Духовные причины
Октябрьского переворота
Материалы к
всероссийскому Покаянному собору
“Двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи?
Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы” (Лук.17:36-37).“Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Лук.6:38).
Историк Е.Ф. Грекулов о русской инквизиции.
Христианские мученики древле-богородичной Руси страдали за Пречистую Деву и за святость церкви.
Епископ Варнава о мученичестве православных христиан от своих единоверцев в России.
Историк Е.Ф. Грекулов о русской инквизиции
Священник Илья: "Неизбывное горе, голгофская трагедия России ХХ-го века... Православную страну с тысячелетней церковной традицией, множеством храмов, обителей, прославленных святых — захлестнула лютая ненависть к Богу и церкви, кощунств и осквернения святынь, государственный воинствующий атеизм и психозы культа личности... Десятки миллионов жертв, от своих же!!.. Осознана ли причина кровавых безумств? Преодолены ли следствия, в том числе отдаленные?..
Не должно ли глубоко покаяться и принести достойные плоды покаяния? Не должно ли увидеть воочию и исторгнуть духовное зло во внутреннем, насадив древо жизни? — И облегчится чаша, растворятся ядовитые составы, и облегченно вздохнет земля, омываемая вышней добротой и любовью, дивно расцветая под небом благодати. Но плачут поныне образы Христа и Божией Матери, источая кровавые слезы — камни вопиют и стонет обожженная земля, а сердца человеческие, ожесточившись, окаменели. И чтобы истинно, всецерковно и плодоносно покаяться, должно глубоко осознать произошедшее, увидеть корень и отсечь причину зла. И евангельские заповеди из рутинных, заученных наизусть стихов, преобразятся в благоухающие небесные свитки, расцветающие во внутреннем храме:
"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся".
"Блаженны плачущие, ибо они утешатся".
"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими".
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".
Д.и.н. Грекулов Е.Ф.: “В 1004 г. монаха Адриана обвинили в нарушении церковных уставов и в хулении церкви. По распоряжению митрополита Леонтия Адриан был отлучен от церкви и заточен в монастырскую тюрьму. Новгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в XI в., летописец называет "звероядивым". От жестокости этого епископа, от "заточения и грабления" пострадало много людей. "Сей мучитель, - говорит летописец, - резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям". Так же сурово расправлялся Лука с принадлежавшими ему крестьянами. Холопу Дудику, не угодившему чем-то своему феодалу, по приказанию Луки Жидяты отрезали нос и обе руки.
В XII в. "немилостивым мучителем" был владимирский епископ Федор. Он лишал своих противников сел, одних обращал в рабство, других заключал в тюрьмы, рубил им головы, выжигал глаза, резал языки, распинал на стенах. В рассказе летописца отразилась борьба, которую вели между собой церковники за власть. Владимирский епископ как крупный феодал отказывался признавать власть киевского митрополита. Обвинив своих противников в еретичестве, он через свой суд приговорил их к смертной казни, добился конфискации их имущества, а многих заключил в тюрьмы. В борьбе с киевским митрополитом Федор потерпел поражение, и его выдали на суд митрополиту. Митрополичий суд в свою очередь обвинил Федора в еретичестве и подверг жестокому наказанию: ему отрезали язык, затем отсекли правую руку и "вынули очи", т.е. ослепили. Инквизиционные меры воздействия на еретиков применяли и церковные соборы. ...
Не только русские князья признавали за церковными иерархами право уничтожать противников "злою казнью". Это же право признавалось и монгольскими завоевателями. Так, по ярлыку хана Менгу Темира митрополиту Кириллу было предоставлено право наказывать смертью за хулу на православную церковь и за на рушение церковных привилегий". (Е.Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России, М., “Наука”, 1964, с.10-11)
"Суровым и непримиримым гонителем ... был игумен Волоколамского монастыря Иосиф Санин (Волоцкий). Он был представителем воинствующей церкви, сторонником сильной светской власти, создателем теории божественного происхождения царской власти. Подобно новгородскому архиепископу Геннадию, Иосиф хорошо знал практику испанской инквизиции, восхищался ее деятельностью по борьбе с ересями и пытался перенести на русскую почву теорию и методы ее борьбы.
Иосиф обрушил на еретиков немало богословско-полемических "Слов", написанных в злобно воинствующем духе. В них много общего с писаниями францисканских монахов, боровшихся в XIII в. с ересью альбигойцев. Настаивая на казни еретиков, Иосиф доказывал, что даже те из них, которые, убоявшись смерти, покаялись, не заслуживают помилования и прощения.
В "огненных казнях" и тюрьмах Иосиф видел "ревность" к православной вере. Он проповедовал, будто, руками палачей казнит еретиков сам "святой дух".
Убеждая царя в необходимости физического уничтожения еретиков, Иосиф говорил, что "грешника или еретика руками убить или молитвой едино есть" и что казнить еретика — значит "руку освятить". Иосиф призывал всех " истинных христиан" "испытывать и искоренять лукавство еретическое" и грозил строгим наказанием тем, кто " не свидетельствовал", т.е. не доносил, на еретиков.
Вслед за католическими инквизиторами Иосиф учил, что в борьбе с еретиками допустимы все средства — обман, хитрость, ложь, предательство. Одно лишь сомнение в законности сожжения противников церкви этот инквизитор считал "неправославным". Необходимость суровых мер против еретиков Иосиф подтверждал примерами из ветхозаветной истории. Он ссылался также на примеры из жизни представителей церкви, например Льва Катежского, который якобы одной своей епитрахильей сжег еретика Лиодора.
Иосиф обращался также к "градским" законам, вошедшим в состав Кормчей книги, которые предписывали карать смертной казнью за переход из православия в другую религию. Жестокие "градские" законы, преследовавшие свободу совести, Иосиф называл "божественным писанием", подобным ... пророческим и апостольским книгам. Одобрив и освятив церковным авторитетом эти инквизиторские законы, духовные власти постоянно пользовались ими в борьбе с антицерковным движением. ...
После расправы с еретиками на соборе 1504 г. Иосиф стал знаменем воинствующей церкви — "презлых иосифлян"... За за слуги перед светской властью и церковью Иосиф в 1591 г. был объявлен общерусским "святым".
После Иосифа во главе церковников, настаивавших на казнях противников церкви, стал московский митрополит Даниил. Пытаясь теоретически обосновать необходимость таких казней, Даниил в своих проповедях приводил слова Иоанна Златоуста, оправдывавшего казнь "по воле божьего человеколюбия", а также епископа Емесского Евсевия, учившего, что "убийство бога ради несть убийство". В обоснование своих инквизиционных взглядов Даниил ссылался и на блаженного Федорита, говорившего, что и Моисей велел убивать лжепророков.
Даниил, как настоящий инквизитор, предлагал сеять вражду и раздоры среди противников церкви — "богонаученное коварство", чтобы с ними легче было разделаться. Участников антицерковного движения Даниил называл "хулителями имени божьего".
Он доказывал, что еретики — враги не только церкви, но и государства. Запрещая общение с еретиками, Даниил старался вызвать к ним чувство "совершенной ненависти". Он убеждал правящие классы "воззревать против врагов божьих" (так он называл сторонников антицерковного движения) "божественной ревностью и проявлять к ним праведную ярость". Он подчеркивал также, что право судить еретиков и присуждать их к суровым наказаниям принадлежит церковной власти. Обязанность же светской власти — беспрекословно выполнять решения церковных соборов и церковных иерархов". (Е.Ф. Грекулов, указ. соч., с.14-15,16)
"Кровавый террор по отношению к еретикам и другим противникам церкви получил широкое распространение и нашел отражение в народном творчестве. В былине о Добрыне Никитиче рассказывается, например, как он “учил” жену свою Марию Игнатьевну — еретичку, безбожницу: “Сперва отсек руки и ноги, а затем голову./ И этот язык не надобен,/ Знал он дела еретические” (И.А. Малиновский “Кровавая месть и смертная казнь”. Томск, 1909, с.39).
...При содействии и по настояний московских митрополитов Даниила (ученика Иосифа Волоцкого — прим. свщ. И.) и Макария (принадлежавшего партии иосифлян — прим. свщ. И.) «церковные мятежники» стали рассматриваться как государственные преступники. На борьбу с «обидящими церковь» государство ополчилось в контакте с представителями церкви. На стоглавом соборе 1551 г. епископы просили царя строго наказывать еретиков «градским» судим. Просьба церковных иерархов была выполнена. Царем (Иваном Грозным) был издан указ «о великой царской опале на еретиков по градским законам, а от святителей духовным запрещением» («Акты исторические», т.I, N154). Наказание по делам об еретичестве по-прежнему устанавливалось церковным судом, светские же суды были их исполнителями.
Г.К. Котошихин, живший в XVII веке и известный своим сочинением «О России в царствование Алексея Михайловича», так рассказывает о существовавшей в XVII веке системе террора по отношению к церковным противникам: «...а кого у них (т. е. в судах патриарха и церковных властей — Е.Г.) за духовные дела... осудят на смерть, кто какую заслужил, и они, из дела выписав приговор свой, посылают с теми осужденными людьми в царский суд, и по тому их приговору из царского суда велят казнить без задержания, кто чего достоин». Пытки обвиняемых также производились по требованию духовных властей. (И.С. Бердников “Краткий курс церковного права”, т.2. Казань, 1913, с.981)
Требования кровавой расправы над церковными противниками отразились и на законодательстве ХVII в. В Соборном уложении 1649 г. критика церкви и ее догматов рассматривалась как богохульство и каралась сожжением на костре. Так же наказывались «без всякого милосердия» и другие выступления против религии и церкви... По свидетельству иностранца Петрея, врагов церкви, “святотатцев”, сажали на кол, после смерти тело снимали с кола, выносили за городские ворота и сжигали, а пепел засыпали землей. (В.О. Ключесвский “Сказания иностранцев о московском государстве”, М., 1866, с.122)
...Духовные власти пытались канонически и юридически обосновать инквизиционные методы расправы с церковными противниками. Положение, выдвинутое еще Иосифом Волоцким, будто царский суд обязан своим мечом «искоренять еретический злой плевел в конец», на долгие годы вошло в практику светской власти, защищавшей всем своим карательным аппаратом неприкосновенность и исключительность положения казенной церкви, этой, по образному выражению В.Г. Белинского, «опоры кнута и угодницы деспотизма». В.Г. Белинский “Сочинения”, т.Х, М., 1955, с.214”. (Е.Ф. Грекулов, указ. соч., с.19-20,26, полный текст книги см. здесь)
* * *
В ХIХ-ом веке в России рядом с полицейским надзором существовал и т.н. “особый надзор епархиального начальства”, следы которого обнаружил в церковных и тюремных архивах А.С. Пругавин (см. “В казематах, очерки и материалы по истории русских тюрем”, С.-Пб., Тип. Пер. СПб. Тр. арт., 1909г., с.274).
Еще в конце 90-х годов ХIХ-го столетия по Самарской губернии разъезжал становой пристав в сопровождении жандармов и синодального миссионера, специалиста по инаковерующим, и отбирал у “сектантов” детей, отдавая их в монастыри “для воспитания в духе православной церкви”! (См. А.С. Пругавин “Бунт против природы”, М., “Задруга”, 1917, с.53). "Сектантами" в то время считали древлеправославных (старообрядцев), протестантов (молокан и др.), духоборов и т.п. Удивительно ли, что множество крестьян, рабочих, разночинцев и даже иные богатые купцы всей душой поддерживали большевиков, объявивших войну государству и церкви?..
Христианские мученики древле-богородичной Руси
страдали за Пречистую Деву и за святость церквиНовомученик архиепископ Андрей (Ухтомский), воссоединившийся с древлеправославными христианами, о истории раскола:
(Московский поместный собор 1666-1667 гг.) “...на этом “соборе” были два восточных патриарха Александрийский (Паисий) и Антиохийский (Макарий); на этом соборе осудили патриарха Никона и прокляли всю древнерусскую церковную историю с ее прежним двуперстием. Вместе с тем прокляли и двуперстников, назвав их раскольниками-старообрядцами. На этом же соборе русский цезаропапизм был возведен почти в догмат Церкви: церковной духовной власти был дан в руки гражданский меч и узаконены были “градские казни”, т.е. публичные казни новых раскольников.
После этого на законном основании с благословения святейших патриархов запылали костры и были сожжены и вообще замучены многие тысячи двуперстников... Я лично считаю этот “собор”, названный в истории “Большой Московский”, просто русским разбойничьим собором, как в греческой истории был разбойничий Ефесский собор; ибо, как выяснил проф. Каптерев, патриархи, присутствовавшие на соборе, обманули царя Алексея Михайловича и не имели никаких канонических прав ни судить патриарха Никона, ни вообще — открывать собор. А главный деятель этого собора митр. Паисий Лигарид был даже лишен духовного сана и лживо подписывался на соборе “митрополитом”. (М. Зеленогорский “Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского)”, М., “Терра"- "Теrra”, 1991г., с.217-218)
Массовые казни старообрядцев начались именно после соборного “благословения” расправной практики (11 деяние Собора 1666г.):
“Аще же... духовное наказание наше начнут презирати, и мы таковым приложим и телесная озлобления”. (“Деяния московских соборов 1666 и 1667 годов”, М., 1881, л.48) Царевна Софья, вдохновлямая своими “духовными отцами”, в 1685г. также издала жестокие “Новоуказные статьи о раскольницех”.
Отныне предписывалось “особо опасных”, т.е. искренне верующих православных старого обряда, — сжигать даже после покаяния и принятия причастия в официальной церкви. Этот закон вызвал массовые самосожжения, бегства в глухие леса и за границу самых твердых членов церкви. Обескровленная православная Россия уже не сможет противостоять петровским реформам. В начале XVIII-го века в новообрядческой церкви было упразднено патриаршество, отменены соборы, земным "главою церкви" был объявлен царь Петр I. Соборы заменил постоянно действующий Синод, возглавляемый светским чиновником. Священники были обязаны доносить на исповедь...
Из писем протопопа Аввакума из пустозерской земляной тюрьмы:
"Да еще бы не горько християнину! ...У християн толко и надежи Она, упование, с Сыном Своим и Богом. А еретики с престола збросили и обезчестили. Ну, поп еретик, с чем о велике дне приидешь на двор ко крестиянину?
...В коих правилах писано царю церковью владеть, и догматы изменять...? Толко ему подобает смотрить и оберегать от волк, губящих ея, а не учить, как вера держать и как персты слагать. Се бо не царево дело, но православных архиереов и истинных пастырей, иже души свои полагают за стадо Христово; а не тех, глаголю, пастырей слушать, иже и так и сяк готовы на одном часу перевернутца. Сии бо волцы, а не пастыри, душегубцы, а не спасители: своими руками готовы неповинных крови пролияти и исповедников православной веры во огнь всажати. Хороши законоучителие! ...
Престани-де, государь, проливати кровь неповинных; пролей в то место слезы; угаси пещь, палящую рабов Христовых в Боровске и в Казани; с воздыханием из глубины сердца расторгни узы седящих в темницах и изведи живых закопанных в землю; припади к коленома их с покаянием, да умолят о тебе Бога, яко о Феофиле иконоборце Мефодий”. (Цит. по кн.: “Пустозерская проза”, М., “Московский рабочий”, 1989 г., с.111-112,119, выдел. св-к И.)
Возлюбленнии мои, ихже аз воистинну люблю, други мои о Господе, раби Господа Вышняго, светы мои! Имена ваши написаны на небеси! Еще ли вы живы, любящии Христа, истиннаго Сына Божия и Бога, еще ли дышите? Попустил их Христос, предал нас в руки враг. Уш-то я, окаянный, достоин ранам сим. Жаль мне стада верных, влающихся и скитающихся в ветреном учении, во лжи человечестей, в коварстве льщения. Да что делать? Токмо уповать на Бога... Не сего дни так учинилось — кораблю Христову влаятися, еже есть святей Церкви...
Что делать, братия моя любимая? Потерпим со Христом, слюбится нам, а они постыдятся. ...Братий моих, — зде со мной под спудом сидят, — дважды языки резали и руки секли, а они и паки говорят по прежнему; и языки такожде выросли Божией благодатию. Вот, не смеху ли достойно — диявольский умысл, паче же слезам, — не о нас, но о режущих! Горе им, яко в путь Каинов ходиша и в лесть Валаамову предашася...
Милинкие мои! Я сижу под спудом — тем засыпан. Несть на мне не нитки, токмо крест с гайтаном, да в руках чотки, чем от бесов боронюся. Да что Бог пришлет, и я то снем, а коли нет, ино и так добро. О Христе Исусе питайся наш брат...
Се ныне прибегаем в Твое, Владычице, теплое заступление: предстани нам в помощь и не закосни, всегосподствованная небесная Царице, Госпоже Дево, Богомати! Видя виждь озлобление людей сих, и умоли Сына Своего, света, да избавит нас от сугубых бед и напастей, еже есть в нынешнем житии и в будущем.
...Ох, светы мои, вся мимо идет, токмо душа вещь непременна. Стойте в вере Христа, Спасителя нашего не ослабевайте душами вашими.
(Цит. по кн.: “Пустозерская проза”, указ. соч., с.125,170-172)
Епископ Варнава о мученичестве православных христиан
от своих единоверцев в России"Я приведу примеры хотя из недавней, но вошедшей в историю действительности, которая еще в дореволюционное время была свободно отражена в документах и воспоминаниях современников, став достоянием общественности. Можно бы их заменить и свежими фактами, ибо недостатка в таких случаях никогда нет; но я хочу дать примеры для душеполезного назидания, а не для возбуждения и растравления страстей. Не хотелось мне приводить свидетельства и из эпохи Неронов, Диоклетианов, Дециев, потому что родные по крови и ближайшие по времени святые мученики нам драгоценнее и милее.
Hе могу не видеть, конечно, что с извращением евангельских заветов у нынешних людей появляются при чтении и изучении таких примеров (или слышании о таковых) мстительное и злобное настроение и гордость далеко не христианского, если можно так выразиться, характера. Тогда как первые христиане, когда вели их самих и их ближних на пьггки, не горели местью, а наипаче молились за своих мучителей, и для древней Церкви святые мученики были не затравленными, жалкими людьми, не могшими постоять за свое “человеческое достоинство” и “свободу”, а истинно свободными сынами Божественного Света и Вечной Жизни, господами положения, которые могут — и это делали — наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лук.10:19).
Мученики — это была слава Церкви, не запятнанная никакими злобными чувствами к своим поработителям! Акты судебные списывались первыми христианами и читались в церкви после Свящ. Писания! Таково было уважение к этим кровавым языческим документам, извлеченным из тайных архивов тогдашних шпионских учреждений. В целях прославления (в церковном смысле) я и хочу почтить недавних наших блаженных страстотерпцев, тем более что сама Церковь сочла долгом на последнем Всероссийском Поместном Церковном Соборе (1917-1918 гг.) вспомнить о них и помянуть в общих выражениях об их подвигах за особой службой (в каноне) в честь Всех русских святых. Я, со своей стороны, сообщу некоторые детали из этих новых “мученических актов”. А бояться, что отсюда не устроенные душевно люди вред получат и вместо любви загорятся ненавистью, — значит не исполнить ни одной добродетели.
Но то, что я назвал ради чести блаженных предков “мученическими деяниями”, в истории просто относится прозаической области наказаний, отбывавшихся крепостными в эпоху перед их освобождением *.
(*У автора было намерение написать также параграф “Благодарение”. Здесь уместно привести заметки к нему, принадлежащие еп. Варнаве:
“За все издевательства, которые принял старик лет шестидесятп по прозвищу Сучок (Тургенев. Записки охотника. Рассказ "Льгов"), он только благодарил Бога.
"— Есть у тебя семейство? Был женат?
— Нет, батюшка, не был. Татьяна Васильевна покойница — царство ей небесное! — никому не позволяла жениться. Сохрани Бог! Бывало, говорит: "Ведь живу же я так, в девках, что за баловство! чего им надо?"
— Чем же ты живешь теперь? Жалованье получаешь?
— Какое, батюшка, жалованье!.. Харчи выдаются — и то слава Тебе, Господи! много доволен. Продли Бог века нашей госпоже!..”
Насколько господа развращались, настолько слуги преуспевали в доброте и приобретали чистоту и ясность души и совершенное незлобие.
Такое смирение у наших крепостных было, что благодарили за "науку", за сечение и порку: см. известную картину художника Н.В. Орлова "Приготовление к наказанию". Омерзительная сцена: обнажение приговоренного в присутствии ребенка; другой наивный выходит из "застенка" и крестится: "Слава Богу за муку".
"Многие девушки, — говорит Салтыков-Щедрин в "Пошехонской старине", — были удивительно терпеливы, кротки и горячо верили, что смерть возместит им те радости и услады, в которых так сурово отказала им жизнь".
"Благодарение при скорбях всего скорее привлекает милость Божию", — сказывал Великий Варсонофий”. — Прим. составителя.)
Наказания эти были следуюшие:
(Примечание еп. Варнавы: Список, составленный мною, не является исчерпывающим, я бы мог его увеличить вдвое, втрое, но приводится только для того, чтобы дать общее понятие о предмете. Пусть не забывает читатель, что что каждый случай, обозначаемый у меня одной строчкой или одним даже словом, представляет кровавую драму живых человеческих существ, занимающую в письменных свидетельствах иногда несколько страниц, а в самой жизни несколько часов, дней, месяцев и даже лет. Кавычками отмечены цитаты из документов или термины, под которыми были упоминаемы виды мучений (наказаний)". стр. 414).
• Розги.
Известный писатель, этнограф и педагог Белецкий-Носенко говорил, что “50 розог не могут даже ребенка изувечить”, а 4000 шпицрутенов (прутьев, палок), которвми наказывали солдат за дезертирство из полка, “никто не осмелится назвать бесчеловечным”. Понятно, что у него деревне розга была главным и единственным воспитательным средством.
Хотя это и неприемлемо для нынешних людей, но разумно употребляемые розги у древних человеколюбивых, как никто на земле, отцов считались хорошим пособием в духовной жизни. И они находили, что телесные наказания для молодых монахов гораздо полезнее, чем отлучение их от молитвенного, например, собрания и вообще епитимий чисто духовного порядка, от которых у неопытных и новоначальных сердце ожесточается, грубеет и каменеет, вместо того чтобы приобретать сокрушение. Но с провинившимися старыми монахами дело обстоит наоборот.
В виду такой пользы розог преп. Симеон Новый Богослов советует и себя самого дома наказывать наедине, а вслед за ним и у нас епископ Феофан (Затворник) учит тому же, советуя пользоваться для этого четками. В меру все, конечно, хорошо, а не в меру употребляемая розга приводит или к только что упомянутому изуверству (как у Белецкого-Носенко), или к изуверству флагеллантовии в Западной католической Церкви. (Флагеллантовия — страсть к самобичеванию. Движение флагеллантов (бичующихся) существовало в Западной Европе в XIII-XV вв., было осуждено католической Церковью. — Прим. составителя.)
• Раздевание донага и окунание без перерыва долгое время в реку.
У известного американского писателя Джека Лондона в романе “Морской волк” эту “забаву” применил к матросу в океане Вольф Ларсен, и не совсем удачно: акула отгрызла тому ногу.
• Травля нагих крепостных собаками.
Это грустная история. Совершенно явно виден Промысл Божий над мучеником.
• Прикладывание к ранам от розог шпанских мушек.
• Морение голодом по несколько суток.
• Вымазывание собственноручно помещиком дегтем и смолою стариков, женщин и детей.
Поучительный пример, показывающий, что “культура” не делает человека “человечным”, потому что изобретателем этих трех последних пыток был князь (Ю.Н.Г.). С подобным явлением мы еще встретимся.
• Бритье и опаливание волос на голове (девочки) и "около естества” (женщины).
• Битье по зубам каблуком.
• Подвешивание за руки и за ноги на шесты.
• Вывертывание членов посредством подвешивания и вновь “вправливание” их.
• “Уточка” (связывание рук и ног и продевание шеста под ними).
• Надевание “шейных желез”, “конских кандалов”, “личной сетки” (для пытки голодом).
• Прикладывание, после надевания “личной сетки”, сургучной печати на голое тело.
• “Взнуздывание”.
• Сажание в куб.
• Ставление на горячую сковороду.
• Сечение “солеными розгами” и натирание солью больных мecm.
• Сечение терновником, таволгою и крапивою.
• Лишение соли в пище.
• Забивание в рот кляпа.
• Употребление железных ошейников с гвоздями.
• Наказание плетьми из воловьих жил.
• Наказание “щекобитом”.
“Щекобит” — это некое деревянное орудие, специально сделанное для битья баб и девок по щекам, чтобы не марать и “не поганить” “дворянские руки о хамские рожи”.
• “Стойка”.
Она состояла в том, что крепостного приковывали цепью к потолку так, что он оставался во все время наказания в стоячем положении.
• “Люлька” (род дыбы).
• “Горячая рубашка”.
Делалась в виде обычной для горячечных больных рубашки, но из шерсти, с “резаным конским волосом”. Надевалась на голое тело.
• “Барская кровать”.
Приговоренного к наказанию привязывали к кровати так, чтобы он не мог пошевельнуться, и оставляли в таком положении без пищи и питья на несколько дней, а рядом ставили для увеличения мук “горячее кушанье", хлеб, иногда мясо и воду.
• “Жугулевка”, “клоповник”.
Так назывался карцер с искусственно “разведенными” насекомыми.
• “Комарня”.
Приговоренных привязывали, преимущественно во время косьбы, к стволу голыми на ночь “около поемных лугов”.
• Литье за шею кипятка.
• Принуждение есть дохлых пиявок.
• Жжение тела раскаленным железом.
• Зауздывание женщин.
Применялось якобы для того, чтобы они (скотницы) во время доения коров не сосали молока. Отсюда можно догадываться, что кормили их впроголодь, лишь бы ноги таскали.
• Посылание дворовых девок за водой за две версты в одном платье во всякую погоду и повеление пить эту воду с мылом, если вода казалась помещице взятой не из того колодца.
• Понуждение (той же помещицей) пить собственную мочу, есть как собственный, так и приносимый кал, протухшие яйца.
• Сажание обнаженными на лед или в снег.
• Катание на льду или по снегу без всякой одежды.
• Принуждение (тою же помещицей девочки Синклитикии — таково имя одной из страстотерпиц) есть кирпич, бумагу, кости, битое стекло (от чего та и умерла).
• Обливание на морозе холодной водой (той же девочки).
• Принуждение (другой девочки) есть свою наполовину обрезанную косу.
• Натравливание волчицы на крестьянок.
Зверь жил на дворе этой же помещицы.
• Истязание за то, что “у крестьянки шла кровь из ран, нанесенных волчицей".
• Кормление селедками (причем пить не давали).
• Привязывание (малолетних) к столбу на куче навоза.
• Втыкание в тело булавок (собственноручно помещицей).
• “Казнь индюками”.
Наказание ужасное. Помещица приказывала раздевать девушек донага, связывать по рукам и ногам, покрывать простыней, обсыпать рожью и выпускать на них целое стадо индеек. В результате все тело в синяках, а иногда и в крови. Кричали “благим матом”.
“Девку, — передавала одна из приговоренных, — положат на траву перед окнами, а сами сидят у себя в кресле и чай кушают...”
• Битье (собственноручно помещицей) утюгом, сучковатыми палками, вальком, причем жертва ставилась в это время на колени на дрань или тесницы, в которых были набиты гвозди.
• Обваривание кипятком.
Это тоже “дамская история”. Главное действующее лицо — супруга пензенского жандармского полковника.
• Вывертывание рук “на станке”.
• Тыкание острыми концами ножниц (барыней своих горничных).
• Выщипывание бороды “волосок к волоску”.
• Закапывание живьем в землю.
(Епископ Варнава (Беляев). "ОСНОВЫ ИСКУССТВА СВЯТОСТИ. Опыт изложения православной аскетики". Т.3, Нижний Новгород, издание Братства во имя святого князя Александра Невского, 1989 г., с.212-217)
Игнатий (Брянчанинов) о христианстве ХIХ-го века
Епископ Игнатий (Брянчанинов), +1867, канонизированный РПЦ в 1988 г.:
"...Ныне трудно найти монастырь благоустроенный! Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг повсеместно почти отвергнут; самое понятие о нем потеряно. Этого мало! Во многих обителях совершенно потеряна нравственность. Говорю это, имея перед глазами самое печальное зрелище — Черноморскую пустыню, монастырь с весьма значительными средствами, расположенный на весьма уединенном месте.
Искренне желаю, чтоб реформы по духовным училищам достигли благих результатов, ...чтоб образованный в духовном училище воспитанник получил решительный характер православного христианина, подготовившийся служить Церкви от всей души. У нас выходит воспитанник с каким-то неопределенным направлением: он желает получить священническое место, если оно выгодно; если, по случаю, представится более выгодное место в приказных, то он нисколько не останавливается принять его. При беседах всегда слышишь на первом плане мысль о выгоде...
От преподавания, действующего исключительно на ум, происходит холодность к церковному делу, и является по преимуществу материальное направление. По причине этой холодности у нас почти нет монашествующих из воспитанников семинарий. Нейдут в монастыри! Не ощутили расположения к самоотвержению, к духовному развитию. От этого монастыри в большом упадке...
Ныне очень трудно найти истинного слугу Божия, хотя по наружности никакое время не обиловало так в слугах Божиих, как обилует наше время, провозглашающее о своей положительности (1Сол.5:3). Есть много ведущих Бога и угодных Богу по свидетельству человеческому, но трудно найти засвидетельствованного Богом Боговерца и Богочтеца. Свидетельство Божие ясно как солнце, но мир слеп и потому не видит свидетельства Божия, ...он заменяет свидетельство Божие своим и этим мнит удовлетвориться...
Книжник, ...очевидно, может износить только одно ветхое, которое есть смерть и вражда на Бога, которое производит и на ближних свойственное себе впечатление, хотя бы говорили им о Боге, хотя бы и чесало слух души, возбуждая в нем тончайшее прелюбодейное движение страстей, признаваемое многими за действие благодати. Спаси нас, Господи! Гибнем, от себя возлюбив собственные свои учения и отвергнув или мало ценя учение, ниспосланное нам Богом.
В настоящее время совершаю путешествие по западной половине моей епархии — по Черноморию, не так растленному, как другие места. Но и сюда проникло европейское просвещение с блудом своим, а о казенных (государственных, не крепостных) крестьянах и говорить нечего. Чиновники у них голые и голодные, кончили курс в разных университетах, веруют, кажется, в одни деньги; на корне зла вырастают все ветви зла.
Что из этого будет? По всей вероятности, такие кончившие курс в университетах вскорости сделаются правителями и руководителями всего простого народа. Вот вам результаты, весьма скромно высказанные, практических взглядов на русскую землю... (Через несколько лет Земство и Государственная Дума сыграли огромную, если не решающую роль в подготовке переворота 1917 года - свщ. И.)". (Здесь и далее цит. по кн.: Епископ Игнатий (Брянчанинов) "Письма о подвижнической жизни", Париж-М., 1995, стр. 16-18)
"С некоторых пор я начал часто обращаться воспоминанием к молитве святых отроков в пещи Вавилонской: согрешихом, беззаконовахом и проч. ... Судьбы Божии привели меня быть свидетелем одной из горестных сеятв плевелов, враждебных Церкви. Эта сеятва называлась громким именем православия... Тогда сеятва приводила меня в ужас; я предчувствоал, что последствия должны быть ужасны". (Стр. 28)
"Мнение Ваше о монастырях вполне разделяю. Положение их подобно весеннему снегу в последних числах марта и первых числах апреля...
Важная примета кончины монашества — повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актёрскою наружностию маскируется страшная безнравственость. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актёров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам. Однако Он даровал им 120 лет на покаяние...". (Стр. 29)
"Приношу Вам искреннейшую благодарность за воспоминание Ваше о мне... мне 57. Лета бы небольшие, но я уже оканчиваю жизнь мою, потому что "зли быша дни мои", по выражению патриарха Иакова. Здоровье у меня от природы слабо; трудностями жизни оно сокрушено. Величайшая трудность была нравственная: в новоначалии я не мог найти монаха, который был бы живым изображением аскетического учения отцов православной Церкви. Желание последовать этому направлению...поставило меня в положение оппозиционное по отношению ко всем и ввело меня в борьбу, из которой перстом Божиим, единственнно перстом Божиим, выведен в ... уединение, если только выведен. И на отошедшего, как видите, подымают голос, и подымают его по той же причине — по причине уклонения от учения Святой Церкви и принятия понятий противных, даже враждебных этому учению.
Относительно монастырей я полагаю, что время их кончено... Вам известен отеческий путь, состоящий в духовном подвиге, основанный на телесном подвиге в разуме. Опять Вам известно монашество русское: укажите на людей, проходящих этот подвиг правильно. Их нет.
Существует по некоторым монастырям телесный подвиг, и то более напоказ людям... Св. Исаак Сирин говорит, что телесное делание без душевного — сосцы сухи и ложесна безплодны: это видно на воспитанниках Оптиной пустыни. Отец Макарий в наше время был лучшим наставником монашества... Нет монахов, а актер ничего не сделает.
Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления. Спасаяй, общественного служения не жалейте, и не думайте, что я мог бы в нём принести какую-либо пользу. По духу моему я решительно чужд духа времени и был бы в тягость другим. И теперь терпят мне милостиво единственно потому, что нахожусь в дали и глуши...
Очень верно изобразил первомученик Стефан болезнь своих современников (Деян.7:51). Ненависть к Святому Духу является от принятия противного духа, который может вкрасться неприметно при действии свойственного себе слова". (Стр. 30)
"...О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, даный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю.
Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся писаниями отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был о. Макарий Оптинский, нет... Прежде умное делание было чрезывычайно распространено и между народом, ещё не подвергшемся влиянию Запада. Теперь всё искоренилось; осталась личина благочестия; сила иссякла. Может быть, кроется где-либо, как величайшая редкость, какой-либо остаток прежнего.
Без истинного умного делания монашество есть тело без души. Наступила весна; не замедлит наступить лето и жатва... Монастыри... обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь... Надо знать существенно нынешнее положение монастырей, которые могут ещё показаться для верхоглядов местами спасения". (Стр. 31)
"...Я переживал в Сергиевой пустыне ту эпоху, во время которой неверие и наглое насилие, назвавшись православием, сокрушали нашу изветшавшую церковную иерархию, насмехаясь и издеваясь над священным.
...По милости Божией желаю всем простить всё, более никого не считать провинившимся предо мною; но действия врагов Церкви и Христа желаю понимать и признавать тем, что они есть. Ведь и антихрист назовет себя Христом. Ведь и явление его должно признавать справедливым попущением Божиим; но самому лицу и его действиям цена своя..." (Стр. 34)
"...Молитесь о мне. Ныне мудрёное время; где ни насмотрелся — везде зло берёт верх, а благонамеренные люди находятся в угнетении. Спаситель мира повелел стяжевать души свои терпением. Полагаюсь на волю Божию...
Молитва и слово Божие — вот занятие, единственно мне идущее... Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, Академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право, смех да и только!); эти степени даются людям; к получению такой степени много может содействовать чья-нибудь б...
Случись с этим богословом какая напасть — и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, небыль ли, подобно мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!..". (Стр. 38)
"...Матерь Божия да примет нас под кров Свой! Да дарует нам провести земную жизнь, как жизнь приуготовительную к жизни будущей. Чаша скорбей обнаруживает внутренний залог человека: Давид идёт в пустыню, а Саул — к волшебнице.
Бог привёл тебя узнать на самом опыте, какую чашу я пил в Сергиевой пустыне в течение 14-ти лет. Вступая в должность настоятеля этой обители, я видел ясно, что иду толочь воду, что плавание моё будет по бездне интриг; утешало меня, что это — не моё избрание. Я отдавался воле Божией, которой отдаюсь и теперь". (Стр. 42)
"Скорби мои, по отношению к слабым силам моим, были немалые, не сряду встречающиеся в нынешнее время. То, что не вдруг могли меня сломить, лишь усиливало и продолжало мучения: вместо того, чтоб сломить в несколько дней или несколько часов, ломали меня многие годы. ... Где бы я ни был, в уединении ли, или в обществе человеческом, свет и утешение изливаются в мою душу от креста Христова..." (Стр. 45)
"Странными и страшными кажутся для плотского разума стезя и учение веры; но едва увидит человек на самом опыте, увидит внутренним душевным ощущением могущество веры, — немедленно и радостно предаётся её водительству, как обретший неожиданно безценного наставника, с презрением отталкивает от себя отверженную Богом премудрость человеческую. Вот оружия, которые святое буйство проповеди Христовой вручает для борьбы с сынами Енановыми — мрачными помыслами и ощущениями печали, являющимися душе в образе страшных исполинов, готовых стереть её, поглотить её: "Слава Богу за всё!"... "Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоём". (Стр. 70)
"Если б не было поношающих, оскорбляющих и гонящих нас, то мы никогда не возмогли бы прийти в любовь к врагам, заповеданную Евангелием, составляющую высшую заповедь между заповедями, даными нам по отношнию к ближнему. Отсюда входим в чистоту сердечную, которой является и которою любится Бог. Но сколько плодовита эта заповедь, столько и трудно стяжать её...". (Стр. 77)
"Путь христиан, сказали святые отцы, есть крест повседневный... Крест — готовность к благодушному подъятию всякой скорби, попускаемой Промыслом Божиим. Потому познается, что человек находится под особенным Промыслом Божиим, когда этому человеку попускаются постоянно скорби, сказал святой Исаак (Сирин). Пей поругания на всяк час, яко воду живую, — говорит святой Иоанн Лествичник; а кто отвергся правильного или неправильного выговора, тот отвергся своего спасения... — Лозу, творящую плод, Вертоградарь (Господь) осыпает и навозом, да множайший плод принесет. Не будьте побеждены злом, но добром побеждайте зло". (Стр. 80)
"Мы не сходимся с тобою в понятиях при некоторых употребляемых нами выражениях; под одним и тем же словом ты разумеешь одно, я — другое. Например, под словом "духовный, духовность" ты разумеешь то, что все ныне приняли разуметь, — таким разумением удаляешься от смысла, соединённого с этим словом в Священном Писании и писаниях св. Отцов... Ныне — кто в рясе, тот неоспоримо "духовный", — кто ведёт себя воздержно и благоговейно, тот "духовный" в высшей степени! Не так научает нас Священное Писание, не так научают нас св. Отцы. Они говорят, что человек может быть в трех состояниях: в естественном, нижеестественном... и вышеестественном. Эти состояния иначе называются: душевное, плотское, духовное...
Нижеестественный, плотской, страстный есть служащий вполне временному миру, хотя бы он и не предавался грубым порокам. Естественый, душевный, пристрастный есть живущий для вечности, упражняющийся в добродетелях, борющийся со страстями, но ещё не получивший свободы, не видящий ясно ни себя, ни ближних, а только гадательствующий, как слепец, ощупью. Вышеестественный, духовный, безстрастный есть тот, кого осенил и обновил Дух Святой, кто будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего. Такие, точно, свет миру и соль земли, — видят себя, видят и ближних, а их увидеть может только подобный им духовный.
"Духовный всё испытует, сам же ни от единого не испытуется", — говорит Писание (1Кор.2:15). Такие встречаются ныне крайне редко. В жизни моей я имел счастье встретить одного, и до ныне странствующего на земле, старца, лет около 70, из крестьян, малограмотного: он жил во многих местах в России, на Афонской горе, — говорил мне, что и он встретил только одного...
Держись, как в этом случае, так и в других, терминологии святых Отцов, которая будет соответствовать твоей жизни практической... Прости, что назову теоретиков — мёртвыми! Пусть эти мёртвые возятся с своими мертвецами, т.е. с теми, которые хотят слышать слово Божие с целию насладиться красноречием, кровяными порывами, игрою ума, но не с тем, чтобы "творить Слово"... Не прельстись ни умом естественным, ни красноречием! Это всё — прах! Этому красноречию и этому уму сказано: "Земля еси"! Впрочем, я понимаю, что ты, вкусивши жизни, не можешь удовлетвориться мёртвым... Равным образом только те книги в точном смысле могут быть названы "духовными", которые написаны под влиянием Святого Духа". (Стр. 119-120)
"Молчание лучше слов... Желаю, чтобы всюду поведением твоим благовествовалось Евангелие! — Этого желаю непременно!.. Скудость в духовных сведениях, которую я увидел в обители вашей, поразила меня! Но где, в каком монастыре и не поражала она? Светские люди, заимствующие окормление духовное в Сергиевой пустыне, имеют сведения несравненно большие и определительные, нежели эти жители монастырей. Это увидишь собственными очами. Живем в трудное время! "Оскуде преподобный от земли, умалишися правды от сынов человеческих"!
Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! — Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем издыхании! Образ благочестия кое-как, наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать. — Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаешь за лучшее для своих обстоятельств: на всем, что ни предпримешь с благою целью, буди благословение Божие!.." (Стр. 129)
"Слово Божие всегда было гонимо миром; гонение от мира всегда было свидетельством учения, исходящего от Бога... Отступление началось совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!" (Стр. 260)
"Святые отцы предвозвестили, что в последние времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая всё воле Божией и суду Божию... — Неоткого ждать восстановления христанства! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердное долготепение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения..." (Стр. 262)
"Состояние Церкви... грустно. Святитель Тихон, смотря проницательно на направление, принимаемое современниками его, сказал: "Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не удалилось неприметным образом из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот безценный дар Божий"...
Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Сущие во Иудеи да бежат в горы." (Стр. 264)
"Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки — обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие...". (Стр. 274)
"Необходима преданность воле Божией в самих попущениях Божиих. Очевидно, что христианство — этот таинственный духовный дар человекам — удаляется неприметным образом для невнимающих своему спасению из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуждения ближних, ...милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись". (Стр. 363)
"Наше время — время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию... Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах... Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, как внешних, так и внутренних, как самый благонадежный...". (Стр. 364)
"Очевидно, что отступление от веры православной — всеобщее в народе... Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления". (Стр. 365)
"К концу моей жизни, когда мне существенно нужен покой... — настал впервые Обер-Прокурор (Синода), выразивший сочуствие ко мне. Будет расположен граф — будут расположены члены Синода. Какое время! Для поддержания Церкви нужно быть во главе управления светскому лицу, потому что обуявшая соль (церк.-слав.: "соль, потерявшая свою силу" — свщ. И.) способна только быть попираемою человеками.
Впрочем, святой Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившегося антихриста будет переход церковного управления из рук архипастырей в руки светских сановников. Признак очень верный! Это не может состояться иначе, как при утрате духовенством своего существенного духовного значения, своей энергии, порождаемой решительным отрешением от мира...
Чиновничеством уничтожено в Церкви существенное значение Иерархии, уничтожена связь между пастырями и паствою, а миролюбие, ненасытное стремление к суетным почестям, к накоплению капитала, уничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских по ненависти их к народу, по злоупотреблениям и безнравственности...". (Стр. 372)
"Буди над всеми нами воля Божия и милость Божия! Милость Божия и Промысел Божий могут даровать способ спасения тем христианам, которые желают истинно спастись, а не стремятся к земному преуспеянию, прикрываясь личиной благочестия... Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение её, нежели остановят.
Опять скажу: буди воля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия...". (Стр. 372)
Примечание:
Игнатий (Брянчанинов) — дворянин, выпускник военного Инженерного училища, был под личным покровительством царя. Оставив блестящую карьеру, принял постриг и впоследствии епископский сан. По личной просьбе государя был настоятелем в монастыре. Канонизирован РПЦ в 1988 г.
Святые о тайне беззакония
Св. священномученик Ириней Лионский:
“Надлежит следовать пресвитерам (под пресвитерами здесь разумеются, как видно из следующей фразы, епископы — прим. М.Новоселова) в Церкви, тем, которые имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины... А те, которые почитаются многими за пресвитеров, но служат своим удовольствиям и не предпоставляют страха Божия в сердцах своих, а ведут себя с презрением к прочим и гордятся своим председательством, и делают втайне злое, говоря: “никто нас не видит”, будут обличены Словом, Которое судит не по видимости и смотрит не на лицо, а на сердце.
...Ото всех таковых надлежит удаляться; держаться же тех, которые, как я выше сказал, и хранят учение Апостолов, и вместе с чином пресвитерства ведут здравую речь и бессоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих. Таковых пресвитеров питает Церковь... Итак, — заключает св. Ириней, — где находятся дарования Господни, там надлежит учиться истине...”. (Цит. по кн.: М.А. Новоселов "Письма к друзьям", М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1994, с.261, выдел. свщ. И.)
Богородичный старец, пророк и чудотворец преп. Серафим Саровский:
"Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить “учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня”. (М.А. Новоселов, “Письма к друзьям”, М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1994, с.82)
“Мне, ...убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к этому времени архиереи так онечестивятся, что... главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут: то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени из сея привременной жизни и по сем воскресить, и воскресение мое будет, аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего...” (“Преподобный Серафим Саровский чудотворец. Дивеевская Тайна и Предсказания о Воскресении России”, 1981, Нью-Йорк, с.5)
Богородичный старец и чудотворец
прот. Иоанн Кранштадский:
Сон отца Иоанна Кронштадтского
"Господи благослови! Я, многогрешный раб Иоанн, иерей
Кронштадтский, пишу сие видение. Мною писано и моею рукою то, что я видел, то и
передал письменно.
В ночь на 1-ое января 1908 года, после вечерней молитвы я сел немного отдохнуть
у стола. В келии моей был полумрак, перед иконой Божией Матери горела лампада.
Не прошло и полчаса, я услышал легкий шум, кто-то легко прикоснулся моего
правого плеча и тихий легкий ласковый голос сказал мне — встань! раб Божий Иван,
пойдем со мною. Я быстро встал.
Вижу, передо мною стоит: дивный чудный старец, бледный с сединами, в мантии, в
левой руке четки. Посмотрел на меня сурово, но глаза были ласковые и добрые. Я
тут же от страха чуть было не упал, но чудный старец поддержал меня — руки и
ноги у меня дрожали, я хотел что-то сказать, но язык мой не повернулся. Старец
меня перекрестил, и мне сделалось легко и радостно — я тоже перекрестился. Затем
он посохом указал на Западную сторону стены — там тем же посохом начертил: 1913,
1914, 1917, 1922, 1930, 1933, 1934 года. Вдруг стены не стало. Я иду со старцем
по зеленому полю и вижу — масса крестов стоит: тысячи, миллионы, разные: малые и
великие, деревянные, каменные, железные, медные, серебряные и золотые. Я
проходил мимо крестов, перекрестился и осмелился спросить старца, что это за
кресты. Он ласково ответил мне: это — те, которые за Христа и за Слово Божие
пострадали.
Идем дальше и вижу: целые реки крови текут в море, и море красное от крови. Я от
страха ужаснулся и опять спросил старца: — А что это крови так много пролито? Он
опять взглянул и сказал мне: — Это христианская кровь.
Затем старец указал рукой на облака, и вижу массу горящих, ярко горящих
светильников. Вот они стали падать на землю: один, два, три, пять, десять,
двадцать. Затем стали падать целыми сотнями, все больше и больше, и все горели.
Я очень скорбел, почему они не горели ясно, а только падали и тухли, превращаясь
в прах и пепел. Старец сказал: смотри, и я увидел на облаках только семь
светильников и спросил старца, что это значит? Он, склонивши голову, сказал: —
Светильники, которые ты видишь, падающих, что значит Церкви упадут в ересь, а
семь светильников горящих осталось — семь Церквей Апостольских соборных
останутся при кончине мира.
Затем старец указал мне, смотри, и вот я вижу и слышу чудное видение: Ангелы
пели: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, и шла большая масса народу со свечами в
руках, с радостными сияющими лицами; здесь были цари, князья, патриархи,
митрополиты, епископы, архимандриты, игумены, схимники, иереи, диаконы,
послушники, странники Христа ради, миряне, юноши, отроки, младенцы; херувимы и
серафимы сопровождали их в райскую небесную обитель. Я спросил старца: — что это
за люди? Старец, как будто зная мою мысль, сказал: Это все рабы Христовы,
пострадавшие за святую Христову Соборную и Апостольскую Церковь. Я опять
осмелился спросить, могу ли я присоединиться к ним. Старец сказал: нет, еще рано
тебе, потерпи (обожди). Я опять спросил: скажи, отче, а младенцы как? Старец
сказал: это младенцы тоже пострадали за Христа от царя Ирода (14 тысяч), а также
и те младенцы получили венцы от Царя Небесного, которые истреблены в чреве
матери своей, и безыменные. Я перекрестился — «Какой грех великий и страшный
матери будет — непростительный».
Идем дальше — заходим в большой храм. Я хотел перекреститься, но старец мне
сказал: здесь мерзость и запустение. Вот вижу очень мрачный и темный храм,
мрачный и темный престол. Посреди церкви иконостаса нет. Вместо икон какие-то
странные портреты со звериными лицами и острыми колпаками, а на престоле не
крест, а большая звезда и Евангелие со звездой, и свечи горят смоляные, —
трещат, как дрова, и чаша стоит, а из чаши сильное зловоние идет, и оттуда
всякие гады, жабы, скорпионы, пауки ползают, страшно смотреть на все это.
Просфоры тоже со звездою; перед престолом стоит священник в ярко красной ризе и
по ризе ползают зеленые жабы и пауки; лицо у него страшное и черное, как уголь,
глаза красные, а изо рта дым идет и пальцы черные, как будто в золе.
Ух, Господи, как страшно — затем на престол прыгнула какая-то мерзкая, гадкая,
безобразная черная женщина, вся в красном со звездою на лбу и завертелась на
престоле, затем крикнула как ночная сова на весь храм страшным голосом «свобода»
и стала. А люди, как безумные, стали бегать вокруг престола, чему-то радуясь, и
кричали и свистели и хлопали в ладоши. Затем стали петь какую-то песнь, — сперва
тихо, затем громче, как псы, потом превратилось все это в звериное рычание,
дальше в рев. Вдруг сверкнула яркая молния и ударил сильный гром, задрожала
земля и храм рухнул и провалился сквозь землю. Престол, священник, красная
женщина все смешалось и загремело в бездну. Господи спаси. Ух, как страшно. Я
перекрестился. Холодный пот выступил на лбу у меня. Оглянулся я. Старец
улыбнулся мне, — «Видел?» — сказал он. — Видел, Отче. Скажи мне, что это было?
Страшно и ужасно. Старец ответил мне: храм, священники и люди, — это еретики,
отступники, безбожники, которые отстали от веры Христовой и от Св. Соборной и
Апостольской Церкви и признали еретическую живообновленческую церковь, которая
не имеет Благодати Божией. В ней нельзя ни говеть, ни исповедываться, ни
приобщаться, ни принимать миропомазание. — Господи, спаси меня грешного, пошли
мне покаяние — смерть христианскую, прошептал я, но старец успокоил меня; не
скорби, — сказал, молись Богу.
Мы пошли дальше. Смотрю — идет масса людей, страшно измученных, на лбу у каждого
звезда. Они, увидев нас, зарычали: Молитесь за нас, святые отцы, Богу, очень нам
тяжело, а сами мы не можем. Отцы и матери нас не учили Закону Божьему и даже
имени христианского у нас нет. Мы не получили печати дара Духа Святого (а
красного знамени).
Я заплакал и пошел вслед за старцем. «Вот, смотри — указал старец рукою —
видишь?». Вижу горы. — Нет, это гора трупов человеческих вся размокла в крови. Я
перекрестился и спросил старца, что это значит? Что это за трупы? Это иноки и
инокини, странники, странницы, за Святую Соборную и Апостольскую Церковь
убиенные, не пожелавшие принять антихристовой печати, а пожелали принять
мученический венец и умереть за Христа. Я молился: — Спаси, Господи, и помилуй
рабов Божиих и всех христиан. Но вдруг старец оборотился к северной стороне и
указал рукой: — Смотри. Я взглянул и вижу: Царский дворец, а кругом бегают
разной породы животные и разной величины звери, гады, драконы, шипят, ревут и
лезут во дворец, и уже полезли на трон Помазанника Николая II, — лицо бледное,
но мужественное, — читает он Иисусову молитву. Вдруг трон пошатнулся, и пала
корона, покатилась. Звери ревели, бились — давили Помазанника. Разорвали,
растоптали, как бесы в аду, и все исчезло.
Ах, Господи, как страшно, спаси и помилуй от всякого зла, врага и супостата. Я
горько заплакал; вдруг старец взял меня за плечо, — не плачь, так Господу
угодно, и сказал — «смотри»: вижу показалось белое сияние. Сперва я не мог
различить, но потом стало ясно — предстал Помазанник невольный, на голове у него
из зеленых листьев венец. Лицо бледное, окровавленное, с золотым крестиком на
шее. Он тихо шептал молитву. Затем сказал мне со слезами: — помолись обо мне,
отец Иван, и скажи всем православным христианам, что я умер, как мученик: твердо
и мужественно за Веру Православную и за Святую Соборную и Апостольскую Церковь,
и пострадал за всех христиан; и скажи всем православным Апостольским пастырям,
чтобы они служили общую братскую панихиду за всех убиенных воинов на поле брани:
в огне сгоревших, в море утонувших и за меня, грешного, пострадавшего. Могилы
моей не ищите, — ее трудно найти. Прошу еще: молись обо мне, отец Иван, и прости
меня, добрый пастырь. Затем все это скрылось туманом. Я перекрестился — упокой
Господи душу усопшего раба Божия Николая, вечная ему память. Господи, как
страшно. Руки и ноги у меня дрожали, я плакал.
Старец опять сказал мне: — Не плачь, так Богу угодно, молись Богу. Смотри еще.
Вот вижу я массу людей, валяющихся, умирающих с голода, которые ели траву,
землю, ели друг друга, а псы подбирали трупы, везде страшное зловоние,
кощунство. Господи, спаси нас и в святой Христовой вере укрепи, мы немощны и
слабы без веры. Вот старец опять мне говорит: смотри там. И вот вижу я: целая
гора из разных книг, малых и больших. Между этими книгами ползают смрадные
черви, копошатся и распространяют страшное зловоние. Я спросил: — Что это за
книги, Отче? Он ответил: — Безбожные, еретические, которые заражают всех людей
всего света мiрским богохульным учением. Старец прикоснулся концом посоха к этим
книгам, и все это обратилось в огонь, и все сгорело дотла, и ветер развеял
пепел.
Затем я вижу церковь, а кругом нее лежит масса поминальцев и грамоток. Я
нагнулся и хотел поднять одну, прочитать, но старец сказал, что это те
поминальницы и грамоты, которые лежат при церкви много лет, а священники их
забыли и не читают никогда, а усопшие души просят помолиться, а читать некому и
поминать некому. Я спросил: — А кто же будет? — Ангелы, — сказал старец. Я
перекрестился. Помяни Господи души усопших рабов Твоих во царствии Твоем.
Мы пошли дальше. Старец быстро шел, так что я едва успевал за ним. Вдруг
оборотился и сказал: — Смотри. Вот идет толпа людей, гонимая страшными бесами,
которые немилосердно били и кололи людей длинными пиками, вилами и крючками. —
Что это за люди? — спросил я старца. Это те, — ответил старец, которые отпали от
Веры и Святой Апостольской Соборной Церкви и приняли еретическую
живообновленческую. Здесь были: епископы, священники, диаконы, миряне, монахи,
монахини, которые приняли брак и стали жить развратно. Здесь были безбожники,
чародеи, блудники, пьяницы, сребролюбцы, еретики, отступники Церкви, сектанты и
прочие. Они имеют страшный и ужасный вид: лица черные, изо рта шла пена и
зловоние, и страшно кричали, но бесы били их немилосердно и гнали их в глубокую
пропасть. Оттуда шли смрад, дым, огонь и зловоние. Я перекрестился: — избави
Господи, и помилуй, страшно все это виденное.
Затем я вижу: масса народа идет; старых и малых, и все в красных одеждах и несли
громадную красную звезду, пятиголовую и на каждом углу по 12 бесов сидело, а в
середине сидел сам сатана со страшными рогами и крокодиловыми глазами, со
львиной гривой и страшной пастью, с большими зубами и из пасти извергал
зловонную пену. Весь народ кричал: «вставай, проклятьем заклейменный». Появилась
масса бесов, все красные, и клеймили народ, прикладывая каждому печать на лбу и
на руку в виде звезды. Старец сказал что это есть печать антихриста. Я сильно
испугался, перекрестился и прочитал молитву: «Да воскреснет Бог». После этого
все исчезло, как дым.
Я торопился и едва успевал идти за старцем, вот старец остановился, указал мне
рукою на восток и говорит: — Смотри. И увидел я массу народа с радостными
лицами, а в руках кресты, хоругви и свечи, а посреди, между толпой, стоит
высокий престол на воздухе, золотая царская корона и на ней написано золотыми
буквами: «на малое время». Вокруг престола стоят патриархи, епископы,
священники, монахи, монахини, пустынники и миряне. Все поют: «Слава в вышних
Богу и на земле мир». Я перекрестился и поблагодарил Бога.
Вдруг Старец взмахнул в воздухе три раза крестообразно. И вот я вижу массу
трупов и реки крови. Ангелы летали над телами убиенных и едва успевали подносить
души христианские к Престолу Божию, и пели «аллилуия». Страшно было смотреть на
все это. Я горько плакал и молился. Старец взял меня за руку и сказал: — не
плачь. Так нужно Господу Богу за наше маловерие и окаянство, сему надлежит так
быть. Спаситель наш Иисус Христос тоже пострадал и пролил Свою пречистую кровь
на кресте. Итак, будет еще много мучеников за Христа, и это те, которые не
примут антихристовой печати, прольют кровь и получат мученический венец.
Затем старец помолился, три раза перекрестился на восток и сказал: «Вот
исполнилось пророчество Даниила. Мерзость запустения окончательная». Я увидел
Иерусалимский храм, а на куполе звезда. Вокруг храма толпятся миллионы народа и
стараются войти внутрь храма. Я хотел было перекреститься, но старец задержал
мою руку и опять сказал: «здесь мерзость запустения». Мы вошли в храм, где было
много народа. И вот вижу престол посреди храма, кругом престола в три ряда свечи
смоляные горят, а на престоле сидит в ярко красной порфире всемирный
правитель-царь, на голове золотая с бриллиантами корона, со звездою. Я спросил
старца кто это? Он сказал: — это есть антихрист. Росту высокого, глаза, как
уголь, черные, борода черная клином, лицо свирепое, хитрое и лукавое —
звероподобное, нос орлиный.
Вдруг антихрист встал на престол, выпрямился во весь рост свой, поднял высоко
голову и правую руку протянул у народу — на пальцах были когти, как у тигра, и
зарычал своим звериным голосом: Я ваш бог, царь, и правитель. Кто не примет моей
печати — смерть им тут. Все пали на колени и поклонились и приняли печать на
лоб. Но некоторые смело подошли к нему и громко разом воскликнули: «Мы
христиане, веруем в Господа нашего Иисуса Христа». Тогда в один миг сверкнул меч
антихриста, и головы христианских юношей скатились и пролилась кровь за веру
Христову. Вот ведут отроковиц, женщин и малых детей. Здесь он еще хуже
рассвирепел и закричал по звериному: «смерть им. Эти христиане мои враги —
смерть им». Тут же и последовала моментальная смерть. Головы скатились на пол и
разлилась кровь православная по всему храму.
Затем ведут к антихристу десятилетнего отрока на поклонение и говорят — падай на
колени, но отрок смело подошел до престола антихриста: «я христианин и верую в
Господа нашего Иисуса Христа, а ты исчадие ада, слуга сатаны, ты антихрист». —
«Смерть», — страшным, диким ревом заревел им. Все пали перед антихристом на
колени. Вдруг тысячи громов прогремели и тысячи молний небесных стрелами
огненными летали и поражали слуг антихриста. Вдруг самая большая стрела,
огненная, крестообразная, слетела с неба и ударила антихриста в голову. Он
взмахнул рукой и упал, корона слетела с головы и рассыпалась в прах, и миллионы
птиц летали и клевали трупы нечестивых слуг антихриста.
Вот я почувствовал, что старец взял меня за плечо и сказал: — идем дальше в
путь. Вот я вижу опять масса крови, по колени, по пояс, ox, как много пролито
Христианской крови. Тут я вспомнил слово, которое сказано в Откровении Иоанна
Богослова: «и будет крови по узды конские». Ax, Боже, спаси меня грешного. На
меня напал страх великий. Я был ни жив ни мертв. Вот вижу ангелы много летают и
поют: — Свят, Свят, Свят Господь. Я оглянулся — старец стоял на коленях и
молился. Потом он встал и ласково сказал: — Не скорби. Скоро, скоро конец миру,
молись Господу, Он милостив к рабам Своим. Уже не годы остались, но часы, и
скоро, скоро конец.
Затем старец благословил меня и указал рукой на восток, сказал: — я иду вот
туда. Я пал на колени, поклонился ему и вижу, что быстро отчаливается он от
земли, тут я спросил: — Как же имя твое, чудный старче? Потом я громче
воскликнул: «Святый Отче, скажи, как твое святое имя?» — Серафим, — тихо и мягко
сказал он мне, а что ты видел — напиши и не забудь все это ради Христа.
Вдруг как бы над моей головой ударил звон большого колокола. Я проснулся, открыл
глаза. На лбу у меня выступил холодный пот, в висках стучало, сердце сильно
билось, ноги дрожали. Я сотворил молитву: «Да воскреснет Бог». Господи, прости
меня грешного и недостойного раба твоего Иоанна. Богу нашему Слава. Аминь."
(Из передовой статьи «Православной Руси» №20 (517) от 15/28 окт. 1952.)
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999 г. (с) Священник Илья (Попов), 2007 г.
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в г. Москве
зарегистрировано общественное объединение
общественно-благотворительный просветительский
фонд "Богородичный центр", который в 1993 г.
был переименован в фонд "Новая Святая Русь", в 1999 г. фонд перестал действовать.
В 1992 г. в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община
Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было
переименовано и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная
организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы",
ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с
пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)