ДомойСвятая Мария - Небесное Зерцало Пресвятой Троицы. Икона работы А.А.Тутунова.

 

 

"Брак у всех да будет честен" (Евр.13:4).
Проповедь, 20.07.1997г.

"Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр.13:4).

 

1. "Христианский брак — это непрерывное озарение и откровение любви".

2. Мистические тайны брака.

 

 

"Христианский брак —
это непрерывное озарение и откровение любви"

Архиепископ Иоанн: “Брак у всех да будет честен и ложе непорочно... (Евр.13:4). Св. Анна Екатерина Еммерих описывает, как однажды к Господу пришли супруги: “Можно ли нам развестись?” Господь, молча, влил молоко и воду в одну чашу и протянул супругам: “Разделите”...

Брак в мистическом евангельском измерении — высшее озарение любви. Брак — это дивное пресуществление. Совершеннейший образ брака — Господь и Пресвятая Дева: Бог сочетается с человеком вечными брачными узами. Войдем вратами тайны супружества Иисуса и Марии в тайну Их Назаретского затвора, Их божественного диалога.

Непорочное ложе — это, прежде всего, внутренняя небесная чистота, чистое светильничье сердце. Сердце — храм, в котором священник — совесть; священник по образу Первосвященника, святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, — совесть пред Лицем распятого Агнца. Брак непреложно, девственно чист — сочетание возможно только девственными сердцами. Тайна брака раскрывается в соотношении Пресвятой Девы с Лицами Пресвятой Троицы. Это высший, совершеннейший образец брака, по образу которого и будет твориться брак третьего тысячелетия.

Первое, мистический Брак Пресвятой Девы с Небесным Отцом. Мария — возлюбленная Дочь Небесного Отца, Их Брак богосупружеский. Тайна брака — дочерне-отеческий мистический Брак: в Ее Сердце живет Отец Небесный, Она в полноте живет в Сердце любящего Небесного Отца. Бог-Отец изливает на Свою Дочь несказанную Отеческую любовь, а Дочь возвращает эту любовь Богу-Отцу благодарным сердцем служением Ему и в лице Его творения. В земные дни мистический Брак Небесного Отца и Непорочной Дочери выразился в любви к Сыну Божию. Отец любил Сына через Свою Дочь — Мать Иисуса Христа. Непостижимые тайны...

Второе, мистический Брак Пресвятой Девы с Сыном Божиим. Сочетание в Духе Святом Богоматери и Иисуса Христа. Мать любит Сына, живет в Сердце Сына, питает Его Сердце святой любовью и Сама живет в Его Сердце, питаясь Его любовью. Богоматеринско-Сыновья любовь.

Третье, мистический Брак Пресвятой Девы и Духа Святого. Пресвятая Дева — Невеста, Дух Святой — вышний Жених. “Я и Дух Святой отныне одно”, — часто повторяет в Своих Российских Откровениях Пресвятая Дева.

Таинство обожения души — это таинство брака. Пресвятая Дева, Матерь Церкви, одушевленный храм Живого Бога — Непорочное Лоно, где происходит обожение душ Духом Святым. Чтобы “ложе было непорочно”, нужно воцерковиться, припасть к стопам, усыновиться и сочетаться в духе с Божией Матерью, приняв Ее печати, стать с Ней одно, и только тогда Дух Святой становится и нам божественным Женихом, иначе — поиск в пустыне, душа томится в одиночестве.

Каков образ нашего земного брака? По образу Небесного — вот образ брака будущего, брака третьего тысячелетия. Молодые люди, вступая в брак, совершают восхождение по дивным мистическим ступеням. Первая, мистический брак с Пресвятой Троицей, с Небесным Отцом через духовного отца, цель которого — усыновление в духе, полное слияние сердец духовного отца и чада в одно. Эту формулу преподнес Господь: “Я и Отец одно”. Диалог доверительной взаимной святой любви. Вторая, брак с Сыном Божиим в лице Церкви, в лице ближних через воцерковление, уневестовление от Пречистой как совершенной божественной Невесты — пресуществление в ближних через совершенное служение, растворение в них. Третья, брак с Духом Святым в лице всего человечества — истинное монашество, как агнчее служение в миру через отдание жизни, души и сердца в любви. Так возлюбил человечество Отец, что послал Сына Своего и через Него вступил в Брак с преображенным человечеством, в вечный брачный союз.

Так же и вступающий в духовный брак возводится на непостижимую головокружительную высоту мистической ступени: стяжав печати святой любви, так возлюбить все человечество, чтобы находиться с ним в вечном брачном союзе. Этот мистический брак возможен только через посредство Пресвятой Девы, поэтому первый брачный союз — с Церковью, с Ней, соединение в одно.

*   *   *

Для посвященных Богу не есть ли скорби преуготовление?.. Россия готовится к высочайшему браку с Небесным Женихом, Россия обручена и вскоре венчается на вышний царский престол. Грядущая солнечная Пятидесятница — это и есть исполнение таинства мистического бракосочетания. Совершеннейший образ сочетания брачными узами любви — Евхаристия. Через это таинство мы становимся одно с Богом, нет теснее и прекраснее этих брачных уз. Церковь — светлое лоно бракосочетания. Мы все пребываем в мистическом духовном браке друг с другом через сочетание очищенных сердец. Сердца, спеленатые в одежды света, соединяются любовью Агнца и Агницы в единое соборное сердце.

Литургия — это тоже таинство брака. В наших сердцах сочетаются вечными брачными узами Иисус Христос и Пресвятая Дева. О, дивная головокружительная тайна брака, еще не открытая в наше время. Открытие этой тайны в полноте принадлежит будущему веку, мы в преддверии этой глубочайшей тайны. "и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Ефес.5:31-32).

Христианский брак — это непрерывное озарение и откровение любви. Девственный отец, непорочная мать, целомудренные дети, любящие друг друга, лучащиеся святой ангельской добротой, с агнчей невинностью совершающие благодарное служение Богу в лице друг друга.

Да будет брак ваш честен и ложе ваше непорочно, да будут новые браки третьего тысячелетия светлыми, радостными, изобилующими несметными небесными дарами, фонтанирующими светом и вышней любовью. Аминь". (На правах рукописи. Архиепископ Иоанн (Береславский). Проповеди, 20.07.1997г., М.)

*   *   *

Архиепископ Иоанн: "Чем отличается христианский брак от языческого? Христианский брак — таинство, и в нем свои мистические ступени: обручение — сочетание сердец, бракосочетание — совместная жизнь в любви и (отчасти) непорочное зачатие. Под видом телесного соития совершается именно таинственное, освященное свыше зачатие ребенка, подобно тому, как еще в утробе матери был освящен Иоанн Креститель, Самуил, Симеон...

Непорочное начало сопровождает домостроительство Израиля. Благочестивое начало заключает в себе тайну непорочности, праведности или чуждости греху. В этом смысл непорочного зачатия. Оно для нас отчасти, а для Пресвятой Девы вполне, Она олицетворяет полноту Непорочного Начала.

И христианский брак, равно как и зачатие в христианском браке, непорочно по существу своему, чисто, девственно, хотя и предполагает физическое соединение супругов. В чем и заключается таинство: видимо одно, невидимо иное. Видимо рождается младенец от мужа и жены вроде бы адамического происхождения, а в духе — сходит благодать вышнего Иерусалима.

Но чтобы войти в подобную высоту христианской жизни, и подобает быть мистически обрученным, затем бракосочетанным и рожденным свыше...". (На правах рукописи. Архиепископ Иоанн (Береславский). М., 04.03.1996г.)

 

Мистические тайны брака

Епископ Афанасий: “Да будет брак ваш честен и ложе непорочно” (Евр.13:4). Браки третьего тысячелетия, образ которых открывает небо, — браки душ человеческих с Пресвятой Троицей через Матерь Церкви, Пресвятую Деву. И одно из условий благополучной, благочестивой, святой жизни — воцерковленность. Тайна этих браков открывается на Святой Руси.

Молодые люди сочетаются брачными узами святой любви с Отцом Небесным через сердце пастыря-духовника. Наши души — малые невесты, а Пресвятая Дева — Невеста Агнца и Невеста Духа Святого; через уневестовление (принятие Ее печатей) Она усыновляет нас Христу, и через таинство усыновления мы сочетаемся мистическими, духовными брачными узами с Сыном Божиим, стяжав дары Святого Духа, — тогда возможен благочестивый, счастливый, радостный и светлый брак. И третья тайна, третьи врата — это брак с Духом Святым. Наши души, несущие дары Святого Духа, малые невесты Господа, Жениха, призвавшего нас в евангельские Брачные Чертоги. Через Пресвятую Деву, Матерь Церкви, мы становимся Его невестами и сочетаемся. На земле, в Церкви, прежде этого брака души обручаются с Духом Святым, стяжая Его печати, дары и плоды (1Кор.12:4-11,28-31), и обручает нас Пресвятая Дева в Своем Непорочном Лоне, Святилище Живого Бога, Она — таинственное "Вместилище соединения Бога с человеками", согласно учению св. Отцов.

“Да будет ложе ваше непорочно”. А как достичь непорочности ложа?.. Непорочное ложе — это сочетанность, становление одно с Непорочным Лоном Божией Матери, и Ее непорочность становится условием святой благочестивой счастливой жизни семьи. Эти три дивных мистических брака с Отцом и Сыном и Духом Святым через Матерь Церкви, Пресвятую Деву, и есть залог счастливой супружеской жизни. И дивный брак с Богом, с Церковью как мистическим Телом Господа, с Духом Святым есть предусловие светлого радостного брака супругов.

Счастье супружеской жизни в мистическом, безмолвном диалоге Господа и Божией Матери через супругов. Муж — образ Христа и Самой Божий Матери, и жена — это образ Божией Матери и Самого Христа. И тайна диалога в Назаретской горнице, который был в земные дни у Пресвятой Девы с Господом, открывает нам тайну супружеской — богосупружеской — жизни, где супруги не сочетанны во грехе и не нацелены эгоистически друг на друга, а обращены к Господу, к Божией Матери, к Святому Семейству в лице всего человечества, сочетанны в Духе Святом, связаны особыми узами в таинстве венчания.

(Через тайну одухотворенного брака супруги в полноте открыты друг другу и всему человечеству. В окружающих видят они страдающего Господа и преданно служат Ему, видят образ богочеловеческого Семейства, которое как бы просвечивает, преломляется через ближних, — если поставлены печати Святого Духа и Бог живет во внутреннем пространстве подвижника, живущего в семье. "Чистые сердцем Бога узрят", — Бога, живущего в ближних. Монашество, появившееся лишь в IV-ом веке, явилось реакцией на катастрофический упадок церковной жизни. — св-к И.)

Монашество старательно удаляется от духа мира за ограды, за каменные стены, в землянки в стремлении пребывать наедине с Богом. Но если при этом не открывается духовное сердце и не дается любовь к Богу и ближним, это образ лжемонашества, а истинный образ монашества — святой брак с Богом. Истинный монах — Христова невеста, стяжавшая дары Святого Духа, и в Духе Святом возлюбившая Бога в лице всего человечества. Монах — не ветхая личность, обособленная от людей, не вдовец (нередко сексуальный невротик), а мистическая невеста, любящая своего Возлюбленного в лице всего человечества, невеста Христова, облачающаяся в Его светлые одежды. Вот такие дивные образы: монах — мистический супруг Жены, святой Церкви, а ближние его — все человечество. Он любит свою супругу в лице всего человечества, воцерковленного и преображенного или еще должного быть воцерковленным, обратившимся к Богу.

*   *   *

Великие мистические тайны... Полнота брака, чтобы он не стал книжным, умозрительным обольщением, нам откроется позднее, когда откроются Царские врата неба Брачной вечери, но и сейчас уже открыт путь в неземное святилище, где Божия Матерь сочетает дивными узами святого брака всех понесших крест свой, последовавших узким евангельским путем святых Отцов.

Мы с вами, возлюбленные, также пребываем в сочетании узами святого брака, каждый из нас, независимо от чина, от национальности, — мы сочетанны узами любви, если идем этим путем вслед за Господом нашим Иисусом Христом, возлюбленным Женихом и Главой Церкви. Это и есть вечные узы брака, мистического брака с Господом через Сердце Божией Матери". (На правах рукописи. Православная Церковь Божией Матери Державная. Проповеди, М., 20.07.1997г.)

 


Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная  18+

(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в г. Москве зарегистрировано общественное объединение общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь", в 1999 г. фонд перестал действовать.
В 1992 г.
в гор. Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно была переименовано и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)