Домой

 

 

 

 

Марат Иорданов

МАРАТ ИОРДАНОВ

о творчестве Иоанна Блаженного

 

 

Духовный диумвират: Лев Толстой и Иоанн Блаженный. – М., 2013. – 384 с.

ISBN 978-5-99051-791-2

 

 «Великие ученые и мыслители, поэты и писатели, особенно те, которых Создатель одарил пророческим и провидческим даром, жившие прежде и живущие теперь, являются духовными светочами на человеческом пути, освещая и указывая людям мистическую дорогу, ведущую через любовь и доброту к Первоисточнику всего сущего.

 

Здесь речь пойдет об одном из них, великом русском певце и проповеднике доброты и любви, который уже несколько лет живет и творит за пределами России, поскольку, согласно евангелию, «нет пророков в своем отечестве». Я имею в виду Иоанна Блаженного (Береславского), одного из немногих, кто чужд мирской славы, но исполнен неизреченной любви. Подобные ему всегда вступали в противоборство с силами зла, за что подвергались жесточайшим гонениям… Попутно отметим, что имя «Иоанн» в переводе означает «сын благодати», ну а «блаженный» в переводе не нуждается.

 

Ныне творческий багаж Иоанна Блаженного насчитывает более 450 книг и более полутора десятков томов семинаров. Сюда можно добавить публикации в различных периодических изданиях – не говоря о целой серии потрясающих душу произведений духовной музыки. По плодовитости его можно сравнить с Гермесом Тристмегистом и Абу Хамидом ал-Газали, оставившими потомкам колоссальное количество трудов духовного содержания.

 

ДиумвиратНаписанные о.Иоанном книги и поэтические сборники предлагают читателям ключи к универсальной духовности, к духовности различных цивилизаций и культур прошлого и настоящего, открывают ступени достижения духовного совершенства, тайны помазанничества, божественной любви («Миннэ»), бессмертия и многое другое.

Блаженный Иоанн несказанно одарен преосененным знанием, которое древние полагали ключом к вратам Божества. Это знание находит выражение в философском, богословском, литературном, музыкальном, поэтическом духовном творчестве.

 

Трудно отыскать жанр, в котором не работал бы этот удивительный человек. Религиозные проповеди, экзегеза, исторический очерк, актуальная публицистика, философские дневники, сатира, духовные сказки и притчи, оригинальная мистическая поэзия, сравнимая с русской, восточной и мировой духовной классикой, а также теология, афористика, мистерии, книги о явлениях Божией Матери и Христа… Подобно великим мистикам прошлого, ему дано раскрывать зашифрованный язык Премудрости в слове и музыке. В этой связи вспоминаются произведения Данте Алигьери и Эвелин Андерхилл, Рабиндрата Тагора, Рене Генона, Абдурахмана Джами и Джалаледина Руми.

 

Темы, которые разрабатывает на пути своего духовного подвижнического творчества Иоанн Блаженный, нельзя описать односложно. В своей совокупности они отражают взаимосвязь мировых религий и мистических течений, глубокие тайны человеческой души и общественного сознания, способы нравственного совершенствования и духовного развития на многотрудном пути к постижению божественной Истины.

Следует отметить еще одну особенность творчества Блаженного Иоанна: в числе его источников – духовное наследие Гипербореи и Атлантиды, откуда, по его словам, берут начало все современные цивилизации. Духовному взору о.Иоанна сокровищница непорочных цивилизаций доступна как свитки таинственной Мистической библиотеки. Из нее почерпнуты уникальные темы его творчества, касающиеся дохристианской духовности, истории цивилизаций, в основе которых лежало непорочное начало, аутентичной истории России и других регионов, восстановление истинной истории жизни помазанников Премудрости – особенно тех, чья биография была в свое время искажена официозными или просто недобросовестными историками.

 

Работая с источниками, Блаженный Иоанн часто прибегает к возможностям сравнительно-лингвистического анализа, морфологии древних языков. Он знаток и исследователь священных текстов, древних манускриптов и апокрифических писаний христианства, трудов западных и восточных мистиков разных школ (включая афонских исихастов). Ему доступны высота мудрости учителей дзен-буддизма и суфизма, мистические ветви которого питаются корнями, уходящими в глубокую древность, ко временам Гермеса и Орфея, Сепхиза и Пифагора, библейских и коранических пророков и праведников.

 

Своим особенным интуитивным чувством отец Иоанн восходит к общему источнику их сакрального смысла. Высокая любовь, которой дышат его книги, его музыка, становится источником и вдохновляющей силой не только для его учеников и иных подвижников, но и для светских авторов музыкальных, поэтических, богословских и других сочинений[1]. Не удивительно, что его идеи, уходящие к древним учениям и интерпретированные на современный лад, находят отклик в различных сферах общественной и культурной деятельности. Многие интеллектуалы обогащают ими собственный творческий опыт. Известные деятели литературы и музыкального искусства считают его своим учителем и воплощают его духовные образы в своем творчестве. Ученики Иоанновой школы становятся яркими мыслителями, богословами и мистиками, продолжая развивать это направление духовной мысли[2].

 

Из произведений Блаженного Иоанна на сегодняшний день можно составить целую библиотеку. Его книги переведены и продолжают переводиться на разные языки. Их с одинаковой увлеченностью читают люди разного возраста, рода занятий и круга интересов. Эта сокровищница должна быть изучена, проанализирована и принята не только к сведению, но и к практическому воплощению.

 

О музыкальном творчестве Блаженного Иоанна стоит сказать немного подробнее.

 

В его музыкально-композиторском творчестве, как и в личности самого автора, соединились сферы музыки и божественного Слова. По мнению этого помазанника Премудрости, музыка является естественной составляющей слова. Подобно великим мистикам прошлого, Блаженному Иоанну дано раскрывать зашифрованный в слове и музыке язык Премудрости. Его оригинальные произведения передают вибрации духовного мира, как об этом много веков тому назад писал Гермес Трисмегист («Кибалион»), и на них откликаются многие души.

 

Профессиональный музыкант, преподаватель Людмила Добросмыслова (Новосибирск) пишет о музыкальном творчестве Блаженного Иоанна следующее:

«Насущная необходимость появления фортепианной школы о.Иоанна продиктована самой жизнью: в настоящее время музыка становится достоянием немногочисленной элиты, не выходя из узких рамок традиционного круга “музыкальная школа – училище – вуз – аспирантура (ассистентура)” – что неизбежно ведет к угасанию этой системы. Приверженцев высокосодержательной классики, воспитывающей настоящий художественный вкус, эстетические критерии, становится все меньше и меньше. Музыкальный эфир и эстрада заполонены бессмысленной попсой, действующей на физиологическом уровне на чувственные, плотские инстинкты и убивающей в человеке интеллект (что доказано экспериментальной музыковедческой наукой). Поэтому о.Иоанн – страстный пропагандист-просветитель, переигравший и записавший на диски лучшие творения величайших композиторов. Поэтому-то и его новые книги не только раскрывают музыкальные смыслы их сочинений, но поясняют, как исполнитель может сам стать музыкальным священнодействующим инструментом, драгоценной лирой, “орфеоном”…

 

Неподходяще было бы назвать его новое творение “методическими указаниями”, как сейчас это принято. Слишком смешно и приземленно это звучит. Но написанная в высочайших духовных измерениях, его книга достучится до сердец музыкальных педагогов и их учеников.

 

Необычны книги о.Иоанна о Моцарте, о выдающейся пианистке Марии Юдиной – духовной дочери Серафима Умиленного. Незабываемы его исполнения фортепианных сочинений Чайковского, Бетховена, Моцарта… Его “Petrof[3] – алтарь, трибуна проповедника, изливающего свет, любовь и доброту; его волшебные руки владеют миллионами нюансов, создающих вибрационное поле утонченно-музыкальной экспрессии. Он исполнительски воплощает то, что невозможно выразить словом, что не рационально-логично (“мысль изреченная есть ложь”). Его игра, полностью лишенная чувственности, – духовна, исповедальна, философски насыщенна.

 

Владея градуляционным жезлом, он бережно и нежно касается сердечных струн, вещая о том, что было свыше “надиктовано” композитору, чем композитор одаряет пианиста, пианист – слушателя.

 

Музыка в его руках – дар небес, язык божеств, язык обожения человека, помогающий проникнуть в глубинные архетипические замки. Музыка, исполняемая им, создает сферы, стирающие зло, похоть, мамону, узурпацию; она повествует о смысле жизни и смерти, о спасении, она источает консоламентум, несет, по словам о.Иоанна, любовь, какой нет на земле, доброту и чистоту, невозможные на земле, которой жаждет душа как чистой воды в пустыне».

 

Блаженным Иоанном воспитаны талантливые композиторы и исполнители, создано новое направление духовного пения, в том числе на основе сложенной им системы «гласов»[4]. Такое искусство пения глубоко трогает сердце, вызывает горячие слезы умиления и духовного восторга.

 

 


[1] В качестве примера можно назвать совместную книгу Блаженного Иоанна и профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения Е.М.Левашова, посвященную Псалтыри: «Таинственное жилище Бога.  Распечатанная Псалтырь» (М., 2004). Комментирующие разделы написаны проф. Левашевым.

[2] Блаженный Иоанн часто использует понятие «Иоаннова школа», «Иоаннова экклесия», но важно заметить, что не имеет в виду себя. Иоаннова школа, Иоаннова церковь в его терминологии восходит к апостолу Иоанну, возлюбленному ученику Христа и Божией Матери. В мировой христианской традиции «церковь Иоанна» объединяет мистиков и духостяжателей, в противовес «церкви Петра» – институту официальных жрецов, якобы «преемников апостола Петра». – Ред.

[3] Одна из лучших марок фортепиано.

[4] Гласы или лаoды – обновленная и преображенная блаж. Иоанном система музыкальной огласовки, принятой в православном духовном пении. В результате творческой переработки духовно-певческий строй очищен им от вторичных привнесений и приближен к аутентичным образцам, почти забытым ныне – так пели свои «псальмы» русские калики перехожие, барды богомильской Руси до вторжения византийщины. Новая система духовного пения заслужила высокие оценки современных знатоков и теоретиков духовной музыки, напр. таких как уже упоминавшийся проф. Е.М.Левашев. – Ред.

 

 

 

 

ИОАНН БЛАЖЕННЫЙ О ЛЬВЕ ТОЛСТОМ

 

 

Современный мыслитель и писатель, ученый и учитель, поэт и лингвист, музыкант и композитор Блаженный Иоанн (или Иоанн Святой Чаши), как уже говорилось, составляет вместе со Львом Николаевичем Толстым духовно-мистический диумвират. Когда изучаешь труды этих гениальных людей и сопоставляешь их неординарные мысли, возникает удивительное чувство, что авторы хорошо знают друг друга и плодотворно сотрудничают на духовном поприще.
 
Иоанн Блаженный следующим образом описывает свою мистическую встречу со Львом Николаевичем:
 
«Никогда не забуду свою встречу с Толстым в Ясной Поляне… Один-два градуса мороза. Разгар зимы, январь или конец декабря, крупными хлопьями валит снег. Среди высоких корабельных сосен – обычная прямоугольная могильная насыпь. Я себя выдавал за американского профессора, чтобы меня пропустили в Ясную Поляну одного, без экскурсии. Привели к его могиле и оставили.
Вдруг я почувствовал необыкновенную теплоту. Я ничего не знал о Льве Толстом в то время. По-моему, даже почти не читал его. Любовь к Толстому пришла позднее. А может быть, уже и читал… Я стоял совершенно один, о чем-то думал. Вдруг Лев Николаевич, маленький такой, поднялся из могилы (меня удивило, как он легко поднялся) и подошел ко мне с такой любовью, обнял, поцеловал и благословил.
 
Я обомлел от неожиданности. Но глаза его говорили: “Сынок, с тобой сделают то же, что сделали со мной. Тебя проклянут те же фарисеи, что и меня. Я с тобой. Ты истинный продолжатель нашего дела. Ты откроешь архетипические корни, до которых я не смог доискаться…”
Я понял, что мне предстоит важная миссия.
 
…Уходил из Ясной Поляны в ликующем состоянии… Вернувшись в Москву, рассказывал своим друзьям, какой встречи удостоился. Они были потрясены. У меня не было никогда никаких видений в то время. И вдруг – встреча со Львом Николаевичем» Блаженный Иоанн. Беседы в билокации.[1]


Конечно, подобное не могло произойти случайно. Должно быть нечто особое, ради чего встреча состоялась – свой сакральный смысл, назначение, причина. Ответ – в словах Иоанна: «Его (Толстого – М.И.) глаза говорили: “Сынок, с тобой сделают то же, что со мной: тебя проклянут фарисеи, как и меня. Но я с тобой, ты истинный продолжатель нашего дела. Ты откроешь архетипические корни, до которых я не смог доискаться”».


Надо обладать колоссальной интуицией, чтобы так прочитать то, что «говорили глаза», понять без слов, что предстоит поиск и обретение «архетипических корней».
Утрата этих корней является главной причиной духовного падения общества и даже распада государства.


Двадцать веков тому назад Филон Александрийский в своей заочной дискуссии с Апионом пытался убедить римского императора Калигулу в важности архетипических связей между поколениями для духовной консолидации общества и сохранности государства. Император не внял мудрецу и не принял его советов, поддавшись демагогии Апиона. Именно тогда возникла одна из первых трещин, расколовших Римскую империю много лет спустя. Иосиф Флавий оставил об этом убедительные письменные свидетельства.


Иоанн Блаженный идет дальше древних мудрецов – он говорит об архетипичности богочеловеческого в человеке. И находит союзника и единомышленника в лице яснополянского старца, который также мыслил категориями масштабными до универсальности: «Толстой первый мыслил в категориях универсума. Его гениальность – духовная. Ему была присуща и художественная гениальность: изумительное, неслыханное проникновение в тайники души (“Война и мир”, “Крейцерова соната”). Но не менее глубоко Толстой проник и в архетипические замки богочеловека. В этом его тайна».[2]

 

 


[1] Блаженный Иоанн. Беседы в билокации. М., 2010, сс.322-323, 325.

[2] Там же, с.324.

 

>>> С полным текстом книги Марата Иорданова можно познакомиться здесь

 

 

 


Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная  18+

(с) Все права сохранены. ЦРО Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999-2022 гг. (с) Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. 
в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)