Жизнь
в семье -
"Послание к
Ефесянам" (5:33-6:9).
Проповедь, 03.10.1996г.
“Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца твоего и мать", это — первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле".И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою (только) услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия” (Ефес.5:33-6:9).
1. Долг мужа.
Долг мужа
Архиепископ Иоанн: "
Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя...". Первый долг мужа — любить жену, любить искренне, как самого себя и даже более. Немногие мужья способны так любить своих жен. Любить жену должно, почти как Божию Матерь...Любящий всегда прощает. Мы желаем, чтобы нам всегда прощали, чтобы нам сострадали, чтобы к нам были чуткими, чтобы нам помогали в трудную минуту. И то, что мы желаем по отношению к себе, должно прежде всего проявить к ближним.
Основа семьи: муж любит жену той любовью, которой его любит Господь. Муж должен быть объят славой Господней, должен знать любовь Божию к нему, и переносить ее на жену: быть чутким, сострадательным, мужественным, покрывать жену, как покрывает Господь. Ибо душа — невеста, обрученная Самому Господу, а в будущем веке — жена Богу. Здесь тайна мистического супружества...
"...жена да боится своего мужа..." В чем здесь боязнь? В домостроевском порядке? В деспотическо-плеточном образе семьи? Трепещет и боится палочных ударов, физического насилия и скорби?.. Нет. Страх жены перед мужем — боязнь осквернить чистоту его любви. Жена да осознает любовь, с которой муж к ней относится и бережет ее, и хранит — чистую, высокую, целомудренную, служащую... Подлинная любовь не злоупотребляет, не вызывает помыслов, низких нечистоплотных желаний. Страха в человеческом порядке в Царстве Божием нет, поскольку страх — начало греховное, падшее. Муж любит любовью Божией жену свою, как самого себя, а жена хранит и ценит эту любовь, отвечая на нее сообразно. Совершенный образ духовных супругов — Господь и Божия Матерь, Новый Адам и Новая Ева.
Вторая заповедь в семье: долг любви. "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви" (Рим.13:8). У супруга — долг любви перед женой: любить ее, как самого себя. У жены — долг любви перед мужем: отвечать ему той же любовью — нежно, жертвенно, милосердно, быть ему помощницей и советницей его.
"Почитай отца твоего и мать"
"Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость". Когда дети обретают светлых родителей, они в долгу у них. Повиновение не деспотически-авторитарное, слепое: "что скажут родители...", — а в аспекте учения святой Церкви. Прежде — усвоение родителями материнской и отеческой ипостасей, благословенных Богом; затем, посвящение детей Богу.
Отцы и матери — проводники образов вышнего материнства и отечества. Отношения, полные любви, благодарения и диалога. А также общая миссия, общая задача, общая трапеза, общий труд — и общая Купина, стоящая над всеми, посвящение семьи без остатка Господу.
Семья — мистическая плоть Господа, единый организм. Дети сочетанны со своими родителями, и между ними нет никакой нити раздела. Так надо понимать духовное повиновение в любви, не слепое, авторитарно-рабское, но по образу повиновения Господа и Божией Матери. Повиновение, как послушание в дивном мире, при котором дети питают родителей той благодатью, которую им дают ангелы, а родители в ответ питают детей вышнею любовью. Повиноваться родителям дети должны по образу отношения Богомладенца Иисуса к Своим родителям: в кенотическом, любвеобильном порядке.
"Почитай отца твоего и мать, это — первая заповедь с обетованием...". Духовное соблюдение первой заповеди — почитать Богородицу в матери и Господа в отце — невозможно без печатей святого отечества и материнства. Да испросим их в неустанной молитве...
"Да будет тебе благо и будешь долголетен на земле". Здесь раскрывается тайна: почитание отца и матери ведет к долголетию, продлевает земные дни. Сложности в отношениях с родителями сокращают жизненный срок детей и в целом пагубно сказываются на них. Необходим полный мир, понимаемый как повиновение и послушание в духовном порядке.
Первое, — любовь между супругами. Второе, — долг детей перед родителями и родителей перед детьми.
"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем", — будьте чуткими, будьте снисходительными. Не раньте их, не замечайте недостатков. Стремитесь к миру в сердцах ваших детей. Никакие резкие выражения, ранящие слова не могут быть применены. Сегодня чуть ли не каждый окрик — рана, удар... "Отцы, не раздражайте детей ваших...", — воспитывайте детей в любви, в глубоком мире.
Первая заповедь: родители, любите и покрывайте своих детей. Вторая: воспитывайте их в мире с окружением, с природой, с животным миром, в неосуждении и в служении ближним.
Родители по наущению искусителя часто предъявляют претензии и счеты к детям (несправедливые обвинения, грубая брань и даже физическое насилие; самое страшное — нередки случаи сексуального насилия обезумевшего родителя над своим несчастным ребенком... — св-к И.), и дети вправе восставать на них, если родители не исполняют долг любви.
"...не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души". Учите своих детей делать все с приложением сердца, то есть исполняя волю Божию от души. Воля Божия — в любви, и должна творится только с приложением открытого сердца, а не внешне, как принудительный обет служанки.
"...служа с усердием, как Господу, а не как человеку". Слова подчеркивают смысл обета служения. Служение Господу, но в лице ближнего. Здесь важнейший момент воспитания. Родители должны показать смысл Христовой веры: мы верим в воплотившегося Бога, живущего в ближнем, через что должны служить благодарственную службу Живому Богу в ближних наших.
Здесь ключ к победе над человекоугодием. Служа ближнему, легко впасть в человекоугодие. Когда спрашивают, как, любя, не впасть в человекоугодие, ответ один: станьте рабами Христовыми (ср.: Ефес.6:6).
"Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал...". По мере любви, которую каждый из нас смог проявить к ближнему. Есть мера служения, мера жертвенности, мера любви, она и оценивается в Царствии. Каждый получит от Господа (и в настоящем уже награждается, и в вечности) по той мере добра и вышней любви, которую проявил к ближним и, прежде всего, в семье.
"И вы, господа, поступайте с ними так же (те, кому дана какая-то власть над душами), умеряя строгость...". Иерархический порядок и строгость обязательны, но эта заповедь — против фарисейства. Очень строгие внешние предписания фарисейского духа закрывают сердца. Умеряйте строгость, памятуя о бесконечном милосердии Господнем...
Духовность - условие мира в семьеКогда мягкими, чуткими, праведными будут отношения в христианской семье, тогда и мир водворится в российском православном Отечестве. Условие мира — посвящение Господу через Пресвятую Деву-Мать и облечение семьи в Ее белотканные одежды.
Земным образцом для семьи в России сегодня является Августейшая чета. Любовь императора Николая и императрицы Александры напоминает любовь Господа и Божией Матери. Император советовался с императрицей. Она была ему истинным другом и женой от Бога; и всегда говорила от Бога. Государь Николай любил свою супругу Александру чистой любовью, посланной ему Самой Божией Матерью, а императрица служила ему, как Самому Господу, с жаром преданной любви. И старец Григорий (Новый) — друг Жениха (ср. Иоан.3.29). Через него шла старческая благодатная любовь к целомудренной августейшей чете.
Вот образ православной семьи. Основа — духовность родителей, их воцерковленность, их посвященность Богу и служение Господу в ближнем. Из супружеской любви, как сочетания двух сердец в одно, следует долг детей: ценить любовь, пролитую на них со стороны родителей, и повиноваться в духе любви.
Долг родителей — никогда не нарушать заповедь любви и мира. Не раздражать детей и наставлять их в духе служения Богу в ближних и окружающих; с приложением сердца, с постоянно увеличивающейся мерой добра, которая у каждого своя, и с ослаблением строгих правил, уставов. Фарисейства не должно быть. Это заскорузлая, застаревшая болезнь: уставные правила, превратившиеся в "мертвящую букву", предписанные молитвы, закрывающие сердце. "Умиряйте строгость", памятуя, что над вами на небесах есть Господь, полный бесконечной любви и благодатных даров. Да пребудет свет в вашей семье.
Условие расцвета семьи — ее внутренняя воцерковленность (не путать с обрядоверием и внешним, лицемерным благочестием — св-к И.). Родовой порядок лицеприятия перестает действовать, когда семья открыта Церкви, как Церковь открыта Богу. Тогда вся Церковь является частью семьи, а семья — частью Церкви. "Альфой и омегой" преуспевания и благосостояния современной семьи является ее воцерковленность и посвященность Господу через Пресвятую Деву. Тогда Сама Державная Царица берет под Свой прямой покров Свою малую церковь — семью". (На правах рукописи. Архиепископ Иоанн (Береславский). М., 03.10.1996г.)
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в г. Москве
зарегистрировано общественное объединение
общественно-благотворительный просветительский
фонд "Богородичный центр", который в 1993 г.
был переименован в фонд "Новая Святая Русь", в 1999 г. фонд перестал действовать.
В 1992 г. в г. Москве
зарегистрировано добровольное религиозное
объединение "Община Церкви Божией Матери
Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о
религиозных объединениях оно была переименовано
и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)