Анатолий Лещинский
ИСТОКИ БОГОРОДИЧНОГО ПРАВОСЛАВИЯ
И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ДЕРЖАВНАЯ
В России за текущее тридцатилетие чрезвычайно изменилась и
социально-политическая обстановка, и религиозная ситуация. Законодательство не
только декларирует вероисповедные свободы, но и гарантирует их. При выполнении
религиозными объединениями гражданских законов, власть предоставляет им
возможность действовать, согласно своим внутренним уставам. В стране
насчитывается несколько десятков тысяч централизованных и местных религиозных
объединений — ранее существовавших и появившихся новых. Одно из них —
Православная Церковь Божией Матери Державная (далее — БЦ) с расположенным в
Твери храмовым комплексом.
После утверждения Закона РФ "О свободе совести и о религиозных
объединениях" (1997) и в результате очередного рассмотрения вероучения и
практики экспертами Совета по проведению государственной религиоведческой
экспертизы при Министерстве Юстиции Российской Федерации, под руководством
доктора философских наук профессора М.Мчедлова, БЦ прошла государственную
перерегистрацию и её вероисповедание признано "православным богородичной ветви"
[1, с.192].
Каковы же истоки богородичного православия, особенности и условия
духовного формирования БЦ и влияние ее на паству?
Для ответа на данные вопросы были изучены внутренние документы БЦ,
проведены полевые исследования (посещения богослужений, беседы со
священнослужителями и мирянами — респондентами), а также анализировалась
изданная за последние годы литература о церкви, в частности труды её
основоположника архиепископа Иоанна.
Итак, особое почитание Богоматери отдельными христианами и в христианских
церквах возникло в I веке, когда она в течении 16 лет после распятия Христа, как
отмечается в творениях православных свв. Отцов [2], духовно возглавляла
первохристианские общины.
Богословы БЦ о миссии Девы Марии в первохристианский период и Её роли в
просвещении славян настаивают на том, что "Иисус Христос до Крестного
свидетельства на Голгофе три года наставлял своих учеников в учении и вере. А со
своей Матерью Марией он провел — тридцать. В эти годы Она записывала его
сокровенное от мира учение в своем Сердце (Лк. 2:19). Апостолы обрели дар живой
веры, в отсутствии которой их неоднократно упрекал Христос (Мф. 17:20 и др.).
Только после наставления от Марии в Сионской горнице, просвещенные от самой
Божией Матери, они смогли принять огненные языки Святого Духа в Пятидесятницу"
[3]. Следовательно, традиционно в христианстве с первых веков Дева Мария
прославляется как Наставница апостолов, учителей церкви, подвижников,
Путеводительница и Хранительница церкви, Первоигуменья монастырей… О покрове (по
богословской терминологии — эгиде) Богородицы на пути ко Христу отмечают
практически все учителя церкви.
В западном христианстве особое почитание Марии было выражено в светских и
монашеских конгрегациях, орденах и т.п. объединениях. В ХХ веке оно стало широко
известно как всемирное "марианское движение", особенно распространившееся при
св. Папе Иоанне Павле II (годы понтификата 1978 - 2005), который в нем
участвовал и активно поддерживал.
В восточной церкви изначально существовали многочисленные обители,
братства, храмы, посвященные Деве Марии, событиям из её жизни, почитались её
родители Иоаким и Анна, почитаются более 500 разных по иконографии чудотворных
икон. В обеих церквах до наших дней дошли многочисленные богослужебные тексты,
песнопения, акафисты и богословские трактаты, раскрывающие миссию Девы Марии в
земной жизни и в ипостаси Небесной Царицы, Матери-Премудрости. До сих пор
исполняются в храмах богородичные песнопения св. Иоанна Дамаскина (ок. 675-753
гг.) — гимнографа, богослова, религиозного философа. В таких древневосточных
православных церквах как Коптская и Эфиопская, в календаре отмечено более 30
праздничных дней, посвященных Богоматери.
Это подчеркивают многие исследователи русского православия. Историк и
богослов иеромонах Иоанн (Кологривов) отмечает: "Вся русская духовность… — носит
богородичный характер; культ Божией Матери имеет в ней настолько центральное
значение, что глядя со стороны, русское христианство можно принять за религию не
Христа, а Марии.
Во всяком случае, рассматривая жития русских святых и разыскивая в них их
высшие моменты, те, которые говорят о их мистическом опыте соединения с Богом,
мы придем к установлению весьма изумительных обстоятельств: прежде всего, в
житиях содержится очень немного указаний о таких переживаниях, а когда они есть,
в центре мистического опыта оказывается обычно не Христос, а Его Матерь. Эта
"богородичная мистика" особенно ярко проявляется в жизни великих русских
национальных святых: преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима
Саровского" [4, с.150]. "Русь — это сад или дом Приснодевы" [5, с.4].
Большой интерес для изучения почитания Богородицы представляют народные
древнерусские богородичные воззрения, отраженные в молитвах и сказаниях.
Согласно идеям, выраженным в работах профессора-протоиерея Георгия Федотова,
изучавшего особенности мировоззрения и веры русского народа, "божественное
материнство" является "сердцем народной религиозности". Для неё "Богородица не
только Божия Мать, но и Мать вообще, общая наша мать ("мать богов и людей"). Вот
в каком смысле Мария называется просто Матерью, Матушкой Марией. И это
материнство Её не только по любви, по усыновлению Ей мира, но и по прямому
рождению. Иногда мы видим, что она действительно мыслится родительницей и
творительницей мира: "Аще Пресвятая Богородица / Помощи своей не подаст, / Не
может ничто на земле в живе родиться, / И ни скот, и ни птица, / Ни человеком
бысть". …Которая нам сотворила / И небо, и землю, и солнце, и месяц, / И частыя
звезды". Пребывая в самом сердце мира божественного, Богородица уже не отделена
от Бога. Молитва Ей и молитва Богу — одно и то же" [6, с.56]. "О Господи, Царю
небесный, / О свет пресвятая Богородица" [6, с.54]. "Мать моя — Матушка Мария, /
Пречистая Дева, Пресвятая, / Свет Мати Мария, / Пресвятая Богородица, / Солнце
красное, / Пречистая голубица, / Мати Божжа, Богородица, / Скорая помощница, /
Теплая заступница, / Заступи, спаси и помилуй…" [6, с.49].
В тексте Библии (в книге Бытия) на оригинальном языке Дух Святой и
Премудрость "понимаемая как Божественная эманация, источник всего добра, которая
все проникает, все движет, являясь постоянной вдохновительницей пророков и
мудрецов" — женского рода [7].
Религиоведческие изыскания показывают, что в исламе Мария также высоко
чтится. В Коране её имя упоминается 33 раза (даже больше чем имя её Сына) и ей
посвящена отдельная сура.
В индуизме и буддизме высоко чтутся женские образы небесной
покровительницы, премудрости, процветания, счастья. Священные тексты отмечают
три аспекта Богини-Матери: щедрость, мудрость и сила. В музеях мира хранятся
многочисленные скульптурные изображения Богинь-Матерей со времени неолита и
других периодов развития человеческого общества.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нет ни одной религии мира,
где не почиталось бы милосердное покровительство Небесного Отца, олицетворенное
женским и богоматеринским началом.
Глубокое почитание Девы Марии в христианстве явилось продолжением
всечеловеческого архетипического поклонения Матери всех живущих, покровительницы
семьи, народа, государства, олицетворяющей заботливое попечение о своих детях.
Мистик, духовный лидер БЦ архиепископ Иоанн, с присущими его стилю
эмоциональностью и образностью отмечает, что он "открыл русской культуре её
заповедный пласт — христианство с I по X вв., несравнимо более искреннее и
достоверное, аутентичное. Вернул русской культуре образ живой Богоматери...
Царица Небесная ... апостолу Андрею Первозванному указала путь в Скифию
(просторы будущей Руси — примеч. А.Л.) со словами: "Чадо, эта страна от века
посвящена и помазана в тайны Наши. Иди и учи народ Божий о премудрости Моего
Божественного Сына". Далее, по словам архиеп. Иоанна, основываясь на различных
источниках и откровениях данных ему, он: " Войдя в сокровищницу архетипа —
вернул России изначальную солнечную идентификацию, а значит предначертал путь
духовного возрождения и расцвета" [8].
Но обратимся теперь к документам, указывающим на происхождение БЦ, к ее
современному состоянию и содержанию проповедей.
В документе "Основы вероучения и соответствующей ему практики, история
возникновения религиозного объединения Православная Церковь Божией Матери
Державная", представленном на рассмотрение в государственный Экспертный совет
при Министерстве юстиции РФ, раскрываются её традиции: "В своем учении и жизни
Церковь следует традиции живой веры и святости, наследуемой через
подвижников-нестяжателей Святой Руси (свв. Нила Сорского, Сергия Радонежского,
Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, патриарха Тихона и др.),
утверждавших Русь духом мира, святой любви и Евангельской правды. Следуя св.
Преданию греко-кафолической православной церкви, живой, старческой традиции
благочестия, БЦ обогащает свое учение жемчужинами святых отцов из сокровищницы
литургического учения православной церкви, исповедуемого с Крещения Руси и
частично утраченного официальным богословием в XVII-ом веке". По утверждению
служителей церкви, например, ею возвращено, "святоотеческое и литургическое
учение о непорочном начале новой, святой, благочестивой жизни во Христе, которое
несет человечеству Пресвятая Дева, Предстательница о спасении рода адамова,
стоящая одесную Пресвятой Троицы и молящейся о спасении мира".
В том же документе "Основы вероучения..." и в церковной практике
последователи БЦ проповедуют "о светлом преображении и спасении России через
горячую покаянную, сердечную и псалтырную молитву и ревность о прощении грехов;
через обращение к Богу и возобновление утраченного завета с Богом (по учению св.
Отцов "покаяние — возобновление крещения"); через молитву Собора новомучеников;
через ходатайство о спасении и путеводительство Пречистой Девы, извечной Матери
Святой Руси, много раз спасавшей ее в прошлом и не оставившей ее сейчас".
На основе многолетних посещений автором настоящей публикации
богослужебных собраний, бесед со священнослужителями и респондентами из мирян в
своем свидетельстве в миру, БЦ в отношении к браку и семье, к образованию, к
человеческой личности и её здоровью, к служению в армии и т.п., следует
традиционному православному учению и практике, утверждая принципы святого мира,
праведности, полного раскрытия духовных и душевных дарований личности, здорового
и высоконравственного образа жизни, благочестивой семьи. Церковь стремится
поддержать материнство и отцовство, активно выступает против абортов и
распущенности, против наркомании и порнографии. Также следует бескорыстному,
миротворческому служению представителей древнего христианства и русской традиции
староверов. В ней отсутствует в какой-либо форме взимание денег с прихожан за
совершение обрядов, за венчание, крещение, отпевание усопших, за молитву и
другие формы служения.
Проповедники БЦ стремятся освободиться от наследия религиозного
фундаментализма, институционального противостояния инакомыслию, инаковерию,
доминирования одних над другими, утвердившегося в христианстве уже в IV в. В
публикациях БЦ [9] критическую оценку получили деятели "стяжательного"
"иосифлянского" направления в православии, христианская инквизиция, отступление
от евангельских и святоотеческих заповедей, игнорирование явлений и откровений
Девы Марии по всему миру в ХIХ-ХХI вв.
Миротворческая и духовно-просветительная деятельность БЦ получила
международное признание: в мае 1992 г. она принята в качестве полноправного
члена в Международный Совет Общинных Церквей (International Council of Community
Churches), являющийся коллективным членом Всемирного Совета Церквей. В ноябре
1994 г. церковь участвует в международной конференции марианских (особо
почитающих Пречистую Деву Марию) православных и католических епископов,
проходившей в Японии. В мае 1995 г. церковь провела в Москве свой ХII-й
Всероссийский Собор, а также Всемирный Конгресс марианских епископов, в котором
приняли участие духовные лидеры, епископы и священники из России, США, Канады,
Японии, Мексики, Сингапура, Франции и стран СНГ.
На основе представленного и изученного материала можно сделать некоторые
обобщения.
С началом демократических преобразований в России и отменой жесткого
царского синодального, а затем и советского партийно-государственного контроля
за деятельностью религиозных объединений, в условиях вероисповедных свобод,
появилась возможность организационно оформить многовековое глубинное всенародное
почитание Девы Марии Богородицы, что привело к возникновению централизованной
религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная.
Истоки христианской богородичной ветви уходят в глубину веков. К новому,
говоря о БЦ, можно отнести, прежде всего, саму организацию ветви, некоторые
особенности вероучения, нововведения в культовой практике, преимущественно
заимствованные из других религиозных традиций. Складывается впечатление, что в
БЦ многое, что внешне представляется новым, в сущности своей, забытое, но
возрождаемое старое. Такое состояние ее выделяет из ряда других церквей
Вселенского православия. Для прихожан Богородичной церкви является
предпочтительным: чистота евангельских принципов, нестяжательство, миролюбие,
миротворчество, акцентированность на стяжании Святого Духа и добротолюбии.
Завершу тем, с чего начал. А именно, как относиться к появившемуся
религиозному многообразию в России в связи с общим большим увеличением числа
религиозных объединений. И еще, — к православным направлениям и организациям в
них. Они были, есть и будут. Это некая закономерность, основанная на разномыслии
людей, плюрализме мнений, новым их отношениям к традиционным церквам. Особенно
обеспокоены церковными разделениями священноначалие Вселенского православия и
особенно к появляющимся объединениям альтернативного православия. Противостояние
весьма заметно. В условиях светского государства только посредством диалога
можно преодолеть накал противостояния. Представителям же гражданской власти
необходимо осознавать, что в России прошло время деления религий и конфессий на
ранги. Все религиозные объединения перед гражданским законом равны и все имеют
равные права.
Список литературы.
1. Заключение Экспертного совета от 25.02.1999 г. / Личный архив
автора.// Цит. в кн. А.Н. Лещинский. "Особенности богородичного движения в
России" (Из опыта социально-философского анализа). — М.: РОИР, 2005.
2. Григорий Палама, св. Омилия XIV. На Благовещение Пречистыя Владычицы
нашея Богородицы и Приснодевы Марии / Святитель Григорий Палама. Беседы (омилии)
святителя Григория Паламы. Часть 1.
— М.: Паломник, 1993;
/Димитрий Ростовский, св./ Христианския песнопения пресвятей Царице
небесней Приснодеве Марии Богородице: составлены по подобию Псалмов. — М: Изд.
Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря, 1881.
3. Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон.
— М: АНО "Православный журнал "Отдых христианина", 2002. 2 т. 1919.
4. Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки по истории русской святости. —
Брюссель, 1961. — 423 с.
5. Россия — "Дом Пресвятыя Богородицы" / Еп. Аверкий. —
Jordanville (N. Y.): Holy Trinity monastery, 1963.
С.4. — 20 с.
6. Георгий Федотов. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным
стихам. — М.: "Гнозис", 1991. — 169 с.
7. Еврейская энциклопедия. — СПб: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон,
1908-1913., в 16 томах. Т. 12. — стлб. 887.
8. Преодоление византизма. Архиепископ Православной Церкви Божией Матери
Державной Иоанн Береславский: "От своих скорбных бденных ночей возвещаю на
Святой Руси великую цивилизацию дев и поэтов". Интервью Роману Лункину
20.05.2008. Опубл. на сайте "Русское Ревью Кестонского института",
https://www.keston.org.uk/rr/30/02Bereslavski.html
9. Илья (Попов), священник, Иоанн (Береславский), архиепископ. Иосиф
Волоцкий. 500 лет инквизиции в России. — М.: Новая Святая Русь, 1997. — 319 с.;
Илья (Попов), священник. Православие святых и инквизиторов. — М.: ООО "София
пресс", 2003. — 592 с.
Об авторе: Лещинский Анатолий
Николаевич, российский религиовед, специалист по философии религии и
религиоведению, эксперт по вопросам государственно-конфессиональных отношений,
доктор философских наук, Советник Российской Федерации 2 класса. Автор более ста
научных работ, в том числе 11 монографий и книг, а также около двухсот статей в
словарно-справочных и энциклопедических изданиях (1987 - 2017).
Опубликовал несколько учебно-методических работ, в том числе:
Государственно-конфессиональные отношения в России: история и современность
(2005).
В числе монографий: Особенности богородичного движения в России: (из
опыта социально-философского анализа), 2005 и Проблема единства церкви, 2-ое
изд., 2015, 3-е изд. в Канаде.
24.03.19г.
* * *
Anatoly Leshchinsky 'The sources of Orthodoxy of the Mother of God and the origin of the Church of the Mother of God Derzhavnaya'
Read this article in English >>>
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве
зарегистрировано добровольное
общественное объединение — общественно-благотворительный
просветительский фонд "Богородичный
центр", который в 1993 г. был переименован в фонд
"Новая Святая Русь" и в 1999 г.
перестал действовать.
В 1992 г. в Москве
зарегистрировано добровольное религиозное
объединение "Община Церкви Божией Матери
Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о
религиозных объединениях оно было переименовано
и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)