Социальные отношения
Цитаты из диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук Баклановой Галины Юрьевны
‘ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДЕРЖАВНАЯ'
КАК СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕНОМЕН’
Стр.99
“Следует сказать, что опасения по поводу закрытости и неприязни со стороны как служителей, так и прихожан в отношении к исследователю оказались напрасными. Священнослужители часто сами проявляли инициативу в знакомстве и беседах, правда, предпочитая вести их в духе миссионерского просвещения. Что касается рядовых верующих, то, как правило, с их стороны какой-либо настороженности или предубежденности не чувствовалось”
Стр.106-107
‘По словам прихожан, "отцы Церкви" видят в них прежде всего людей, воспитывают их в духе любви и благочестия. После таких исповедальных бесед, как утверждают многие верующие, они становятся "преображенными сердцем", успокоенными, радостными, терпимыми и любящими.
Значение проводимой священнослужителями социальной работы среди разных слоев населения отражено на страницах календаря ЦБМ: Неделя новой целомудренной жизни: семья, материнство, молодежь (1-7 февр.); Неделя заключенных, сирот, вдов, больных (9-15 авг.); Марии, Девы спасения заключенных (24 сент.) и др.
Некоторые из прихожан ЦБМ вспоминают свой отрицательный опыт, приобретенный в храмах Русской православной церкви. Там, по их словам, отсутствовало живое общение со священниками, и были лишь "скучные службы и монотонные назидания".
По окончании литургии, которая обычно длится три-четыре часа, и часового перерыва на "трапезу" довольно часто устраиваются мистерии - театрализованные представления по библейским или церковно- историческим сюжетам. Для мистерий специально шьются костюмы, изготовляются декорации.
Важно подчеркнуть, что в общине отсутствует какое-либо давление на отдельного человека как со стороны духовенства (нет общеобязательных предписаний о должном поведении в тот или иной момент богослужения), так и со стороны окружающих ("делай, как мы!"). Поведение каждого носит спонтанный характер, соответствует его темпераменту и личностным особенностям, подчиняясь лишь общей логике коллективных действий.
Многие приверженцы ЦБМ заявляют, что утверждения некоторых СМИ о якобы имеющем место в общинах богородичников психическом кодировании, "зомбировании", массовом гипнозе не соответствуют действительности. Напротив, по их убеждениям, на литургиях происходит "раскодирование" людей, что ведет к отказу от вредных привычек, таких как курение, употребление спиртного и т.д.”
Cтр. 109-110
“Некоторые стороны жизни членов общины более или менее строго регламентированы. Существует определенный режим дня, распорядок деятельности, имеют место ограничения, налагаемые на половую жизнь, питание и т.д. По сути речь идет о той же регламентации, что принята и в РПЦ, и в других конфессиях”.
Стр. 110-111
"Комитет по спасению молодежи" в последнее время изменил свое отношение к
деятельности Церкви Божией Матери "Державная" и ее руководителям. Подтверждением
этому являются письма за подписью председателя Комитета с выражением
благодарности "за последовательные усилия по укреплению семьи и разрешению
конфликтных ситуаций". В процессе бесед с прихожанами выявлено, что некоторые из
них, став приверженцами Церкви Божией Матери, приводили с собой на богослужения
родных, многие из которых впоследствии стали также регулярно присутствовать на
службах и принимать участие в ее жизни. Так, данные нашего опроса показали, что
у 55,5% опрошенных родные либо также посещают богослужения (32%), либо одобряют
их выбор (23,5%).
Естественно, что, проведя 6-8 часов в этой благожелательной, духовно возвышающей, эмоционально позитивно окрашенной атмосфере, люди получают соответствующий настрой на несколько дней, переходящий затем в ожидание нового общения и новых переживаний в следующую субботу или воскресенье.
Симптоматично поэтому убеждение многих прихожан в том, что недомогание не может служить причиной пропуска богослужений. Некоторые опрошенные всерьез сообщали о случаях исцеления во время литургии. Община задает тон не только сугубо религиозной жизни прихожан, но в значительной степени корректирует их внешние отношения и направляет внерелигиозную деятельность.
…Совершенно определенно выражена религиозная доминанта и в структуре личностных ценностей опрошенных: материальное благополучие как ценность было выделено лишь одним человеком, 7 человек (4,6%) в качестве таковой указали на интересную работу (из них пятеро - с высшим образованием); далее по возрастающей идут: спокойная, мирная жизнь в обществе (6,5%), поддержка близких (13,7%), здоровье (20,2%), любящая семья (28,1%). Безусловно же приоритетной ценностью среди опрошенных является вера в Бога: ее выделили 71,2%.
С указанной структурой личностно значимых ценностей последователей ЦБМ вполне коррелируются их представления о должном социальном порядке и условиях благополучного развития общества. Конкретно в ходе опроса речь шла о том, что может вывести Россию из современного кризисного состояния и послужить основой ее возрождения. В их ответах добросовестный труд людей, как условие решения проблем страны, оказался уравновешенным "истинной религиозностью" и "глубокой духовностью" руководителей государства (по 30%). На необходимость обращения всех людей к Богу и к Богоматери указало около 90% опрошенных”.
Стр. 112-113
“Последователи Церкви Божией Матери "Державная" - это православные по самосознанию верующие люди. Будучи неудовлетворенными, по их словам, формализмом и рутиной, царящими в храмах Русской православной церкви, они нашли здесь форму религиозной жизни, отвечающую их духовным потребностям.
Восприняв ряд существенных моментов культовой практики католической и протестантской церквей, ЦБМ, вместе с тем, сохранило основные элементы православного богослужения. Кроме того, одной из наиболее морально и психологически привлекательных сторон учения и молитвенной практики этой церкви является чрезвычайно развитый культ Богоматери.
Таким образом, источником пополнения паствы Церкви Божией Матери "Державная" являются православные верующие люди с повышенным уровнем потребности в живом религиозном опыте. Приход в эту церковь последователей иных христианских конфессий представляется маловероятным. С течением времени пополнение ее рядов, вероятно, будет происходить за счет собственных резервов - молодежи из семей прихожан. В связи с этим представляется, что данная церковная организация жизнеспособна и имеет перспективы к росту”.
Стр. 102
“...внекультовой деятельности церкви (особенно, благовестничество,
издательскую деятельность, а также создание аудио- и видеоматериалов и т.д.), но
служит своего рода "интеллектуальным фоном" богослужения - его текстов,
активного включения прихожан в литургическое действие”.
ИСТОЧНИК:
Российская государственная библиотека.
Диссертация кандидата философских наук Баклановой Г.Ю. "Православная церковь
Божией Матери "Державная" как социально-религиозный феномен". 09.00.06. -
Москва, 1999. - 123 с. : ил.
https://search.rsl.ru/ru/record/01000217283
pravoslavnaya-tserkov-bozhei-materi-derzhavnaya-kak-sotsialno-religioznyi-fenomen.doc
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве
зарегистрировано добровольное
общественное объединение — общественно-благотворительный
просветительский фонд "Богородичный
центр", который в 1993 г. был переименован в фонд
"Новая Святая Русь" и в 1999 г.
перестал действовать.
В 1992 г. в Москве
зарегистрировано добровольное религиозное
объединение "Община Церкви Божией Матери
Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о
религиозных объединениях оно было переименовано
и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)