О
богородителях Иоакиме и Анне
Проповедь, 07.08.1997г.
"По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан.13:35).
"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим.5:8).
Родители Девы Марии Архиепископ Иоанн: "Сегодня праздник Успения праведной Анны, матери Пресвятой Девы... Святая Анна была необычайно светлым существом, добрым ангелом. Таинственно зачала она Пресвятую Деву и находилась в уникальных обстоятельствах. Не будучи девственницей, она достигла ступени непорочности скорбями, поношениями за бесплодство и по благословению свыше стала матерью Самой Богородицы.
Дева Мария была даже внешне очень похожа на свою мать, хотя глаза Ее напоминали Ее отца Иоакима. Пресвятая Дева заимствовала смиренный, послушный, кроткий и премудрый нрав от Анны, ее любовь к Церкви, веру и трепет перед святыней Божией. Господь не видел Свою бабушку воочию, но (согласно откровениям боговидцев — св-к И.) часто с улыбкой говорил Божией Матери, как Она, должно быть, похожа на Его бабушку...
Образы святого Иоакима и праведной Анны ценны тем, что через них продолжает освящаться отечество и материнство престарелых (во втором поколении). Институт бабушек и дедушек предан забвению. Между тем дедушка и бабушка обладают особой миссией...
Спаситель наш часто просил Богородицу рассказать о праведной Анне и об Иоакиме. Как Он любил внимать Ее рассказам об Анне, бабушке Своей! Анне был открыт дар Непорочного Зачатия Спасителя. Она его предвидела и благословила...
Родители олицетворяют мир, в который пришел ребенок, а дедушка и бабушка олицетворяют предков или даже весь адамов род. И Спаситель не случайно интересовался жизнью праведной Анны и Иоакима. Пресвятая Дева для Него была как бы сошедшей с неба и предуготованной как Лоно, а Иоаким и Анна — олицетворяли род адамов, который Он пришел искупить... Через с
вятую Анну и праведного Иоакима перешло к нам Благословенное начало, которое явилось как бы мостом между древним Израилем и новым христианским человечеством, родившимся через Матерь Церкви, Пресвятую Деву, и Господа.Если Господь любил слушать рассказы о Своих ближних, как нам не испросить Пресвятую Деву, Летописицу Церкви, рассказать нам о Своей матери...
Богоматери было отчасти даже тяжело говорить о Своей праведной матери. Она бесконечно любила и Своего отца Иоакима и мучительно переживала Свое раннее сиротство. Пресвятая Дева была окружена добрейшими мужами и женами. Трудно представить более мудрого и смиренного человека, чем отец Ее Иоаким, подаривший столько доброты, облекший Ее в молитвенный покров своего отеческого сердца-лона. Трудно представить более святого и доброго покровителя Пресвятой Девы, чем Иосиф Обручник, и более рыцарского и великодушного защитника Своей Матери, чем Господь. Наша царственная Госпожа сподобилась общения самых прекрасных мужей на свете. Иоаким был одним из них, и Спаситель часто просил Пресвятую Деву рассказать о Ее детстве, особенно интересовался подробностями из жизни Анны и Иоакима.Праведная мать Пресвятой Девы, богородительница Анна, любила Священное Писание и любовь к нему привила Пресвятой Деве. Богоотроковица просила читать вслух Священное Писание уже в возрасте одного года. И как только Марии исполнился один год, праведная Анна начала вместе с Ней чтение Священного Писания. И Божия Матерь не могла остановиться, говоря о Боге, только о Боге: "Мамочка, я хочу слушать только о Боженьке". И слушала исключительно все рассказы, внимая и задавая столь сложные и удивительные вопросы, что они приводили в недоумение праведную Анну.
Анна поражалась премудрости Божией, бывшей на Отроковице. Мария изрекала порой столь глубокомысленные речения и столь непостижимо для человеческого ума комментировала Священное Писание, а иногда и дополняла его образами и лицами, сокрытыми в нем, что Иоаким и Анна приходили в неописуемый восторг, говоря: "Какого ребенка послал нам Господь!.." Поскольку он был рожден непорочным, себе они ничего не приписывали и называли Ее: "Невеста Израилева — истинно Премудрость Божия. И как прекрасно Царство, если из него явился нам такой цветок!..", — говорили они.
Анна смотрела на Марию взглядом полным изумительного умиления. Ее взор был полон неземного умиления. Она смотрела на Пресвятую Деву, как на небесный цветок, упавший из Царствия и видела в Ней воплощенного ангела. Пресвятая Дева говорила Господу, что никогда, ни у одного земного существа не видела подобного взгляда и унаследовала его от Анны. Взгляд, который ласкал сердце нашего скорбного Богомладенца, был заимствован от богородительницы Анны. Пресвятая Дева в духе часто видела праведную Анну с Богомладенцем на руках. Это ли не удивительно!..Божия Матерь часто, будучи послушницей, живущей в иерусалимской келье, призывала на помощь праведную Анну, и Анна всегда находилась при Ней. А незадолго перед своим Успением Анна сказала, что Пресвятой Деве предстоит особый путь, и она, уходя, остается с Ней и обещает покровительствовать Ей в вечности. "Ты нуждаешься в помощи, которую я смогу на небесах оказать Тебе больше, чем на земле. Я остаюсь с Тобою навсегда".
Впервые Пресвятая Дева услышала это "я остаюсь с Тобой" от Своей матери, — Иоаким и Анна постоянно присутствовали
в духе и вместе с ангелами ходили с Пресвятой Девой, и, в частности, оказали очень большую помощь на пути бегства в Египет...* * *
В традиционном христианстве протекшего двухтысячелетнего периода много говорится о приготовлении и избранничестве Марии. Поскольку, согласно пророчествам, наступает век Пресвятой Девы, и Царица является пред лицем человечества, подобает вспомнить и о приготовлении праведной Анны и Иоакима для непорочного рождения Пресвятой Девы, ибо стать матерью Непорочной Дочери невозможно, принадлежа к грешному роду, а значит, совершалось и определенное приготовление Иоакима и Анны, названных Церковью "богородителями". Так и ближние наши во Христе с принесением обетов посвящения, посылаются приготовленные и приготовляющие нас для непорочной жизни. Оттого чутко помогают они нам и наставляют, как
свято жить во Христе и удаляют от искушений. Тогда как в ветхой, греховной жизни наблюдается противоположное: самые ближние, как ни странно, оборачиваются в целом искусителями. Благодарю Господа нашего за святых ближних, которых Он мне послал...А как Отроковица Мария благодарила Отца Небесного за то, что послал таких прекрасных родителей, чуждых греху!.. Пресвятая Дева провела земные дни в раю, не получив ни одной стрелы, ни одного удара. Анна провидела крест своей Дочери, равно как и Пресвятая Дева провидела крест Спасителя. При таинственном Зачатии Анна также дала свое согласие разделять крест Божией Матери и была рано взята на небеса (Пресвятая Дева осталась сиротой) полагая, что оттуда, свыше сможет больше покровительствовать в скорбях своей Дочери, Которой предстоял такой тяжелый крест...
Успение праведной Анны
Почему Церковь празднует Успение праведной Анны?.. Анна преставилась в возрасте 90 лет. Ее Успение, равно как и Успение Пресвятой Девы, предполагает беспрепятственный переход в Царствие. Анна была воспринята в Лоно Авраамово и восхищена на пятое небо. Иначе, тайна Успения в том, что при переходе в вечность отверзаются небесные врата и является Господь.
Анна сподобилась видеть Господа воочию, Он пришел к ней на одр Успения, украшенный цветами, в окружении ангелов, и восхитил ее в брачные чертоги, — прежде, чем сделал это с Пресвятою Богородицей. Так что праздник Успения праведной Анны есть еще одна светлая страница христианской истории, напоминание о том, что смерть праведного христианина не сон, но воскресение, и что истинный христианин, по-сути, избегает смерти в ее привычном, негативном переживании, связанным с работой совести, восстановлением подлинного сознания и духовного видения, переживанием каких-то негативных состояний очищения от греха, но беспрепятственно входит вратами света.
Это вообще неисчерпаемая тема — говорить о праведной Анне, любимой Пресвятой Девой. Ее Успение также означало победу над смертью. Через таинственное зачатие Пресвятой Девы Анна стала от благословенного семени Авраамова. Потому она была взята Господом в Лоно Авраамово. Она познала смерть в смысле физического перехода в иной мир и не познала ее, если под смертью иметь ввиду негативные переживания, связанные с видением грехов, какими-то воздаяниями. "Красна пред Богом смерть преподобных Его", — мы понимаем ее как Успение или беспрепятственное вхождение в Царство Небесное и восхищение в рай.
Пусть праведная Анна станет и нашей молитвенницей, заступницей и нашей светлой духовной бабушкой, а Иоаким светлым нашим духовным дедушкой. Почему это так нужно?.. Пресвятая Дева и Господь для нас олицетворяют — как духовные Родители — Царство Небесное, несут его свет. А второе поколение от Них, иначе, праведные Иоаким и Анна, олицетворяют небожителей, святых на небесах. Вот почему, думая о них, мы исполняемся такой радостью и миром.
Церковь празднует Успение праведной Анны только вслед за Пресвятой Девой. Успение св. Анны есть косвенное подтверждение Непорочного Зачатия Пресвятой Девы. В Евангелии почти ни слова не сказано об Анне и Иоакиме, однако в преданиях святых Отцов и в литургических текстах их образ раскрывается больше. Боговидица св. Анна-Екатерина Эммерих также повествует о них. Но поскольку предстоит век Божией Матери, то праведная Анна будет раскрываться в духовности третьего тысячелетия и упоминаться чаще. Как в Евангелии упоминалась Богородица, Матерь Христа, так праведная Анна, мать Пресвятой Девы, будет упоминаться в евангельской истории в третьем тысячелетии, — и мы всегда будем видеть ее и приветствовать как покровительницу пожилых людей в семьях.Мы привыкли к тому, что Святое Семейство состояло из Пресвятой Девы, Иосифа Обручника и Богомладенца. И так, и не так. Так — в силу стечения обстоятельств: Пресвятая Дева была сиротой. Но, должно быть, чтобы семейство стало полным (семейство предполагает три поколения, как бы символизирует три рода времени: прошлое, настоящее и будущее), три поколения обязательно должны быть в нем. Так что невидимо присутствовали в Святом Семействе и Анна, и Иоаким.
Богоотроковица
Когда Пресвятая Дева родила Богомладенца, Она часто восклицала: "О, если бы Моя матушка была со Мною рядом! Как Я в ней нуждаюсь!.." И тотчас Анна появлялась перед Ее духовным взором. Праведную Анну мы можем по праву назвать бабушкой Святой Руси третьего тысячелетия. Пресвятая Дева — Мать Святой Руси, а Иоаким и Анна — дедушка и бабушка Святой Руси. Будем просить, чтобы и на наших престарелых родителей, дедушек и бабушек сошли печати праведной Анны и Иоакима, чтобы они приготовляли своих внуков, потомство для святой и непорочной жизни в солнечной державе третьего тысячелетия.
Отроковицей Божия Матерь любила уединение. Часто Она удалялась на луга, собирала цветы, предавалась молитве, Ей одной доступной. Но, еще больше любила Она общество Анны и Иоакима. Девочкой Мария часто гладила Свою маму по ее сединам, целовала, утешала и говорила: "Мы всегда будем вместе. Мы никогда не расстанемся". И Анна всегда умиленно плакала, когда Пресвятая Дева гладила Ее по волосам и изумительно утешала и говорила Иоакиму: "Какое утешение, какую Утешительницу послал нам Господь на старости лет за наши скорби". И обоим им казалось, что когда они рыдали, то как бы дождь слез капал с неба. Сколь умиленно Царствие и как оно воздает праведным и святым за их земные скорби...
А Иоаким любил рассказывать Божией Матери, держа Ее на руках, истории из Ветхого Завета и из своей жизни. И Богородица на коленях исключительно внимательно слушала его, порой давала мудрейшие советы, исправляла и благодарила и жадно ловила каждое слово из его земных рассказов, как бы благословляя праведного Иоакима. Иоаким любил целовать Ей ручку, прижимал Ее к сердцу и с трепетом воспринимал Царицу Небесную как истинно цветок, упавший с неба и как ангела во плоти. А в своей молитве Иоаким и Анна, престарелые уже (их здоровье ослабевало после рождения Божией Матери) просили, чтобы Отец Небесный сохранил их Дочь от непосильных Ей искушений и стрел. Богоматерь часто слышала их молитву и молилась, в свою очередь, обо всем роде адамовом, о своих родителях и о всех нас. Вот в такой умиленной обстановке провела детство Пресвятая Дева. Такую же добрую и светлую атмосферу несет и нам Божия Матерь...В какой прекрасной семье Она родилась, в какой прекрасной семье Она прожила, как Дочь этой семьи и как хозяйка очага (в духе), — и какие прекрасные семейства благословляет равно среди обетованных и среди вступивших в брак Богородица. Мир вашим сердцам.
О наших ближних в семье
Пресвятая Дева хочет подать нам светлые ключи победы в духовной брани. Искушения, попущенные небом, испытуют девство нашей совести и чистоту нашего зрения, — дьявол вовлекает в невидимые воронки и провоцирует на осуждение, восстание на ближних, как бы приоткрывает зрение того, чего не надо видеть. Но Премудрость Божия преподносит светлый ключ: ни малейшей подозрительности, никаких счетов, претензий, упреков. Напротив, лекарство мира, оружие любви и сила покрова. Взирать на ближних Ее премудрыми и кроткими очами. Язык старый, как мир, освоенный единицами святых в церкви, и сегодня он должен быть претворен...
Какими удивительными ближними окружает нас Царица-Мать!.. Непорочное Зачатие связано и с низведением непорочного окружения. Есть непятнаемое окружение, состоящее из душ противоположных искушающим, иначе, утешающих нас и предохраняющих. Сколько ангелов-хранителей реет рядом с нами в лице наших ближних!..
Если бы мы могли видеть ангельскую заботу о нас, тогда радостью исполнились бы лица наши. Но ночь должна пройти, и свет воссиять, чтобы мы трезво увидели, сколько благодеяний окружает нас, и память, равно с совестью, стала доброй. Добропамятство связано напрямую с неосуждением ближних. Осуждение лишает нас памяти о благодеяниях и делает неблагодарными. Вместо осуждения или фиксации на недолжном, свидетельствующем о действии в нас нечистой силы, будем помнить о несказанной доброте и щедрости нашей небесной Госпожи, и, в частности, о тех удивительных, умонепостижимых, евангельских ближних, запечатанных, как письмена Священного Писания.
Как они нам нужны, чтобы в сердце был мир!.. Как каждый особенно неповторим!.. Как надо любить каждого любовью Божией, ибо нуждаются в любви. Ближние избираются промыслительно и приготовляются от века (христианские ближние), как Анна была избрана и предуготовлена для Рождества Пресвятой Девы.
Чтобы наши семьи стали святыми, мы должны призвать на помощь святых богородителей Иоакима и Анну, как совершенный евангельский образец бабушек и дедушек. Мы знаем, что праведный Иосиф для нас образец отечества, Пресвятая Дева — образец материнства, и Анна — образец бабушки, а Иоаким — образец дедушки. Совершенные семейства скоро и будут по этому духовному образцу...
Мир в ваши сердца. Аминь". (Архиепископ Иоанн (Береславский). На правах рукописи. М., 1996г.)
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в г. Москве
зарегистрировано общественное объединение
общественно-благотворительный просветительский
фонд "Богородичный центр", который в 1993 г.
был переименован в фонд "Новая Святая Русь", в 1999 г. фонд перестал действовать.
В 1992 г. в гор. Москве
зарегистрировано добровольное религиозное
объединение "Община Церкви Божией Матери
Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о
религиозных объединениях оно была переименовано
и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)