Учение
о браке
Семинар, декабрь 2000г.
"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак" (Иоан.2:1-2).
2. Четыре тайны брака будущего
Мистическая высота брака
Архиепископ Иоанн: "Брак — тема запечатанная. Очень близкая к монашеству, сродная с ней. Высочайшая тема. Она достойна такого же трепета, как Псалтырь и Евангелие. Притчи Спасителя о брачном пире еще не поняты. О другом браке говорил Господь.
В богословии третьего тысячелетия я вижу три темы: богосупружество, богоцивилизация и богочеловечество. Все три евангельские. Богосупружество — притчи о брачном пире. Богоцивилизация — последние главы Откровения от Иоанна: тысячелетнее царство святых; схождение небесного Иерусалима; древо жизни посреди рая, дающее плоды 12 раз в году и т.п. Богочеловечество — венец христианства в софийном порядке. Бог пришел затем, чтобы возвести человечество на более высокую ступень, вернуть его в первоначальное царское состояние и дать еще нечто большее.
Брак, по сути, не раскрыт ни в современном православном богословии, ни в православной практике. По сути, православный брак несет тяжелейшую чашу византизма, печать проклятия. Состоящие в “симфонии” со светскими властями и брак понимают в языческо-симфоническом порядке. Эта тема недоступна краснодраконовским офитам (змеям), потому что подлинный брак есть тема мистиков. Если нет брака с Богом, нет брака и с человеком.
Для брака необходимы духовные образы.
Четыре тайны брака будущего
Существуют четыре черты, характеризующие брак, или четыре тайны, заключенные в этом церковном таинстве. Почему-то не говорят о тайнах брака. Традиционное учение таково: брак есть церковное таинство, в котором жених и невеста уподобляются Господу, желающего брачными узами сочетаться с церковью. Во время бракосочетания читается Евангелие, глава о Кане Галилейской (Иоан.3).
Брак непорочный, чуждый греху.
Брак церковный, вечный, а не ветхий, погружающий в родовой, отмирский порядок.
Брак мистический.
Брачный чертог и крест, посвящение в крест.
Давайте кратко остановимся на них. Непорочность. Можно ли сказать, что брак непорочен? В чем непорочность брака?
— В какой мере он несет печати небесного брака, в той мере он непорочен.
— Верность Богу. Непорочность земного человеческого брака в том, что в браке можно быть верным Богу.
Вл. Иоанн: Правильно. Чтобы понять, что такое брак, начнем с мистицизма. Господь гениально выразил суть брака в Своей последней первосвященнической молитве перед арестом: “Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино...” (Иоан.17:23). Вот формула брака.
Обратимся к образу брака в единосущной и нераздельной Троице Святой. Брак — сочетание в одно. Отец и Сын — нерасторжимое одно. Три Лица Троицы, хотя имеют Свои ипостасные выраженности, но суть одно: Троица-Единица. Образ брака в Троице: Отец, Сын и Дух Святой — совершенное, непостижимое Одно.
Убого понимать брак как исключительно земное супружество. Брак есть извечная, таинственная категория, нечто присущее и вменяемое в долг человечеству. Душа, придя в мир, должна понимать, что помимо гражданского и церковного брака есть иные браки. Что ей предстоит сочетаться с кем-то Вышним, помимо земных отношений мужчины или женщины. Брак, тем самым, как соединение с Богом, небесная семья, есть цель воплощения на земле. Таков первый брак, к которому призывается душа: соединение с Богом, богосупружество (теогамия) или богочеловечество (как двуприродность). Человеческая природа должна войти в перихорезу – диалог с божественной через крест.
Евхаристия в нас питает уже богочеловечество, богоцивилизацию и богосупружество. Евхаристия есть венец богосупружества (Жених питает невесту, входит в невесту, сочетается с невестой), венец богочеловечества (человек обогащается божественным Присутствием Господа через Его Плоть и Кровь) и богоцивилизации. Евхаристия есть питание Свыше; Бог, живущий в нас.
Первый брак – соединение с Богом, небесная семья. Второй брак – соединение со всем творением, всечеловеческая большая семья. Первый – соединение с Творцом через посредство Божией Матери, предстоящей Пресвятой Троице. Второй брак – благодатное соединение, слитие, не только с человеческими душами, но и вообще со всем творением. И только третий брак – личный, малый брак: брак мужчины и женщины, собственно семья.
Ступени посвящения в таинство брака
Я не претендую на
законченное учение. Я хочу только наметить пути...
Есть три формы брака: мистический брак с Богом, с
творением и с человеком. И в монашестве и в личном
браке – два крыла большого орла: девство и
крест. Это ступени посвящения в таинство Брака.
Какова лестница бракосочетания как семьи?
1. Благословение (важнейшая). 2. Подготовка (усвоение образов брака). 3. Помолвка (испытание брака). 4. Собственно брак (благодатная жизнь, несение креста и служение). 5. Зачатие (в освященном браке благословенное небом). 6. Плодоношение (чистое). 7. Рождение (новое). 8. Кормление (благодатное). 9. Воспитание (духовное).
Вступающие в брак должны понять, что им предстоит взойти по этим девяти ступеням. Все девять ступеней должны быть усвоены в мистической последовательности.
Для чего души приходят в мир?.. Если они хотят вступить в брак, то они должны быть готовы пройти девять духовных ступеней. Прежде всего, подготовка к браку (обительная, мистическая, внешняя), дальше — помолвка. Это тоже таинство.
Подготовка к браку
Наметим некоторые аспекты подготовки к браку.
1. Отречение от первородного греха.
Готовясь к браку будущие супруги должны отречься от печатей первородного греха. Брак должен быть переведен в иное русло – непорочное. Должны быть открыты новые, святые сферы брака.
2. Отречение от родовых грехов и родовых программ.
Ветхий, эгоистический порядок (дух мира, блуд, гордость, сребролюбие и т.п.) должен быть оставлен.
3. Усвоение образов освященного брака.
Усвоение духовных начал, покаяние, послушание, посвящение в крест... – вот ступени подготовки к браку. При подготовке к браку, по сути, необходимо обительное подвизание. (Как, напр., это осуществлялось в прошлом: мальчиков и девочек воспитывали в монастырских пансионах — св-к И.). Подготовка к браку — это не встречи с девушкой (юношей) на танцплощадке, а обительное подвизание и принятие евангельского непорочного семени Жены через посвящение Господу и Божией Матери, через духовное возрастание и погашение похотного, греховного жупела. Подготовка к браку должна идти путем прямо противоположным тому, которому учит падшний, греховный мир (уроки сексуальной жизни и т.п. — св-к И.).
Браки будущего будут идти не через разжжение жупела, не через сексоцентрические образы, а через целомудрие. Супруги должны научиться обходиться без блуда, преодолеть в себе похоть, эгоистические мысли, всю дрянь и грязь изъять из себя. Только тогда мужчина сможет стать женихом по образу Жениха Небесного, а женщина — невестой по образцу Пречистой Девы, жен мироносиц.
В супругах должен быть угашено семя тли, горящий уголь греховности... Как? Через посвящение себя Пресвятой Деве, днем и ночью; через несение креста вслед за Господом. Нет другого способа угасить жупел. Царица – Мать, рождающая нас свыше, вне начала, подвергающего змеиному обольщению, разжигающего падшесть, блуд и проч. Наша тайна — в святом девстве. Третье тысячелетие – путь на небеса, а он идет через благоуханное девство, это будет тысячелетие посвящения в вечное девство от вечной Девы. Кроме Божией Матери, Путеводительницы ко Христу, никто и ничто не имеет будущего на земле.
Образ брака
Каким должен быть праведный брак? Каков духовный, истинный брак — "метасемейный" образ брака? Должно быть усвоено мистическое учение о браке.
Истинный брак — "метасемейный", поскольку подлинная цель брака не эгоизм вдвоем, не подсознательная нора (нырнуть в родовую программу), а одухотворение, сочетание с Богом и со всем человечеством. Сделать своей семьей все человечество, включить в нее все творение и ангелов небесных, а в конечном счете вступить в брак с Богом.
Запрет родовым программам (т.е. сознательным и подсознательным установкам на греховную жизнь, внушамых нечестивым воспитанем, греховным окружением и проч. — св-к И.). Брак – устремление к духовному монашеству, равно как монашество есть устремление к мистическому браку. Только тот брак истинен, который устремляется к монашеству. Это очень важно, поскольку лукавый сразу устремляет в родовые программы, ибо над таинственной сферой брака сатана еще имеет большую власть. Должно расколдовать ее, разорвать эти сети сатаны и благословить новые браки. Для этого надо иметь образы браков будущего. Духовно-мистическая ипостась праведного брака – источник всего: то, какие образы мы будем преподносить.
Отличительная черта брака будущего: монахи в миру изумительно легко будут жить в одной обители с семейными. Более того, они будут даже желать этого, поскольку монашество будет тяготеть к семейственности духовной, а семейственность – к монашеству. По сути, между ними не будет почти никакой разницы. Я попробую это доказать.
Обеты вступающих в брак
На мой взгляд, вступающие в брак должны приносить обеты, как и монахи. Пока это не принято. Вступающие в брак должны приносить четыре обета.
1. Обет непорочности. Этот обет полностью совпадает с монашеским (монахи приносят обет целомудрия). Здесь тайна брака. Непорочный брак, без греха, таинственный брак... Как? Тайна. Такая же тайна, как вступление в монашество. Смысл брака не физическое тяготение к мужчине или женщине и не только продолжение рода, а таинственные божественные узы – высшее призвание, равное монашеству. Узы любви к Богу, ко всему человечеству и к близкому человеку. Так будут многие взирать на брак уже через десять лет.
Обет непорочности самый важный, наносящий сокрушительный удар по дьяволу. Сегодня сатана желает перевести брак в узаконенный блуд, а затем узаконенный блуд между супругами перевести в шведскую модель – коллективный секс в браке. Против этого сатанизма Господь и Пресвятая Дева желают преподнести образ целомудренного, больше того – непорочного брака по образцу вступающих в тайну Брачной вечери Агнца и Его Невесты, через усвоение печатей Агнца и Агницы – печатей непорочности.
2. Обет церковности. При церковном бракосочетании семье придается ангел Брачного чертога. Бракосочетание – таинство третьей Скинии, Брачного чертога Царствия. Но ангел Брачного чертога придается только при условии принесенного обета церковности. Что это такое? Это неслыханный парадокс! Тайны брака – обет церковности. Как много теряют те, кто не приносит Господу обеты, не посвящены ангелами в эти обеты. Подготовка к браку и есть усвоение обетов, которые должны будут принять супруги.
Что же такое обет церковности?
— Обет верности церкви. Не для себя, вдвоем, а для церкви. Брак – для церкви.
Вл. Иоанн: Если "глава мужу – Христос" (1Кор.11:3), тогда глава ему – святая церковь, поскольку церковь – Христос, таинственно присутствующий в мистическом Теле. И только тогда "глава жене муж"... Мужчина, вступающий в брак, должен понимать, что глава ему не жена, а святая церковь (другая Жена — Облеченная в Солнце. Откр., гл.12).
Первое и важнейшее условие новых браков – их воцерковление. Не удаление от церкви в подсознательную нору (эгоизм вдвоем), а напротив, еще большая, открытая церковная жизнь, понимаемая как непреложное условие радости в браке, духовного брака.
— Брак должен быть как бы династическим. Я вступаю в брак, чтобы укрепить "святую династию" – церковь. Не жить для себя, а укреплять церковь, "династию". Это должно быть полезно не нам, а всем.
Вл. Иоанн: Великолепно. “Династический брак”. Родственнический с церковью В "династический" брак вступают братья и сестры. Церковь становится новым родом. Вот что такое брак – новый род: непорочность, предполагающая воцерковление и отречение от родовых программ, родовых проклятий (когда одержимые злым духом родители совершают ужасное: проклинают и бросают своих детей — св-к И.), греховых сетей, от того, что нечестивые, ненавидящие Бога отец и мать принесли дурного в детские чистые души, а лучшее, переданное детям праведными отцом и матерью, все усваивается. И всегда продолжение покаяния, очищения и совместная молитва.
Церковность есть служение человечеству и послушание у святой церкви, что в браке очень важно. Поскольку послушание – обет монашеский, то выходит, что у монахов и семейных уже два общих обета. Послушание жены не у супруга только, а у церкви. Жена может быть на послушании у мужа, но муж-то пребывает в церковном послушании. Если муж живет греховно, в каком "послушании" у мужа может быть жена? Вот духовные законы.
(Если один из супругов живет ветхой жизнью, второй несет крест и собственным примером, в мире и любви свидетельствует правду Божию. Но эти отношения — в браке гражданском, также благословляемом церковью (ап. Павел), а не в браке церковном, где совершается таинство венчания и устанавливаются отношения воцерковленные, благочестивые, предполагающее церковное "послушание" супругов, желательно у общего духовного отца. Воцерковленность семьи, общий духовник, семейная обитель... были приняты с первых веков христианства; известны благочестивые семьи, где не только родители достигли святости, но и их дети, напр., семья св. Василия Великого. — Прим. св-ка И.)
Обет церковности – второй сильнейший удар по дьяволу, поскольку сатана через браки стремится выкрасть душу из святого тела церкви. Он говорит: “Ну, монахи – ладно. А уж если в браке – то мои. Здесь я вас на блуде и мамоне уловлю и в свою нору посажу”. Ничего подобного! Новый образ брака – церковный брак.
3. Обет бескорыстия. И этот третий обет, по сути — монашеский. Нужен ли обет бескорыстия в браке? Что такое бескорыстие?
— Все для других. Мы сочетаемся для того, чтобы отдавать другим.
Вл. Иоанн: Большинство материальных проблем у вступающих в брак связаны с непреодоленным эгоизмом, образом “мой дом — моя крепость”. Как только душа усваивает глобальные, "династические" образы праведного брака, Бог посылает необходимое. Если брак посвящен и устремлен к святости, то устраивается материальная сторона. Поэтому третий обет – бескорыстия.
— Семья это дар для раскрытия бескорыстия.
Вл. Иоанн: В монашеской обители для монахов бескорыстие совсем другое – отдал всю собственность Богу в лице церкви, ничего своего нет. Бескорыстие в браке имеет иную форму.
Я хочу, чтобы в
церкви ставился знак равенства между
вступающими в брак и монашествующими, хотя с моей
точки зрения, монашество выше брака. Но и брак, в
свою очередь, не должен унижаться. Это величайшая
тайна.
Четыре монашеских обета, целомудрие, послушание,
бескорыстие, молитва – общие праведной семье и
монаху в миру. Вот почему семейные и монахи в миру
живут совместно: они принесли общие обеты, но по
разному преломляемые.
— Брак для монашествующих, как подготовка к монашеству. Такой парадокс.
Вл. Иоанн: Да, а монашество, как подготовка к мистическому браку.
— Иногда брак может дать человеку больше, чем если бы он это время пробыл монахом.
Вл. Иоанн: Истинно так. Остановимся на обете бескорыстия. Что это за обет? Допустим, при венчании вы объясняете, что супруг (особенно это должен делать мужчина) и жена могут принести обет бескорыстия. В чем он заключается?..
Вам придется так или иначе иметь дело с молодыми супругами. Пришел супруг и говорит: “Как быть? Мне надо зарабатывать деньги. Не хватает. Где брать деньги?”. Или молодой священник говорит: “Не хватает денег. Не могу сотрудничать с церковью. Я должен уйти в мир”... Что это за закон бескорыстия?
— Направленность семьи на служение церкви. Открыть сердце: а какие проблемы у церкви? Чем мы можем послужить церкви? Например, служит один муж, а жена участвует в служении мужа. И просить у церкви совета, как разрешить личные проблемы. Это ошибка: оставить церковь для разрешения своих семейных проблем.
Вл. Иоанн: Может ли быть личная собственность у вступивших в праведный брак? У монахов ее нет, а у супругов? На мой взгляд, личная собственность, конечно, должна быть. Обет бескорыстия в браке – посвящение Богу всех проблем. Но при этом супруг сам должен праведно заработать и обеспечить семью.
— Еще хуже, когда думают: церковь должна мне дать.
Вл. Иоанн: Это страшно. Счеты, восстание на Бога, на церковь — следствие непосвященности брака, не принесенного обета бескорыстия. Обет бескорыстия – важнейший, величайший обет! Многие люди не понимают его важности. В чем он заключается?
“Господи, я нищ и наг, я ничего для себя не оставляю, поскольку это пути человеческие. Я Тебе препоручаю план окормления себя и моей семьи. И если, Господи, Ты мне что-то не даешь, я обязуюсь понимать, что сие суть плод моей греховности и моего несовершенства, а не того, что Ты плох, Господи, или кто-то виноват. Это я не выполняю духовные законы. Я своекорыстен, я бездуховен: живу для себя, не победил в себе эгоизм, похоть, тщеславие..., и эти элементы привнесены в мою семью. Страдает моя жена и дети...”. Нужно начинать с глубокого покаяния, с осознания и изживания корня греха. Вот, что такое обет бескорыстия в браке.
— Этот обет следует из первых двух. Когда брак воцерковлен, соответственно и все остальное происходит в церкви. Ты уже не думаешь, как пойти и заработать на стороне, забыв Бога. Все устраивается в церкви. Бог усмотрит. А человек должен принять образ Свыше. Должно каяться в том, что душа не принимает образов, который Господь нам хочет преподнести.
Вл. Иоанн: Брак — как бы продолжение покаяния. Подготовка, помолвка... — праведная жизнь, продолжение покаяния, с целью освобождения от родовых программ, от похоти и т.п. В браке еще более глубоко должен раскрыться человек. Проблемы, возникающие в браке – проблемы духовного несовершенства супругов. Покаяние, воцерковление и послушание дадут дивные плоды.
— Как практически наставить людей. Есть ребенок. Его надо поднимать. Как решить проблему собственности, если человек в церкви?
— Здесь очень тонкая грань. Личная собственность — и бескорыстие. Для монаха понятно: нищета, отречение от своего. А браке в нужна личная собственность, чтобы дети были воспитаны, чтобы у них не возникло чувства, что они чего-то недополучили в детстве, не начали двигаться в обратную сторону — к стяжательству и воровству. В то же время дети не только мои дети (семейный эгоизм), а церковные души, личности, которым я должен дать все, не беря для себя. В семье корысть можно замаскировать под предлогом детей и семьи...
— Это ступень. В монашестве нет личной собственности. Нет личных вещей.
— Должна быть собственность и в монашестве, иначе будут общие тапочки и носовые платки. Должна быть ответственность к собственности.
— Крупной собственности в монашестве не должно быть. Другое дело, что человеку временно препоручается некая собственность от церкви или от брата и он отвечает за нее (иноческое послушание).
Брак как путь совершенствования
Вл. Иоанн: Брак это
путь. Брак не какой-то хитроумный договор. Брак
есть путь совершенствования. Вступающие в брак
становятся на первую ступень лестницы
восхождения.
Подготовка к духовной жизни должна предполагать
молодежные обители, где люди будут готовиться к
монашеству или к браку. Я не вижу никакой
принципиальной разницы между тем и другим. В
третьем тысячелетии блуд будет упразднен. А
когда не будет блуда, по сути никакой разницы
между монашеством и браком не будет. Разница есть
только в той степени, в какой нас одержит блуд.
— А воспитание детей?
Вл. Иоанн: Разве священнику не вменяется в долг воспитывать детей? Монашество тяготеет к мистическому браку, стяжанию Святого Духа. Каков элемент брака в монашестве?
Во-первых, это брак со Христом. Затем мудрый монах имеет своих чад, духовное потомство. Как цель брака, так и цель монашества – потомство. Монах получает еще большее потомство – вечное. Монашество – по сути тот же святой брак, а целомудренный брак – тоже монашество (семейное — св-к И.).
— Отец семейной обители дает детям образование, одевает, окормляет, питает, отдает свое сердце. Он о них заботится. Разве не так?
— Духовные дети бегают своими ножками, а младенца не пошлешь на благовестие Евангелия.
— Зато младенец даст тебе силу, чтобы ты побежал.
— Это крест.
— Нужно претерпеть, принести духовную жертву победы над грехом, и Господь устроит дела.
— Это путь постоянного совершенства.
Вл. Иоанн: Один из ключей к возрождению православия я вижу в том, что праведная семья должна тяготеть к монашеству, а монашество – к мистической семье. По мере того, как мы это усваиваем, все великолепно получается. Обитель должна стать родной семьей. А чтобы победить в семье родовые программы, которыми дьявол приведет к распаду семьи, к разводу родителей и полному разложению детей, семья должна тяготеть к монашеству, к целибату, к непорочности. Это основной закон. Через это и возродится православие.
А так всегда и было. Говорили, что монашество нужно для того, чтобы Россия была жива, в ней были семьи. Говорят, что монахи только молятся. Нет, монахи не только молятся. Монахи – мистики, и монахи – духовно-семейные. Через мистический брак монаха с Господом и с Божией Матерью, небесная церковь становится земной, и в нашем Отечестве возникает богоцивилизация. Вот почему земной брак не может быть без монашества. Не потому только, что монахи молятся о семейных, а потому что монахи сами вступают в небесный брак. Монахи знают тайну богосупружества.
— Монахи в третьем тысячелетии будут из семей, устремленных к монашеству и воспитывающих детей с целью, чтобы они научились идти к Богу.
— В основе семейного брака чадородие. И супруги препоручают детей Богу. Когда супруги посвящают своих детей Господу, то у них облегчается духовная брань, не будет материальных приражений. Все воспитание детей — для Бога, для церкви, для святого Отечества.
Вл. Иоанн: Мы открыли много прекрасных окон. Первое окно: чтобы понять, что такое брак между супругами, нужно усвоить цель, с которой душа пришла в мир, и понять, что брак есть нечто божественное, присущее вообще всему богочеловеческому процессу.
Затем, важно понять непорочность брака, его вселенскость, посвященность, поступенность (лествичность). Сколько тайн представляет собой брак! Какие духовные законы! Брак предполагает знание Бога, непорочность, покаяние как очищение (приготовление) и брак предполагает любовь. Монах не имеет тяготения к браку не только потому, что он лишен похоти, а потому что он уже в браке. Ему не нужна женщина. Он в браке с каждой душой. Любовь есть брак. Любовь тяготеет к браку. А брак тяготеет к жертве и кресту.
4. Обет Креста. Следующий обет – креста. Брак тяготеет к верности и кресту. Цель воплощения человека на земле вступить в брак не с одним кем-то, а соедиться со всем творением и с Богом. Поэтому один из основных ключей к раскрытию брака – расширение его пределов, внесемейные связи: церковь должна стать твоей мистической семьей.
Подготовка к браку должна заключаться в том, что оба (молодой человек и девушка) дают обеты посвящения... Это не иночество. Они могут завершиться монашеством, они могут завершиться браком. В церкви постоянно идет крен. То к монашеству, то к святым семьям. Говорят: то вы стоите за браки, то у вас одни монахи. Я бы был окормлен, если бы мы одинаково великолепно говорили и о том, и о другом. Но это можно только при условии, что монашество станет мистическим браком, а святой брак – монашеством, стяжанием Святого Духа.
— Если у человека нет монашеского сознания, он никогда не победит ветхие искушения брака, не понесет креста.
— Такая подготовка была отчасти в России. Существовали институты благородных девиц и женские гимназии, мужские гимназии и кадетские корпуса. Там жили особой жизнью.
— Если посмотреть на монахов и супругов с точки зрения верности, будет много общего. Оба должны доказать свою верность Богу в борьбе с искушением, возникающим на пути каждого. Дьявол уводит в свою сторону, и душа должна засвидетельствовать верность Богу. И у монахов и у вступивших в брак на этом пути своя брань. Монах все время доказывает свою верность Богу, что не нарушает, не блудит, Богу служит. Так же и в браке. Вся жизнь – доказать верность Богу, служение церкви.
— Брак должен быть как бы "династический". Почему дворяне и цари не женились на девушках из других сословий? Потому что царю и царице, царского рода, дано управлять государством. Так же и воцерковленный человек, только вступив в брак в церкви, может продолжить церковный импульс к святости.
— Если князь женился в другом сословии и его не благословлял княжеский род, он терял княжество, княжеское достоинство.
Вл. Иоанн: Мы слышали с вами, что говорят вражеские голоса. Задача Люцифера – проклясть брак. Через это проклинается и монашество. Одно без другого невозможно. Это две естественные формы общежития в российском Отечестве. Оба института, и целибат и монашество, должны совершенно сочетаться в один, тяготеть один к другому. Один без другого не может жить, вот тайна. Но для этого надо понимать, что такое брак.
Фарисейский (сектантский) взгляд на брак: презрение к браку и отсутствие образа брака.
— Какие формы брака есть в миру? Экономический брак: некий контракт, договор, вместе зарабатываем. Многие церковники, поощряют такой брак, чтобы зарабатывали деньги и тащили в церковь. Ничего от брака не требуется, только тащите деньги и заказывайте каноны... Есть космические браки.
— Когда я был в ЗАГСе, мне сказали, что в течение трех лет распадается 60% браков.
Вл. Иоанн: А мы должны добиться, чтобы у нас ни один брак не распался. И эту статистику преподнесем Дворкину... (Уже сейчас в нашей церкви случаи, когда брак распался, единичны. Очень часто эта беда — по "благословению" священников РПЦ, систематически разрушавших наши семьи, в том числе и лично мою. Господь им Судья... — Прим. св-ка И.)
— Возникает еще практический вопрос. Чтобы создать семью, нужно какое-то предварительное знакомство и сближение. В миру люди ходят в парк гулять или в кино. Какие формы предварительного сближения девушки и юноши может благословлять церковь?
Вл. Иоанн: Да, это интересно. Я бы сказал так: это знакомство, целомудренное общение, помолвка...
Мы еще не раскрыли тему ступеней брака, о которой я говорил, например, зачатие ребенка, предполагающее свой мистицизм. Плодоношение беременной женщины. Здесь не только гигиена (нельзя сходиться с беременной женщиной, это традиционный чин), но и гораздо больше. Нужна молитва о даровании Непорочного начала от Божией Матери ребенку, который уже рожден.
— Когда жена беременна, ты еще и сам вынашиваешь, в духовном сердце. Жена носит во чреве, а душу ребенка, на самом деле, таинственно вынашивает праведный супруг.
Вл. Иоанн: Тайна рождения в том, что в духовном смысле жена рождает вместе с мужчиной. Потрясающая тайна. (Описанная в Новом Завете, см. родословную Господа нашего Иисуса Христа — прим. св-к И.).
— Муж как бы носит ребенка в сердце.
— Не всем такое дано.
Вл. Иоанн: Не всем. Знаете, мужчина должен разделять крест жены. Это четвертый обет, обет креста, обет верности. Надо разделять крест жены. А жена должна разделять крест мужа.
У нас, на мой взгляд, сложилось новое великолепное учение о браке. Поэтому мне доставляет боль, когда демон внушает вступающим в брак, что они какие-то "особые" люди, и через них будет поставлен эксперимент: через их брак пойдут какие-то "новые браки". Никаких новых браков нам не нужно. Уже дан Свыше изумительный образ брака. И он усвоен лучшими священниками церкви. Они говорят сейчас из своего опыта, что мне очень дорого. Вы должны сами это усвоить и помогать другим, преподносить им образ брака.
— Условие крепости брака – духовное, по сути, монашеское сознание обеих супругов. В идеале, брак — как бы форма монашества в жертвенном взаимном служении.
Вл. Иоанн: Правильно. С усвоением тех же трех обетов, но иначе преломленных. Обет бескорыстия: я не желаю зарабатывать вне церкви. В случае материальных проблем еще глубже бросаюсь в церковное море. Бог не дает денег, потому что я своекорыстен, у меня есть "своя жизнь", отделенная от Тебя, от Твоего Креста. Ветхой, греховной жизни не должно быть. “Господи, я еще больше устремляюсь на служение, еще больше хочу стать нищим духом пред Тобой”.
— В церковной семье и на монашеском пути возникают одинаковые проблемы, которые разрешаются именно духовными методами.
— Важная духовная сторона брака – благословение на брак. Смысл этого благословения – в конечном итоге, каждая душа вступает в брак с Богом. Как это с Богом? Стяжание Святого Духа, верность духовному отцу, наставляющему на путь правды и святости.
— Еще по поводу материальных проблем. В западной церкви есть такой опыт. В конце 1800-х годов возросло целое поколение священников, которые взялись за воспитание молодежи, детей (Джованни Боско и др.). Они сами были бедняки, брали бедных детей и посвящали все Божественному Провидению. Например, возникали материальные проблемы. К Боско приходит служитель: “У нас последние деньги”. Тогда он идет, приводит еще бедняка: “Вот тебе миллион». И Бог присылал ему всю необходимую сумму. Или он посылал монахиню: “Иди, постучи в Дарохранительницу, попроси у Господа Бога”. Нужно их опыт понять и привлечь.
Вл. Иоанн: Мистический брак становится подражанием Христу и Марии. Есть в браке особое покаяние в том, что супруги не знают тайны брака, находятся в пошло-приземленном, лубочно-фарисейском образе брака, языческом браке. А есть брак неизъяснимой мистической высоты.
Вступающие в брак, венчающиеся, должны понимать, что совершается Таинство по образу Христа и Богоматери. Они приглашаются на Брачную вечерю Агнца. И приготовляет к этой блаженной Брачной вечере Невеста-Церковь, облекая их в виссон чистый и белый, праведность святых (Отк.19:8). Вот какие слова надо читать при таинстве брака, плюс Евангелие от Иоанна: “Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино...” (Иоан.17:23). Это "совершение воедино" – ключ к браку. Да будет совершено воедино все человечество.
Я хотел бы закончить тем, чем начал. Я трепещу перед этой величайшей тайной. Духовно настроенные супруги, и те, кто хочет вступить в брак, должны понимать, что это какая-то великая тайна. Это врата, в которые они могут войти только с помощью церкви, ибо церковь обладает и этим ключом Давидовым. Церковь знает, как открыть Брачный чертог Царствия, как вступить в него душам. Брак — третья Скиния, Брачный чертог. Это уже не крест, а Брачный чертог.
Сегодня вторая Скиния – крест. Завтра третья Скиния – Брачный чертог. Вершина брака – Брачный чертог, когда оба супруга понесли крест вслед за Господом; когда жена простирается у креста своего супруга. Величайшие тайны посвящения в браке во всечеловеческий крест... Это вершина духовного пути, она выше монашества. Потому что Христос явился монахом в Новом Завете, но Христос вступает в брак в завете Своей славы, на Новой земле и Новом небе. Тайная вечеря сменяется Брачной (Откр.19:7)...
Это какая-то потрясающая тайна, что монашество выше супружества, а супружество выше монашества.
— Монашество предуготовляет в Брачный чертог.
Вл. Иоанн: Монашество выше супружества, поскольку в нем как бы преодолен земной, ветхий элемент. Супружество выше монашества, потому что оно вершина монашества, богосупружество. Опять мы приходим к выводу, что это как бы одно и то же. Одно без другого не может. Как мужчина и женщина часть целого, так монах и семейный. Когда мы поймем это, не будет никакой зависти. А то некоторые монахи начинают завидовать: “Вот у него есть дети, а у меня нет. Я хочу тоже детей”.
— Сейчас такое состояние поврежденности человечества, что, если у людей нет монашеского сознания, устремленности к Богу, то дети уже в утробе матери получают такие повреждения, что им очень трудно преодолеть их впоследствии. Если задуматься о будущем человечества, то, чтобы приходили светлые души, которые подадут высоту монашества, высоту веры преподнесут, нужно сейчас уже думать о святых семьях, о непорочном зачатии, воспитании.
— Это тоже эгоизм: у него есть дети, у меня нет. Мы живем с отцом М., у него нет таких помыслов. Мои дети — его дети, отца И. Отец М. взял у брата, его духовного чада, на некоторое время сына и был как его отец. А в чем-то даже лучше. Это тоже тайна: монах в чем-то воспитает лучше, чем семейный.
Вл. Иоанн: Мы пришли к тому, что только монахи могут помогать воспитывать детей. Вы рожайте, мы будем помогать воспитывать.
— Божию Матерь кто воспитывал? Захария, первосвященник в храме. Родители в три года отдали ее на послушание.
— У наших семейных священников, я со многими говорил, сознание такое: я один не могу воспитать своих детей. Моих детей помогут воспитать мои братья, священники, духовные.
Вл. Иоанн: А вы замечали, как дети наши счастливы, когда они видят: вот твои дядя, тетя, вот твоя родня… Твоя династия.
— Такая большая семья! Ребенок счастлив. Он такую любовь испытывает!
— У ребенка с детства воспитывается агапическое сознание. Он по-другому уже жить не сможет, без церкви, без агапы. У меня есть семья, где пятнадцать детей. Они были нищие, одна пара валенок на всю семью. Но они настолько сочетанны, что когда женились, они не могли жить вдвоем. Они постоянно тяготели к общению, ходили в гости, у них постоянно полный дом друзей. Они делились всем.
— Это прекрасно! Человека можно благословить на брак, когда у него уже формируется сознание дружины, когда он уже вошел в семью, в династию церковную, и уже не может без нее.
Вл. Иоанн: Это тоже элемент подготовки к браку. С чего начинается брак? Благословение. Подготовка. Помолвка. Брак. Зачатие. Плодоношение. Рождение. Кормление. Воспитание. Вот девять ступеней.
— Какие-то универсальные черты праведного воспитания открывались даже язычникам...
Вл. Иоанн: Давайте сделаем практические выводы. Надо организовывать молодежные обители подготовки к монашеству и к браку. Мы тогда у Муна хлеб отнимем. У них свои обители есть.
— Поселение имеет уникальную возможность претворения, осуществления всех этих образов. Наш престольный град — это дело всех. Надо всем молиться. Это наш династический город.
— Сейчас такая ситуация в мире, когда человеческий институт брака потерпел крах. Люди, даже имея материальное благосостояние, рождают только одного ребенка, или вообще не рождают. Приходя в нашу церковь, семьи, имеющие одного ребенка, рождают еще. Те, у кого уже сформировался ребенок, ему семь лет и они не намеревались больше иметь детей, приходя в нашу церковь, через какое-то время принимают еще души. Семья принимает другой образ...
Вл. Иоанн: Смотрите, как мы растем. Когда мы всей церковью благословляли множество браков, братья монашеской ориентации были приведены в шок (начало 90-х годов — св-к И.). Но церковь не может же идти одним образом. Когда-то нас было немного (катакомбная община, богородичная ветвь Истинно Православной Церкви — св-к И.). А теперь Бог из нас хочет всероссийскую церковь сделать. Церковь не может состоять только из монашества.
— Церковь преподносит жизнь вообще.
Вл. Иоанн: И как я счастлив, что браки благословлены Божией Матерью. Ведь и Она была в мистическом браке со Христом. Она была Матерью и Женой. Вначале Она была монахиней, затем матерью, женой. Ее универсализм, то, что Она прошла все ступени, есть знак того, что и мы, Ее дети, также все это познаем.
— Благословенные семьи — это благословенный вход в Царствие. Как есть проклятые входы в преисподнюю, есть и проклятые семьи. Они несут проклятые идеалы, творят безобразия. Через такие семьи приходят проклятые души. А есть благословенный вход, через который приходят святые, как Божия Матерь пришла через брак Иоакима и Анны.
Вл. Иоанн: Христианская практика показывает, что, когда святые супруги, именно целомудренные супруги вступают в брак, от них рождаются великие дети. Возьмите Василия Великого или Терезу имени Младенца Иисуса.
— Кирилла и Марию, родителей Сергия Радонежского. Они мощами почивают в одной раке вместе. Схимонахи. Они все время в схиме потом пребыли.
— Серафим Звездинский. Его родители были очень благочестивые.
— Серафим Саровский, Силуан Афонский, Савва Псковский.
— Я читал у Марии Валторты, как Иосиф знакомился с Марией. Я рыдал часа полтора, настолько я был восхищен. Иосиф смотрел на сердце Марии. А Мария смотрела на сердце Иосифа. Это было сочетание сердец. Такой диалог! Как Иосиф с Ней разговаривал, и как Мария была кротка. Внешность вообще не играет никакой роли. Абсолютно!
Вл. Иоанн: Прекрасно! Мы будем учить, что брак есть сочетание сердец. Но эта тема закрыта, пока не побежден блуд. Потому что, пока есть блуд, брак — это сочетание тел, а сердца заперты. Как только вы поняли, что блуд должен быть удален в браке, что жупел должен быть угашен, вот тогда начинается истинный образ брака, как сочетание двух сердец в одно, по образу Сердца Божией Матери и Господа. Или, допустим, Иосифа и Марии.
Замалчивание, бойкот темы святого праведного Иосифа – причина отцеубийства. Отцеубийство в генофонде России, проклятие нашего российского генофонда.
— И разрушение братства и монашества.
— Иосиф — благословенный отец. Через него наследуется Благословенное начало.
— Он держал Господа на руках. Это вообще самый счастливый мужчина из всех времен и народов и самый счастливый муж. Такая тайна! Муж и Господь рядом. Муж, и на руках Младенец-Господь.
Вл. Иоанн: Пресвятая Дева мне рассказывала неоднократно, как Иосиф слушал беседы Господа и Божией Матери. Он же единственный сподоблялся слышания. Он слышал, что говорил Богомладенец, и как отвечала Ему Богоматерь. Его потрясал этот диалог. Иосиф — символ всего человечества. Он третий, после Божьей Матери.
Как в Троице есть Отец, Сын, Дух, так здесь Господь, Божия Матерь и Иосиф. Это земная троица. Господь есть Господь. Божия Матерь есть Божия Матерь. А Иосиф от лица всего человечества слушает диалог Марии и Богомладенца.
— Образ святого Иосифа (как и других мистиков — св-к И.) вытеснили институционалы. Он слушал и созерцал диалог премудрости — Божией Матери и Богомладенца — высочайший. Но были составлены трактаты о внешнем богословии. И эти трактаты сочли выше его видения, созерцания. Он ведь ничего не написал, не оставил.
Вл. Иоанн: Я никогда не имел глубокого интереса ни к каким "теоретическим" отцам... Я всегда тяготел к отцам–аскетам, практикам. Вот это были отцы, которые меня наставляли лично. Мои любимые отцы были не Амвросий Медиоланский и Кирилл Александрийский, которые давали пощечины и анафематствовали на соборах, а Варсонуфий Великий, Иоанн пророк, Авва Дорофей, Иоанн Лествичник.
Фарисейство чтит “отцов”. Но каких? Не наших отцов. Они чтят своих. С IV-го века, как только церковь стала господствующей, официальной, понадобился рупор веры: свои богословы и философы, которые создадут стройное здание внешнего христианства. Им нужны "симфонические" отцы. А наши отцы — святые, мученики. Наши отцы — исихасты, отцы–практики. Это две совершенно разные школы.
Не все книги святых отцов имеют перспективу в грядущем веке. В духовной академии РПЦ изучают "теоретических" святых отцов по курсу патристики, христологии: как тот или иной святой относился к христологическим проблемам и проч. Чистая рациональность. Можно сказать, что именно через соборы под руководством императоров церковь научилась инквизиции, ксенофобии.
— Отсюда образ отца и в семье. Каким отцам следуешь и подражаешь и почитаешь, такие печати и переходят в семью.
— Соответственно и вопрос детей. Как монах: его венец пастырство, так же и в семье. Должен быть переосмыслен подход к детям: оба супруга призываются к пастырству, духовному наставничеству своих детей.
...Мы раскрыли новое окно. Семинар что-то нам прибавит... Он возведет церковь и семьи на какую-то более духовную ступень. Возможно, о семьях смогут рассуждать только монахи, о монахах — семейные..." (Цит. по сб. "Мария с нами". Архиепископ Иоанн. Издательство Православной Церкви Божией Матери Державная, М., 2000г.)
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в г. Москве
зарегистрировано общественное объединение
общественно-благотворительный просветительский
фонд "Богородичный центр", который в 1993 г.
был переименован в фонд "Новая Святая Русь", в 1999 г. фонд перестал действовать.
В 1992 г. в гор. Москве
зарегистрировано добровольное религиозное
объединение "Община Церкви Божией Матери
Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о
религиозных объединениях оно была переименовано
и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.