О
христианском браке
1996г.
"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак" (Иоан.2:1-2).
1. Озаренная любовь. 01.10.1996г.
2. Ежедневное чудо: ангелы и дети. 01.10.1996г.
Озаренная любовь
Архиепископ Иоанн: "Что мы можем знать о христианском браке? По сути, еще и не начинался. Прообразы... Избранная девушка и нареченный, избранный девушкой, тогда только становятся женихом и невестой, когда внезапным озарением Свыше способны увидеть ближнего как бы очами Божией Матери. Брак и есть озарение печатью вышней Каны, мистическое супружество, — бегство от мира в келью Назарета, где поныне Святое Семейство: Спаситель, Богоматерь и патриарх Иосиф, обручник Девы Марии.
Истинным другом, братом или возлюбленным в Боге можно назвать только того, кого однажды, озарившись Свыше, возлюбил любовью, которую дарует Христос.
Есть две ступени недосягаемого совершенства в настоящем: безумная любовь ко Господу и не менее безумная любовь к ближним. Об этой безумной любви и говорил Господь, наставляя учеников: "Живите для других, отдавайте свою душу без остатка. Любите ближнего любовью, какою Я люблю вас" (см. Иоан.15:12-13).
Свою горнюю, безумную для мира любовь Агнец и Жених скрывал. Ее открывал в сокровенной молитве и явил крестным Своим путем и голгофской Жертвой. И ничего не понял в Евангелии тот, кто видит в подвиге Спасителя лишь богословские умозрения: искупление, прощение грехов, победу над дьяволом, смертью и проч. Пока Голгофа не освещена светом вышней Любви, она остается сиротскою гулаговской пустынькой с двумя простертыми крест-накрест досками. Но как далек этот тюремный крест от истинного, Животворящего!..
* * *
С чего начинается христианский брак? С вышнего озарения: "Сестра моя, друг мой, невестушка, супруга". Истинный брак возводится на высокую гору, откуда облагоухается фимиамом священнического жертвенника как непрестанная жизнь в ближнем, дарение себя в любви. Брак и возможен лишь силою любви.
Христианский брак есть непрестанное действие Агнца в каждом из супругов, свидетельство и венец. Когда задействованна высшая, с неба сходящая сила агапической любви, тогда не до похоти, не до телевизионной прострации, не до эгоизма вдвоем и прочих отмирских форм брака, хотя бы и освященным церковным таинством.
О таинствах надо сказать: церковно совершаемые, они продолжаются длиною в жизнь. Внешнему крещению, по учению Иоанна Богослова, должно сопутствовать крещение Духом Святым, духовное перерождение, преображение. Истинное покаяние — вселенское, прозренческое, омывающее душу от всех печатей греха. Священство — должно перейти из формально-культового в служение креста. Миропомазание — в непрестанное озарение Свыше, помазание Духом Святым. Евхаристия — наивысшее таинство рожденных Свыше, непрестанно вкушающих манну горней любви.
Христианский брак — как крестное служение двоих, сочетанных узами единого завета, единой миссии. Муж — следует за Господом, распятым за грехи мира; жена — его верная сотрудница, соразделительница мужней миссии. Муж без остатка перешел в жену; жена предалась на служение мужу, на служение Богу в лице ближнего. Их сердца пресуществлены друг в друга, и уже не различают, где кончается один и начинается другой...
* * *
Смысл посвящения семей — их воцерковление и святость, через это Божия Матерь втеснит Непорочное Начало праведности. Царица напоминает о трех образах Святого Семейства: Пресвятая Троица; земное Семейство: Иосиф, Богоматерь, Младенец; августейшая чета императора Николая и императрицы Александры.
Император Николай и императрица Александра просияли непорочностью в свои земные дни: непорочное семейство. Они несли сильнейшее начало непорочности. Император должен быть прославлен как предтеча Державы мира и ее глава. Он был непорочным российским царем. Война на Непорочное начало вызвала восьмидесятилетнее проклятие России... Восстание на императора — восстание на самое высокое, что может дать и привить небо: библейское Непорочное начало.
Император имел очень сильное начало противодействия греху, что особо ценно перед очами ангелов. Непорочное начало, задействованное в нас, — предусловие святости. Церковь без непорочного начала — дом, построенный на песке..." (Из Откровения Божией Матери в России архиепископу Иоанну. 01.10.1996г., "Новая Святая Русь", М.)
Ежедневное чудо: ангелы и дети
Архиепископ Иоанн: "Потомство сходит Свыше, таинство жизни неизъяснимо на человеческом языке. Ему сопутствует обычное, человеческое — трапеза, труд, молитва... Но важна Купина, важен иной образ, мир и посвященность без остатка. Важно понимать брак как продолжение назаретского периода общения Святого Семейства. Через мужа изливается благодать Святого Духа, воспринятая от престолов Троицы, и жена сладчайше внемлет, став сопереживательницей чудодейственного осенения Свыше. Христианский брак при неприметном образе жизни есть непрестанное озарение Свыше, откровение чистейшей любви.
Когда я смотрю на невесту и затем жену родовыми, личными, предвзятыми очами — как я еще далек от образа супруга, жениха! Тогда и ожидай падений, посрамлений... Но браки верных, посвященные Господу и Пресвятой Деве, Державная Мать и Царица тотчас облекает в облачную, огнезрачную Купину. И начинается жизнь, благословенная Свыше, — и уже не жена только, но печать Жены на ней; и уже не муж просто, но Муж славы в нем.
Как быть, когда рождаются дети?.. Здесь семейные роли мужа и жены, освящаемые Божией благодатью, преображаются. Муж принимает образ девственного отца и непорочного супруга (обручника Иосифа). Важно и матери сохранить девство, связанное с целомудрием, невинностью, отрицанием духа мира и неспособностью нанести удар, с агнчьей кротостью, готовностью служить и умаляться. Новорожденный (новорожденная) — маленький Господь.
Душа пришла из Царства... Ей определена вечная прекрасная жизнь. Родители пусть преподнесут благословенные образы детям, а Пресвятая Дева их сердцами спеленает младенцев в светлые благодатные одежды и благословит печатями Непорочного начала.
В ребенке возрастает Богомладенец, Господь. Родительский долг — воспитания и наставления. Наставничество и... наставление от запечатленного Младенца Иисуса? Уверяю вас: если видеть Христа в сыне-отроке и дочери-отроковице — эффект будет умонепостижимым. Дети воистину родятся Свыше. Они становятся такими, какими желают их видеть родители. Но увы, большинство желаний суть перенос родовых проекций, личных травм, компенсаций чего-то неслучившегося, осуществление невозможного... Ничего этого не должно быть. Таинственный взгляд на ребенка как на образ воплощенного Христа, как на земного ангела и сосуд непорочного зачатия, — благословение его жизнью без греха.
Выше сказанное осуществимо и в семейной обители, которая суть большая агапа. Семья — малая духовная обитель, обитель — большая духовная семья. В ней отец и мать, и непорочные дети, — Богородица, Господь и Их духовное потомство. Столь же новой необъятной темой являются светлые, премудрые отношения между отцом-наставником и матерью-наставницей, опять же, по образцу Иисуса и Марии в Назарете.
Дети тогда только счастливы в мире, если они плод совершенной любви их родителей. Дети тогда только блаженны и упокоенны, когда родители служат в лице друг друга Господу и Божией Матери...". (На правах рукописи. Архиепископ Иоанн (Береславский). 01.10.1996г., М.)
Горячительное вино любви. Таинство брака.
Архиепископ Иоанн: "Как еще убого современное, секуляризированное представление о браке, сколь полно полумагических “загсовых” формулировок и гулаговских, авторитарных образов! Обветшавшие формы унылы и заимствованны... Сколь это великая радость открытия сердца к Богу — вступить в общение любви! И место вступившим в брак — белая беседка, где, как горячительное вино любви, звучит Песнь песней Возлюбленного и Его любимой.
Брак — жизнь в ближнем, не в себе. Всегда служение умирания в ближнем, всегда отдача: муж отдает себя жене, жена — мужу. Из их светлой, жертвенной, соискупительной в скорбях самоотдачи рождается блаженное дитя, зачатое для Бога, непорочное.
Смысл брака — совлечься отлучающего, разделяющего и несказанно сочетаться с Богом через ближнего, слышать голос Божий, звучащий в супруге, разделять его крест. Брак есть реальность Царствия Божия. Брак — совершенная форма общения небожителей. Брак — величайшее из таинств, завершающееся рождением небесного младенца. Таинство брака, по сути, нисколько не уступает постригу в монашество. Напротив, сегодня превосходит его, поскольку открывает мир Святого Семейства.
“Да будут совершены они воедино, как Мы одно с Тобой” (Иоан.17:22-23), — молится Господь о нас накануне Распятия. Душа — невеста по призванию и, вступая в брак, сочетается и как бы видит Возлюбленного своего: таинственный Жених приходит в образе земного ближнего. И тогда каждый день общения подобен благовещению и восхождению по лестнице блаженств.
И жизнь начинается такая слитная, гармоничная, праведная, мирная, бесконечная в своем совершенствовании, несказанная в своих таинственных сокровищах, являющая день ото дня чудеса преображения и еще большей радости, так что ей нет конца! Хотя сопутствующие скорби предполагают духовную брань, мужество и жертвенность, но силою вышней любви побеждаются все препятствия и дается власть утверждать образ новой, вечной, светлой Каны.
И если на первой, галилейской, Кане Спаситель скорбно восклицал Пречистой: “Что Мне и Тебе, пресветлая Жена?” (см. Иоан.2:4), и Богоматерь благословляла Господа открыть нам, смертным, тайну подлинного брака, обратить холодную воду в горячительное вино любви, — там, на Кане вечной и блаженной, уже нет дистанции между небесною Четою (новых Евы и Адама) и Их земным потомством. Господь, глядя на Святую Мать-Невесту, восклицает: “Как Я счастлив любить Тебя в Наших детях!” И Пресвятая Дева отвечает: “Как Я блаженна, о Возлюбленный, открывать Тебя в Твоих творениях!..”
Усвоив мистический смысл брака как cочетания, зададимся вопросом: если плод от брака — пришедший в мир ребенок, для чего вообще рождать детей в эпоху катаклизмов и мировых войн? Усвоить формулу Шопенгауэра — “на страдания”? Родители приводят в мир жертвеного агнца, страдающего за их грехи?.. Есть инстинктивная теория рождения, всецело родовая: необходимость продолжиться в потомстве. Впрочем, и здесь свое таинство, при котором дитя — образ и подобие отца и матери.
Ветхозаветные иудеи понимали рождение детей мессианистически: через потомка, который непременно достигнет царствия Мессии, спасется и весь род (оттого бесплодие было в поношении). Для чего рождать детей сегодня, в этот, как полагают многие, проклятый и обреченный мир — себе и детям на погибель?.. О нет, напротив, для совершенной, несказанной радости: рождать под небом евангельского Царствия, — представлять детям новое небо, на новой земле!
Отрекшись от Бога, рождали в родовом порядке, “стряхивая” греховную чашу, облекая в образы проклятия и мирских похотей. Ныне рождаем первенцев духовной плоти, чтобы жили без греха, для чего посвящаем Богу еще в утробе матери, подобно Крестителю.
Смысл пребывания на земле наших душ — обрести жизнь в любви, жизнь вечную, преображенную. Дети рождаются для блаженства! Не для страдания — для соискупления и обретения венца. Не для мученического погашения родовой чаши (Богоматерь берет непосильное бремя на Себя, открывая призванным узкий, евангельский путь) — для светлой, новой жизни...". (На правах рукописи. Архиепископ Иоанн (Береславский). 16.11.1996г., М.)
Духовные семьи
Архиепископ Иоанн: "В духовных семьях сочетанность будет много ближе, чем в плотских. Через духовность
будет влияние на плоть. Мы даже и представить не можем, как потеряно чувство семьи у современного человека. Разрушено переживание цельности, природности, потеряна связь с родом. Отсюда жуткое выпадение в вакуум: "Я никому не нужен!.." Тогда как жить и зачем? Если я никому не нужен, то следующий вопрос: "А кто нужен мне? Кто обо мне вспомнит? Кто меня услышит? Кто разделит? Кто в трудную минуту придет на помощь?.."Мысль, что нет такого человека на земле, кому можно написать, попросить помощи материальной или душевной, кто может разделить твою скорбь, к кому можно обратиться в беде — убивает. И напротив: если есть рядом дружеская рука близкого человека — можно пережить самые большие скорби.
Отсюда: Божия Матерь желает покрыть всю Россию узами агапического братства, узами духовной, нежной соборной семейственности, сочетать нас настолько тесно, чтобы один как бы жил в другом, переходил в другого, любил Бога в другом...
Семья становится основой ячейки общества. Даже организации (производство, фирмы и т.п.) становятся успешны только в том случае, если их глава становится заботливым отцом своим подчиненным. И смотрите, как нарушен порядок семейственности в мире: в армии нет отцов (армия также большая семья); в тюрьмах совершенно брошенные сироты; в больницах никому не нужные инвалиды; в школах... А ведь класс — также семья, где учительница — мать (должна быть) и учитель — отец.
Душа, в действительности, окормляется через непрестанно родственнические отношения. Она желает вступать в отношения сокровенной спонтанности, открытости, она нуждается быть окруженной ближними и любящими ее, не ранящими, поддерживающими и питающими ее любовью. Она вначале должна сама как растение напитаться соками любви от корня жизни, чтобы уже плодоносить, чтобы нести эту любовь другим. И сделать это возможно только в семье. Семья — трудящиеся души, которые передают любовь, которые заботятся о тебе, любят, излучают свет, пекутся. И душа, купаясь в лучах любви, постепенно накапливая потенциал любви, и сама становится ее источником.
Пресвятая Дева, ангелы небесные, видя, как разобщены и изранены души, как они не дополучили в детстве любви, покоя, мира, благословляют чувство семейственности, как ничто другое. Для Божией Матери покой души внутри семьи дороже обительного устава, регулярной молитвы, которые суть только средства, а это — цель. Цель — мир, сочетание, подлинная семья.
Как приятно душе, когда находишься среди близких людей, когда можешь довериться, раскрыться, когда не ожидаешь удара, когда есть близкий человек, который тебя понимает... В семье только и может начаться настоящий диалог". (На правах рукописи. Архиепископ Иоанн (Береславский). 30.07.1996г., М.)
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в г. Москве
зарегистрировано общественное объединение
общественно-благотворительный просветительский
фонд "Богородичный центр", который в 1993 г.
был переименован в фонд "Новая Святая Русь", в 1999 г. фонд перестал действовать.
В 1992 г. в гор. Москве
зарегистрировано добровольное религиозное
объединение "Община Церкви Божией Матери
Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о
религиозных объединениях оно была переименовано
и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.