной Церкви Божией Матери Державной Иоанн Береславский: "От своих скорбных бденных ночей возвещаю на Святой Руси великую цивилизацию дев и поэтов". Интервью Роману Лункину 20.05.2008. Опубл. на сайте "Русское Ревью Кестонского института", https://www.keston.org.uk/rr/30/02Bereslavski.html

         9. Илья (Попов), священник, Иоанн (Береславский), архиепископ. Иосиф Волоцкий. 500 лет инквизиции в России. — М.: Новая Святая Русь, 1997. — 319 с.; Илья (Попов), священник. Православие святых и инквизиторов. — М.: ООО "София пресс", 2003. — 592 с.

 

 

         Об авторе: Лещинский Анатолий Николаевич, российский религиовед, специалист по философии религии и религиоведению, эксперт по вопросам государственно-конфессиональных отношений, доктор философских наук, Советник Российской Федерации 2 класса. Автор более ста научных работ, в том числе 11 монографий и книг, а также около двухсот статей в словарно-справочных и энциклопедических изданиях (1987 - 2017).

         Опубликовал несколько учебно-методических работ, в том числе: Государственно-конфессиональные отношения в России: история и современность (2005).

         В числе монографий: Особенности богородичного движения в России: (из опыта социально-философского анализа), 2005 и Проблема единства церкви, 2-ое изд., 2015, 3-е изд. в Канаде.   

 

24.03.19г.

 

* * *

Anatoly Leshchinsky 'The sources of Orthodoxy of the Mother of God and the origin of the Church of the Mother of God Derzhavnaya'

Read this article in English >>>

 


Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная  18+

(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г.
в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)