Святоотеческое
учение о свойствах
преображенного естества
"И оправдана премудрость чадами ее" (Матф.11:19).
1. О именах Господа и Святой Девы Марии.
О именах Господа и Святой Девы Марии
Св. Иоанн Дамаскин
(VIIIв.):
“Называя Христа совершенным Богом и совершенным
человеком, без сомнения, мы должны усвоять Ему
все естественные свойства как Отца, так и Матери.
…милосердный и человеколюбивый Бог ...становится
человеком, исправляя подобное подобным.
…Итак, должно знать, что в отношении к Господу
нашему Иисусу Христу иногда мы говорим как о двух
естествах, а иногда — как об одном лице, но и то и
другое сводится (собственно) к одному понятию.
Ибо два естества — один Христос, и один Христос —
два естества.” (Цит. по кн.: Св. Иоанн Дамаскин
“Точное изложение православной веры”, М.,
“Центр по изучению религий”, 1992г., с.109,112).
* * *
Св. Викентий
Лиринский (Vв.):
“По причине сего единства лица, без различия и
без разбору, свойственное Богу усвояется
человеку, а свойственное человеку приписывается
Богу. Поэтому и написано по вдохновению Божию,
как то, что Сын человеческий сошел с неба (Иоан.3:13),
так и то, что распят на земле Господь величества
(1Корин.2:8). По тому же самому, когда соделалась
плоть Господа, то ставшим называется само Слово
Божие (Иоан.1:14), исполняющейся сама Премудрость
Божия (Лук.2:40), созданным сам Разум (Притч.8:22), и
говорится пророчески, что Его руки и ноги
ископаны (Пс.21:17). По причине этого-то, говорю,
единства лица, в сообразность той же тайне,
состоялось и то, …что при рождении плоти Слова от
непорочной Матери родился от Девы сам Бог Слово.
…Она Богородица потому, что, как сказано выше, уже в освященной утробе Ее совершилось то святосвященное таинство, вследствие которого, по причине особенного и исключительного единства лица, как Слово во плоти есть плоть, так и человек в Боге есть Бог. …Блаженна, говорю, Церковь, которая проповедует, что это единство лица имеет такую силу, что вследствие его Она чудно и неизреченно-непостижимо приписывает и Божеское человеку и человеческое Богу; ибо вследствие его …исповедует Она и человека Сыном Божиим и Бога Сыном Девы”. (Цит. по кн.: Святой Викентий Лиринский “Памятные Записки Перегрина”, М., “Stella Aeterna”, 1999, с.30-32)
* * *
Священник Илья: "Тварная человеческая природа Господа, единосущная Пречистой Деве (св. Иоанн Дамаскин), была вознесена к Престолу Пресвятой Троицы. В таинстве Успения Святая Дева была восхищена Самим Господом, увенчана от Пресвятой Троицы и вошла в Ее Славу. Державная Царица неба и земли, ставшая одно с Господом, единственная из всего земного и небесного творения удостоена быть Живою Церковью, “огнезрачным престолом Божества”, границей между тварным миром и Божеством (св. Григорий Палама). Поэтому Ее, совершенный Образ и Подобие Божие, следуя святоотеческой традиции, можно назвать “живой Иконой” или “тварной ипостасью” Святого Духа..."
* * *
Св. Григорий Палама (ХIVв.), раскрывает святоотеческое учение о преображенной, сочетанной с Богом человеческой природе, проникнутой фаворским светом.
“Всякая душа... — пишет св. Григорий Палама, цитируя Макария Великого, — здесь еще, по силе и несомненности благодати, сподобившаяся совершенно облечься во Христа, и вступившая в единение с небесным светом нетленного Образа, ныне сама ипостасно тайноводствуется к ведению всех небесных таин; а в великий день воскресения и тело ее прославится тем же небесным Образом славы...”.
“Он сказал: “в своей ипостаси”, — комментирует св. Григорий, — дабы никто не подумал, что это просвещение происходит от знаний и понятий. Другими словами, ипостась духовного человека состоит из трех частей: благодати Духа небесного, разумной души и земного тела”.
(Цит. по кн.: Протопресвитер Иоанн Мейендорф “Введение в изучение св. Григория Паламы”. Перевод сделан по кн.: J. Meyendorff. Introduction а l’йtude de Grйgoire Palamas. (Patristica Sorbonensia, 3). Paris 1959. Текст приводится по эл. версии книги, размещенной в сети Интернет) Новое издание в России: Протопресвитер Иоанн Мейендорф. “Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение”. Перевод с франц. Серия Subsidia Byzanti-norossica. - СПб.: Byzanti-norossica, 1997 г.)
О святой плоти Господа
Св. Иоанн Дамаскин (VIIIв.):
“…плоть Иисуса Христа с начала бытия своего истинно соединилась с Богом Словом, или, лучше сказать, в Нем получила бытие и возымела с Ним ипостасное тождество, …лучше сказать — по причине ипостасного соединения, так как и человеческое, и божеское сделалось принадлежностью единого Христа, ибо Он Один и Тот же был вместе Бог и человек, — она источает миру благодать и премудрость, и полноту всяких благ”. (Цит. по кн.: Св. Иоанн Дамаскин “Точное изложение православной веры”, М., “Центр по изучению религий”, 1992г., с.115)
Св. Симеон Новый Богослов (ХIв.):
"Благодать Духа, то есть огонь Божества, есть Спасителя нашего и Бога, из Его природы и сущности, а тело Его не оттуда, но из пречистой и святой плоти Богородицы и из всепречистых Ее кровей, из которых взяв ее, Он ее усвоил... Таким образом Сын Бога и пречистой Девы и преподает святым из природы и сущности Его соприсносущего Отца благодать... Духа, то есть Божество.... а из природы и сущности подлинно и поистине родившей Его плоть, воспринятую от Нее".
"Плоть Господа есть плоть Богородицы, и причащающиеся самой обоженной плоти Господа, мы исповедуем и веруем причащаться вечной жизни, если только не едим ее недостойно и более на собственное осуждение. ...таким образом, духовно соединенные и прилепляемые Ему, будем каждый с Ним во един Дух и также во одно тело, потому что телесно едим Его Тело и пьем Его Кровь". "Одним не по ипостасям, но по природе Божества и человечества едиными. По природе Божества, как и сами становящиеся богами по положению, а по природе человечества как ставшие Его сродниками и братьями".
"Христос Иисус, Спаситель и Царь всего, свет; Хлеб пречистой Плоти Его - свет; чаша драгоценной Его Крови - свет". (Цит. по кн.: Архиепископ Василий Кривошеин. Преподобный Симеон Новый Богослов.)
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная, 1999г. (с 1980 по 1991 гг. — Самиздат, с 1991 по 1993 гг. — Богородичный центр). Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве
зарегистрировано добровольное
общественное объединение — общественно-благотворительный
просветительский фонд "Богородичный
центр", который в 1993 г. был переименован в фонд
"Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. в Москве
зарегистрировано добровольное религиозное
объединение "Община Церкви Божией Матери
Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о
религиозных объединениях оно было переименовано
и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)