Домой

 

 

 

Из диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук Баклановой Галины Юрьевны

‘ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДЕРЖАВНАЯ'

КАК СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕНОМЕН’

 

О семьях

 

Почти у 1/3 опрошенных семейная жизнь определенно не устроена: 22,2% находятся в разводе, 9,2% - вдовые. Кроме того, 29,4% (в основном, лица до 30 лет) пока еще не состоят в браке. (стр.101)

 

В общине имеются семьи - преимущественно молодые, созданные ее прихожанами, в которых уже рождены дети. В целом же, из 60 человек, состоящих в браке, 49 имеют супруга (супругу) - единоверца.

По словам верующих, в их семьях легче устанавливается взаимопонимание между супругами, отсутствуют противоречия по поводу воспитания детей. Мужчина, как они утверждают, должен быть духовно и физически сильным, владеть несколькими профессиями, чтобы легче мог преодолевать трудности современной жизни. Долг женщины - во всем следовать мужу, "не превозносить себя над ним". Главное - это любовь. Она уберегает от противоречий и конфликтов, удерживает в послушании детей. Таким образом, в общине культивируется достаточно консервативные представления о семейных отношениях с авторитарной ролью мужа.

Участие в религиозной жизни и общение с единоверцами для большинства прихожан Церкви Божией Матери "Державная" являются весьма существенными моментами их жизни. В этом они значительно превосходят приверженцев Русской православной церкви и, вероятно, находятся на уровне, близком к членам протестантских общин. (стр.102)

 

 

Об образовательном уровне

 

Вениамин Яковлевич Береславский (творческий псевдоним - Вениамин Яковлев) родился в Москве в 1946 г. В 1970 г. окончил Московский государственный институт иностранных языков им. М. Тореза. (стр. 17)

Обращает на себя внимание достаточно высокий образовательный уровень основной массы верующих: 46,4% имеют высшее и незаконченное высшее образование, 43,1% - среднее и среднеспециальное, ниже среднего - ок. 10%.

Образовательная структура членов общины ЦБМ практически совпадает с той, что фиксируется при социологических исследованиях приверженцев православия по стране. Так, согласно результатам, полученным социологами Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) в общероссийском исследовании в 1995 г. (православных было опрошено 1056 чел.), лица с высшим и незаконченным высшим образованием составили 47,2%, со средним - 42,6%, ниже среднего - 10,2%.

Показатели общеобразовательного ценза ЦБМ .

Ядро общины этой религиозной организации образуют люди среднего возраста - 36-37 лет, среди которых 65,22% с высшим образованием.

Таким образом, приверженцы ЦБМ в социальном и образовательном плане вовсе не представляют собой некую маргинальную группу. Это не только обеспечивает необходимую профессиональную базу отмеченных выше направлений внекультовой деятельности церкви (особенно, благовестничество, издательскую деятельность, а также создание аудио- и видеоматериалов и т.д.), но служит своего рода "интеллектуальным фоном" богослужения - его текстов, активного включения прихожан в литургическое действие. (стр. 102)

 

 

Социальные отношения

 

Следует сказать, что опасения по поводу закрытости и неприязни со стороны как служителей, так и прихожан в отношении к исследователю оказались напрасными. Священнослужители часто сами проявляли инициативу в знакомстве и беседах, правда, предпочитая вести их в духе миссионерского просвещения. Что касается рядовых верующих, то, как правило, с их стороны какой-либо настороженности или предубежденности не чувствовалось. (стр. 99)

 

По словам прихожан, "отцы Церкви" видят в них прежде всего людей, воспитывают их в духе любви и благочестия. После таких исповедальных бесед, как утверждают многие верующие, они становятся "преображенными сердцем", успокоенными, радостными, терпимыми и любящими.

Значение проводимой священнослужителями социальной работы среди разных слоев населения отражено на страницах календаря ЦБМ: Неделя новой целомудренной жизни: семья, материнство, молодежь (1-7 февр.); Неделя заключенных, сирот, вдов, больных (9-15 авг.); Марии, Девы спасения заключенных (24 сент.) и др.

По окончании литургии, которая обычно длится три-четыре часа, и часового перерыва на "трапезу" довольно часто устраиваются мистерии - театрализованные представления по библейским или церковно- историческим сюжетам. Для мистерий специально шьются костюмы, изготовляются декорации.

Важно подчеркнуть, что в общине отсутствует какое-либо давление на отдельного человека как со стороны духовенства (нет общеобязательных предписаний о должном поведении в тот или иной момент богослужения), так и со стороны окружающих ("делай, как мы!"). Поведение каждого носит спонтанный характер, соответствует его темпераменту и личностным особенностям, подчиняясь лишь общей логике коллективных действий.

Многие приверженцы ЦБМ заявляют, что утверждения некоторых СМИ о якобы имеющем место в общинах богородичников психическом кодировании, "зомбировании", массовом гипнозе не соответствуют действительности. Напротив, по их убеждениям, на литургиях происходит "раскодирование" людей, что ведет к отказу от вредных привычек, таких как курение, употребление спиртного и т.д. (стр.106-107)

 

Некоторые стороны жизни членов общины более или менее строго регламентированы. Существует определенный режим дня, распорядок деятельности, имеют место ограничения, налагаемые на половую жизнь, питание и т.д. По сути речь идет о той же регламентации, что принята и в РПЦ, и в других конфессиях. (стр. 109-110)

 

"Комитет по спасению молодежи" в последнее время изменил свое отношение к деятельности Церкви Божией Матери "Державная" и ее руководителям. Подтверждением этому являются письма за подписью председателя Комитета с выражением благодарности "за последовательные усилия по укреплению семьи и разрешению конфликтных ситуаций". В процессе бесед с прихожанами выявлено, что некоторые из них, став приверженцами Церкви Божией Матери, приводили с собой на богослужения родных, многие из которых впоследствии стали также регулярно присутствовать на службах и принимать участие в ее жизни. Так, данные нашего опроса показали, что у 55,5% опрошенных родные либо также посещают богослужения (32%), либо одобряют их выбор (23,5%).

Естественно, что, проведя 6-8 часов в этой благожелательной, духовно возвышающей, эмоционально позитивно окрашенной атмосфере, люди получают соответствующий настрой на несколько дней, переходящий затем в ожидание нового общения и новых переживаний в следующую субботу или воскресенье.

Симптоматично поэтому убеждение многих прихожан в том, что недомогание не может служить причиной пропуска богослужений. Некоторые опрошенные всерьез сообщали о случаях исцеления во время литургии. Община задает тон не только сугубо религиозной жизни прихожан, но в значительной степени корректирует их внешние отношения и направляет внерелигиозную деятельность.

…Совершенно определенно выражена религиозная доминанта и в структуре личностных ценностей опрошенных: материальное благополучие как ценность было выделено лишь одним человеком, 7 человек (4,6%) в качестве таковой указали на интересную работу (из них пятеро - с высшим образованием); далее по возрастающей идут: спокойная, мирная жизнь в обществе (6,5%), поддержка близких (13,7%), здоровье (20,2%), любящая семья (28,1%). Безусловно же приоритетной ценностью среди опрошенных является вера в Бога: ее выделили 71,2%.

С указанной структурой личностно значимых ценностей последователей ЦБМ вполне коррелируются их представления о должном социальном порядке и условиях благополучного развития общества. Конкретно в ходе опроса речь шла о том, что может вывести Россию из современного кризисного состояния и послужить основой ее возрождения. В их ответах добросовестный труд людей, как условие решения проблем страны, оказался уравновешенным "истинной религиозностью" и "глубокой духовностью" руководителей государства (по 30%). На необходимость обращения всех людей к Богу и к Богоматери указало около 90% опрошенных. (стр. 110-111)

 

Последователи Церкви Божией Матери "Державная" - это православные по самосознанию верующие люди. Будучи неудовлетворенными, по их словам, формализмом и рутиной, царящими в храмах Русской православной церкви, они нашли здесь форму религиозной жизни, отвечающую их духовным потребностям.

Восприняв ряд существенных моментов культовой практики католической и протестантской церквей, ЦБМ, вместе с тем, сохранило основные элементы православного богослужения. Кроме того, одной из наиболее морально и психологически привлекательных сторон учения и молитвенной практики этой церкви является чрезвычайно развитый культ Богоматери.

Таким образом, источником пополнения паствы Церкви Божией Матери "Державная" являются православные верующие люди с повышенным уровнем потребности в живом религиозном опыте. Приход в эту церковь последователей иных христианских конфессий представляется маловероятным. С течением времени пополнение ее рядов, вероятно, будет происходить за счет собственных резервов - молодежи из семей прихожан. В связи с этим представляется, что данная церковная организация жизнеспособна и имеет перспективы к росту. (стр. 112-113)

 

...внекультовой деятельности церкви (особенно, благовестничество, издательскую деятельность, а также создание аудио- и видеоматериалов и т.д.), но служит своего рода "интеллектуальным фоном" богослужения - его текстов, активного включения прихожан в литургическое действие. (стр. 102)

 

 

ИСТОЧНИК:

Российская государственная библиотека.
Диссертация кандидата философских наук Баклановой Г.Ю. "Православная церковь Божией Матери "Державная" как социально-религиозный феномен". 09.00.06. - Москва, 1999. - 123 с. : ил.
https://search.rsl.ru/ru/record/01000217283   pravoslavnaya-tserkov-bozhei-materi-derzhavnaya-kak-sotsialno-religioznyi-fenomen.doc

 

 

 


Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная  18+

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.

(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999-2024 г. (с) Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002 
г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)