"И
будут двое одна плоть" (Быт.2:24).
Проповедь, 30.11.1996г.
"Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину" (Быт.2:24).
1. Муж и жена.
2. Гармония мужского и женского начала.
3. "Духовность воцерковленной, святой семьи не уступает духовности монахов". Из проповеди, 02.12.2000г.
Муж и жена
Архиепископ Иоанн: "В 1929 году Люсия, Фатимская боговидица, в городе Туе (Португалия) видит явление пред алтарем: Божия Матерь открывается перед ней с Богомладенцем, и на арке алтарной написано: слева — "gratias" — благодатные дары и справа — "mizericordia" — милосердие. На хоругви Святой Руси, где изображен архангел Михаил, побеждающий мечом правды дьявола, начертано: "Мужество и милосердие", — можно сказать, это мужская и женская ипостаси единого. Одна перетекает в другую.
Венец мужества — беспредельное милосердие к врагу. Венец милосердия — мужество, без которого милость наша ничтожна и тщетна. Каким истинно великодушным нужно быть, чтобы смилостивиться над врагом, и каким сильным — чтобы явить подлинное милосердие. Они сочетанны воедино, как муж и жена, коим подобает прилепиться друг к другу и из двоих стать одним.
Что, если бы мы задали такой вопрос Пресвятой Деве: кто для Нее важнее и дороже, мужчина или женщина?.. Пресвятая Дева разведет руками, улыбнется нам и скажет: "Дорогие дети, как Я могла быть без Господа?.."
Какова была бы Дева Мария вне Христа?.. Просто великая святая, не имеющая особой миссии. Если бы не Спаситель, Она — обычная из смертных женщин. Через Него Она стала Духоносицей и Матерью всечеловеческой, Царицей неба и земли, став прежде Матерью Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа.
Возможен ли евангельский Господь без Богородицы? Никогда. Царица дала Свое сотрудническое "да", "фиат, да будет так", — сказала Она. После чего в диалоге Пресвятой Троицы с смертной Марией, предстоящей от лица адамова рода, совершилось воплощение Сына Божия. Без Божией Матери нет Богочеловека, Господь не пришел бы в мир, не совершилось бы Боговоплощение, а значит — искупление. Без Нее Царство Божие не пришло бы. Оно могло открыться только через Пресвятую Деву. И без Господа, без Его воплощения нет Божией Матери.
Как можно говорить кто важнее?.. Господь? Божия Матерь?.. Если вы придете к царю и спросите: "Царь, кто важнее, ты или твоя царица?", — этот вопрос покажется царю оскорбительным. В лучшем случае, вас попросят покинуть зал, а в худшем — вы будете наказаны. Так и к Господу, если Его спрашивают, кто важнее: Он, Царь Небесный, Агнец и Жених, или Царица Небесная, Соразделительница, Сопричастница, Сокрестотерпица, Невеста, Мать Его, Жена — все светлые титулы наследующая от Него?.. И таким же оскорбительным является вопрос о том, кто важнее или кто первичнее — мужчина или женщина? Ибо образ мужчины — Муж славы Иисус Христос и образ жены — Жена славы, олицетворенная слава Господа — Пречистая Дева. Без Ее сотрудничества, т.е. согласия мужественного и милосердного соискупительно соразделять крест Господа, не совершилось бы искупление.
Муж —
несущий крест, агнец и молитвенник. Жена — жена агнца — агница, разделяющая крест. Да прилепится муж к жене (Быт.2:24), чтобы обрести в ней мир свой. Вот и Муж славы прилепился к Жене и обрел в Ней мир на руках Ее, снятый с креста. Так пожелал Он прощаться с нами через Божию Матерь, так и пришел в мир, открывшись Ею — первый и последний вздох с Сотрудницей искупления, Пречистой Девой.Кто из них важнее?.. Оскорбительный вопрос. Он невозможен без Нее. Она немыслима без Него. "Господь единосущен Матери Своей по человеческой ипостаси", вслед за святыми Отцами утверждает св. Иоанн Дамаскин. Он и Она — одно. Не пришло ли время восславить совершенного Мужа правды и совершенную Жену славы — Иисуса и Марию?..
"И будут двое одна плоть", — сказано в Бытии, это и тайна семьи, и тайна диалога общения, и тайна церкви, тайна брака — двое становятся одна плоть. Одна плоть с Господом и через Него с ближним — одна плоть.
Иисус и Мария были одна плоть. Господь получил плоть Свою от Пресвятой Девы, а Божия Матерь, в свою очередь, была обожена через Господа. Господь стал как бы продолжением Пресвятой Девы, Ее телесным воплощением на земле, а Божия Матерь стала продолжением Спасителя. Вот так они двое — суть одно.
Так праведная семья и взаимоотношения мужского и женского, мужчины и женщины определяются не внушениями блудницы вавилонской и не образом инструктора из загса, а благодатью горницы Назаретской...
Пожалуй, одна из самых неслыханных тайн — Христос и Мария. Об этом почему-то не задумываются... Им каждому определялась от Пресвятой Троицы своя миссия. Две тысячи лет Их пытались втиснуть в рамки различных рациональных богословских систем, но Они совершенно неразрывны, — и ныне настало время брака Агнца и Агницы!.. Когда гости собираются на брачную вечерю, прежде всего они интересуются Женихом и Невестой и, конечно же, тем, как Жених и Невеста совпадают, сочетаются ли в одно, становясь прародителями нового человечества, ибо Новый Адам, как именует апостол Спасителя, и Новая Ева, как назвали Пресвятую Деву святые Отцы, суть прародители нового, преображенного человечества, — оттого-то и именуются они Адамом и Евой.
* * *
Жена смотрит на мужа своего так, как Божия Матерь взирала на Спасителя — с восхищением и соразделением креста. Муж смотрит на жену свою так, как Господь взирал на Божию Матерь. Вот истинный диалог. А как Он Ее берег, ограждал: помните, отправлял Ее в Капернаум, когда началось земное служение; терпел поношения, но не открыл никому тайну Непорочного Зачатия, чтобы не подставить под удар Пречистую Деву. Если бы фарисеи узнали, что Господь пришел на землю, зачатый без физического отца, Пресвятую Деву подвергли бы унизительному обследованию. Какое мужество Христа! Совершенный Муж правды. Оттого Достоевский, после пяти лет каторги, будучи петрашевцем, прозрев на Господа, так писал в дневнике: "Навеки для меня останется образцом любви и мужества Христос. И даже если истина будет не с Ним, перефразирует он Аристотеля, я пойду за Христом, ибо нет никого совершеннее, прекраснее Его".
Вот это чудо Христа подает нам Божия Матерь, и когда мы входим в Ее покои, мы видим Господа воочию. А чудо Марии подает нам Жених. И брачная вечеря — это три покоя: белая зала в середина, справа — чертог Жениха и слева чертог Невесты. И мы, взирая на них, через Марию постигаем Господа, а Господь, в Свою очередь, с улыбкой отсылает нас к Марии, говоря: "Еще и еще вкусите от Материнской полноты, чтобы притечь ко Мне". И, вкусив от благодати Пресвятой Девы, идут ко Господу.
Итак, дивное, нескончаемое шествие от Жениха к Невесте и от Невесты к Жениху — вот эта брачная вечеря третьего тысячелетия. Кто из них важнее? Кто важнее на свадьбе? Жених или Невеста? Если кто начет такое говорить, тому тотчас рот заткнут и выставят. Так вот и в Царствии Небесном: если кто начнет унижать женщину, говоря о каких-то преимуществах мужчины, или унижать мужчину, говоря о преимуществах женщины, это совершенно невозможно. Но мужчина преимущественно
"gratias", т.е. он облагодатствован быть мужем правды, он воин, он несет свой крест, взирая на Христа, он как бы первая невеста (его душа). Так жена — "mizericordia", милосердная, мужественная помощница. И как муж (душа-невеста) — пред Богом, Женихом, так жена перед мужем. Учит об этом Священное Писание.Божия Матерь разделила самый тяжелый крест из возможных. И если бы Она не сказала Свое "да" и не пришла к Нему на Гефсиманскую молитву, и не стояла у Креста, говоря Свое нескончаемое "да", мы не знаем, как совершилось бы евангельское искупление и совершилось ли бы оно вообще...
Гармония мужского и женского начала
Я знаю, из каких источников мысль, будто наступает "век женщины", будто бы прежде "терроризируемой" авраамическими религиями, который теперь оттеснит христианство, магометанство и иудаизм. Источник этого — Тибет, с его махатмой Мориа, и Индия. Та самая Шамбала, из которой желает придти антихрист, опустившись со своего космического шатра. Но здесь ему не место. И большим кощунством звучит, будто наступает "век женщины", и они оттесняют мужчин, или было когда-то "время мужчин". Было, есть и будет Царство Божие на Земле, отданное Богу.Сегодня против образов агни-йоговских, махатма-мориевских мужененавистниц, против вейненгеровской "войны полов" мужчин и женщин Небом низводятся образы жен-мироносиц. Дьявол желает разрушить образ мужа и жены, каким он был преподнесен в древнем Израиле: святой муж и святая жена. Искуситель предпринимает массу усилий: мужчину сделать женственным — феминизация мужчины, а женщину — мужеподобной — маскулинизация. Вы увидите это во всех формах. Можно очень легко сказать, данное направление или искусство от Бога или нет: если его представители, мужчины, женоподобны, если они по мере стяжания духа феминизируются, — здесь нечто явно дьявольское. И напротив, если женщина маскулинизируется и желает приобрести мужское, не благословенное от Бога, опять же действие дьявола. Вот так и происходит Вавилон, что в переводе "смешение" — мужское с женским, а женское с мужским, и в результате уже нет ни подлинных, благословенных Богом мужчин, ни женщин. Отвратительно...
Бог подал нам красоту Мужа славы, жертвенного Агнца, — Его мужество неотрывно от женской ипостаси милосердия. Если мужество не милосердно, оно тотчас превращается в какую-то языческую, ветхую добродетель, она венчается какой-то авторитарностью, агрессивностью. И напротив, милосердие взыскует к самому высокому мужеству нашему. Милосердие есть венец мужества. Если мы желаем жить в любви, мы должны быть мужественны, без чего никогда не достигнем любви, она останется только на словах, и уже при первом испытании мы рухнем. Но наш залог, залог Святого Духа — Божия Матерь, Она — Матерь милосердная, как взывает к Ней человечество. Я не знаю, кто был мужественней Ее. И Господь, Муж славы — Отец любви. Кто был милосерднее Христа, молившегося на Кресте о прощении Его врагов?..Мужи российские — богатыри, и жены — жены-мироносицы воздвигаются сегодня. Святые мужи, которые будут нуждаться в светлых женах, как Господь нуждался в Своей Матери. Как Бог нуждается в человеке, так муж нуждается в жене. Как человек нуждается в Боге, так жена нуждается в муже, и прилипают один к другому и становятся "едино" (ср. Иоан,17:22) — одно сердцами, одно, воедино.
Мужи следуют за Господом, куда бы Он ни пошел. А жены? Жены за Пречистой Девою, Она — их образец. На небесах не женятся, но сохраняется некое ипостасное различие, т.е. духовное различие мужчины и женщины. Мы знаем, что святые в своих явлениях сохраняют какие-то черты пола. Мы говорим: "Святой Иоанн Златоуст, святой Иоанн Кронштадтский...", — только ангелы теряют уже черты пола, впрочем, они числятся в мужском роде, хотя изображают их порой с элементами женственности.
Пресвятая Мать — новый Авраам, Она есть совершенная ипостасная гармония мужского и женского начала. Я прошу Пресвятую Деву, чтобы все души, родившиеся по плоти мужчинами, стали по духу мужами мужества и милосердия, венчанные венцами победителей. И чтобы все души, рожденные по плоти женщинами, стали женами-мироносицами, святыми женами, венчанными от Пресвятой Владычицы.
И пусть каждый из них в Церкви найдет друг друга, и несут свой крест, — как Господь, сойдя в мир, обрел Свою Невесту, и Она обрела Его. Да будут прославлены на Святой Руси святые мужи, богатыри российские, и святые жены-мироносицы, а прочее, как сор, уйдет навеки. Аминь". (На правах рукописи. Архиепископ Иоанн (Береславский). Проповедь, М., 30.11.1996г.)
Духовность
воцерковленной, святой семьи
не уступает духовности монахов
Архиепископ Иоанн: "Слезы льются, ангелы рыдают — Евхаристия. Позволь мне, возлюбленная душа, объясниться тебе в любви. Церковь — моя таинственная Жена, моя вечная возлюбленная. Другая Жена, дружина. Не для того ли пришла душа в мир, чтобы помнить, что у нее есть таинственная, от вечности, Жена? Как ищет сегодня сатана опозорить святыню, где обитает Бог. Сколько осквернителей, хульников, преступников позорящих Церковь Божию. Восславим дом, где обитает Бог!..
От Церкви произойдет богоцивилизация и богочеловечество, уже установленное, ибо Бог дает нам Себя Самого, тем самым умножая и обогащая преображенную человеческую природу в Евхаристии. Церковь, тем самым, уже учрежденное богочеловечество. Церковь — гнездо большого орла в пустыне, уже сейчас установившаяся (по вере) богоцивилизация святых. Ее мистическое определение — зерцало Царствия Божия, неизреченно и неизъяснимо пребывающее и светящее среди тьмы человеческой греховной ночи.
Прейдет мир сей, и только Церковь сохранится. Прейдет душа, и закончится сей временный срок, а церковное в ней останется для вечности. И сокровище нетленное, о котором учил Господь, полагая, что его единственно надо накоплять, можно получить только в церковных амбарах. Сохранится Церковь, а мир прейдет — но сохранится другая, не эта старая, уходящая, полуразрушенная скиния, а Церковь святая, вселенская, Богом водимая, знающая, сочетанная, любящая Его Невеста. Как она жаждет сойти в мир, и как трепещут херувимы при одном слове: Церковь истинного Бога, святилище Христово!..
Существует церковное время — время, проведенное в Церкви. Перед лицом вечности оно единственно ценно. Когда душа покидает мир, она вспоминает только то время, которое провела в Церкви, оно записывается в вечности, а прочее полагается, как пустое, в крайнем случае, приготовляющее в церковные чертоги. Помни об это, душа. Храни церковное время, время близкое к вечности!..
На восьми столпах стоит высокая церковная гора. Наивысший столп ее — законы духовные и воля Божия, в ней пребывающая. Враг работает против нее духом мира, где беззаконие и ложь.
Во втором столпе церковном — иерархия. Против нее — ветхое равенство, анархия. В Церкви — любовь агапе (духовная). Против нее воюет другая любовь — филия (человеческая): компанейская, солидарность, дружба, товарищество. В Церкви столп покаяния глубинного. Против покаяния воюет осуждение. Против послушания — своеволие. Против молитвы — дух мира. Против метанойи или обращения к Богу, перемены — сытость. Против креста, данного от Бога, и венца победителя духа мира воюет весь мир совокупно...
Нужна ли Церковь вообще? Нет ничего, кроме Церкви, ибо она шатер имени Бога “Аз есмь”. Бог, приходя в мир, простирает купину Свою с именем Аз есмь, и тот, кто в Церкви, тот есть. И не в том вопрос “нужна ли Церковь”, а в том, нужны ли мы Церкви и существуем ли мы для Бога? Есть ли мы вне Церкви? Утверждаю: нет нас. Без Церкви мир погибнет, и душа затеряется бесследно.
Дух мира... Что это? Малейшее решение, выбор, принятый нами вне Бога, в сфере “несть Бог” — дух мира, — малейшие приражения мамоны, отсебятины, эгоизма. Церковь – богоцивилизация, богоучрежденная совершенная организация. Все в ней через волю Божию. Она непрестанно взирает и не отводит глаз, она сочетанна со своим Главой, Христом, днем и ночью — непрестанно! Бог диктует Свое слово, и оно воплощается в нас. Церковь — святыня, упреждающая нас на тысячелетия... Мы должны трепетать, входя в нее, и жаждать воцерковиться, вохристовиться, уневестовиться. Вот грядущие цели для подвижников третьего тысячелетия.
В Церкви Его Царство, Его слава и торжество. Ничего, кроме Бога. Каждый шаг посвящен Ему, с Ним, через Него. Как высока должна быть в святости церковная душа, чтобы удовлетворять духовным требованиями, чтобы жить через Бога по вере: каждый шаг, даже голосовать на улице машину.
В Церкви ключ молодой семье: следовать духовным законам. Есть другая Жена, таинственная, у мужа и жены — невеста Христа, Церковь моя. Церковь — глава мужу, как Христос. Если первая таинственная Жена у мужа — Церковь, она и дает ему силы (как духовная семья) вести и окормлять свою семью. Кто пользуется этим церковным ключом, тот преуспевает и в семье.
Мы насаждаем новый образ — церковной, воцерковленной, святой семьи. Духовность такой семьи, духовность такого мужа, для которого первая жена — святая дружина, другая Жена, святая Церковь — не уступает духовности монахов.
* * *
У Церкви свои входы и свои выходы. Они благословенны. И всяк входящий церковными вратами, слышит: благословен ты, подобно тому, как говорилось при Благовещении: "Благословенная Ты в Женах...".
Неловко в Церкви — так будет и в Царствии. Кто полюбил Церковь,
однажды достигнет Божьего чертога. Кто вошел в Церковь, преступит порог ее и в вечности. Кто принял Церковь, того примет Господь в объятия Свои, а кто оскорбил Церковь, того и Бог отвергнет. Церковь и мать, принимающая нас, какие мы есть, и отец, желающий перевести нас на другую ступень. Неизъяснимо. Принимать такими, какие мы есть и жалеть видеть иными...Церковь отвечает за каждую душа и сейчас и вечно. У всех ее членов один общий удел. Открыто небо, и у нее особое пространство, где живые и усопшие — одно. Все святые, праведные, патриархи и цари пребывают в ней невидимо. О церковном времени и о церковном Царстве Божием будут учить будущие православные подвижники. Они будут с легкостью "летать" на молитве и класть по две тысячи поклонов в день, и вычитывать по пол-псалтыри. Дух Святый будет на их устах. Но прежде должна рухнуть старая скиния, о которой говорит апостол Павел, враждующая с Духом Святым и с Богом истинным.
...Будем верны своей прекрасной Церкви. Если Бог избрал ее из миллионов, как нам открыто, если Бог ведет ее от Соловецкой Голгофы, как и нам не избрать нашу Матерь-Церковь, которой мы всем обязаны. Потому не будем раниться этой злобной клеветой, будто бы можно и любую другую церковь ходить, не будем принимать помыслы, размывающие эту бесценную сокровищницу святого Православия, — принесем обет верности нашей Матери-Церкви...
“Без церкви можно обойтись, — говорят иные, — достаточно одной веры...”.
"Бедные и заблудшие", — скажу я им. — Церковь обойдется без вас, а без Церкви не обойдется ни одна душа. Ибо Церковь земная устроена по образу небесной. И только те души войдет в Царство, который войдут в Церковь торжествующую. Только те войдут в Церковь торжествующую, кто войдут в Церковь земную.
Осуждая Церковь, предъявляя ей счеты, душа наживает себе смертельные грехи. Церковь безгрешна. Осуди себя. Сломи себя. Предъяви себе. Оправдай Церковь, которая всегда больше, чем мы можем вообразить, чем все тайны, являемые в ней. Она всегда шире, пространней, величественнее всех ее составляющих. Над ней простерто имя Божие: "Аз есмь". И мы есть в той степени, в которой близки Церкви.
Церковная молитва слышится Богом. Церковь водима и слышима. Помещается в солнечную пустыню апокалиптической Жены. Можно ли заменить чем-либо церковную молитву? Духовные ждут часа, когда можно придти в храм, ибо таинственно раскрываются особые врата на Евхаристии нашей Церкви. Не те ли они самые, в которых служил Серафим Соловецкий Умиленный?..
...Бог да подаст нам любовь, благодарность к нашей Матери-Церкви, ибо буквальный перевод Евхаристии — благодарение". (Архиепископ Иоанн (Береславский). Проповедь, 02.12.2000г., сб. "Мария с нами", N267, изд-во "Православная Церковь Божией Матери Державная", М., 2000г.)
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в г. Москве
зарегистрировано общественное объединение
общественно-благотворительный просветительский
фонд "Богородичный центр", который в 1993 г.
был переименован в фонд "Новая Святая Русь", в 1999 г. фонд перестал действовать.
В 1992 г. в г. Москве
зарегистрировано добровольное религиозное
объединение "Община Церкви Божией Матери
Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о
религиозных объединениях оно была переименовано
и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)