Чистота
православия - св. Отцы о тайне
Божией Матери
"Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею" (Ефес.3:14-19).
1. Литургическое богословие святых Отцов о Пресвятой Деве Марии.
2. Св. Иоанн Дамаскин: "богородичник", учитель церкви.
3. Святые Отцы и Афонские подвижники — основатели православной мариологии.
Литургическое
богословие святых Отцов
о Пресвятой Деве Марии
Священник Илья: "Согласно Богооткровенному учению св. Отцов, запечатленному в их творениях, в литургических молитвах (напр., в "догматиках" и других богослужебных текстах, что было наиболее доступно для восприятия прихожан, часто неграмотных или малознакомых с тайнозрительным учением церкви), — эту величайшую тайну человеческой природы, созданной особенным промыслом Творца, архангел Гавриил открыл Марии при Благовещении: душа и тело непорочного пред Богом человека предназначены быть храмом, престолом и ангельской колесницей Живому Богу.
Неопалимая купина, шатер Авраама и Ковчег завета лишь прообразовывали светоносное непорочное естество Всесвятой Девы, которое единственно могло соединить неприступный даже высшим ангелам Божественный Свет и тварный мир.
Мария послана в мир с особой миссией, Бог уже сейчас пребывает с Ней..., — лишь после уяснения этой непостижимой тайны Богоотроковица дала согласие стать Матерью Сына Божия.
В момент сошествия Святого Духа Святая Дева преобразилась и была навечно поставлена от Пресвятой Троицы как бы светолучащей границей тварного и нетварного, олицетворенной, живой Церковью и началом нового, богочеловеческого мира — Новой Евой!.. Ее первая молитва после великого согласия стать Матерью Господа: "Боже!.. Сотвори Меня одушевленной церковью и Твоей украшенной скинией, соединив вещественное тело с невещественным светом".
(Здесь и далее цит. по кн.: Епископ Вениамин (Милов) “Чтения по литургическому богословию”, Брюссель, “Жизнь с Богом”, 1977, с.182. Благовещен. утра. Канон, 1 и 3 тр. 7 п.)
От лица всей церкви, как бы приняв ее образ (так и Господь принял образ немощного человека, "зрак раба"), Она воспела при посещении Елизаветы: "Величит душа Моя Господа, ...и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем"!
* * *
Священник Илья: "Трудно поверить, но даже в наши дни книжного духа богословы (бесконечно далекие от традиции святых подвижников), — слепо восстают на живое слово Благодати, на Непорочное начало, которое несет церкви и миру Всесвятая Царица.
Множество перьев сломали институциональные богословы ХIХ-ХХ вв., пытаясь опорочить догмат о Непорочном зачатии Марии, исповеданный Церковью с первых веков христианства и утвержденный в Католической церкви в середине ХIХ-го века. Увы, так и не осознали многоученые книжники, что ведение духовное не почерпнуть из подцензурных библиотечных томов и очередных синодальных указов. Великие старцы, духоносные учителя Церкви — горячо каялись и подвизались об очищении сердца — и прозревали горнее. Духом Святым свидетельствовали о тайнах Божиих, в т.ч. и о таинстве Непорочного зачатия и Рождества Царственной Пренепорочной Девы.
Человеческая природа, созданная Богом в раю, растлилась грехопадением Адама и промыслительно восстанавливалась в человеческом роде от Авраама (благословение Пресвятой Троицы обетованного потомства) до богоотец Иоакима и Анны. Непостижимо высоко она увенчалась в лице Пресвятой Девы и преобразилась в Богочеловеке Иисусе. Эта непорочная природа изначально была дана Адаму и Еве, была как бы слеплена из райской материи. Именно ее, непорочную и нерастленную грехом, таинственно несла в себе Пречистая Дева. Таинство Ее рождения от богородителей и принесения в мир райского Непорочного начала, "разрешившего клятву Евы", уже два тысячелетия славит Церковь.
Вслед за святыми отцами трепетно, богомысленно вникнем в имена Пречистой Девы, открытые человечеству ангелами, — "Богородица", "Всецарица", "Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим", "Игуменья", "Экономисса", "Одигитрия-Путеводительница"..., — и приоткроется завеса, скрывающая Святое святых от недостойных. И вот, уже в наши дни Откровения Царственной Девы в России и по всему миру в ХIХ-ХХ вв., Ее благоуханное животворящее Слово и великая Жертва, принесенная в августе 1991 г. во спасение России — апостольская всечеловеческая Пятидесятница любви, низведение в мир печатей Непорочного начала, свидетельство священного Предания и неодолимости церкви адскими вратами. Возрождается традиция святых отцов и матерей, филадельфийская церковь (Отк.3:1-13) открылась миру накануне явления Господа в славе Креста.
Новая Ева и Новый Адам созидают предуготовленную от века вселенную света, мира и чистоты. Первосвященник и Первосвященница помазуют человечество, внемлющее надмирной ангельской литургии Слова, печатями живой веры и праведности. Всей земле — Сама Царица неба и земли! — проповедует вечное Евангелие Царствия. Омытая Крестным светом и кровавыми слезами, преображается святыня Православия!.. Радуется собор святых на небесах и на земле!.."
Св. Иоанн
Дамаскин:
"богородичник", учитель церкви
Св. Иоанн Дамаскин,
избранный Самой Пречистой Девой для
свидетельства, богородичный подвижник,
исповедник и учитель церкви (IХв.):
"Как же назовем Тебя, Владычица? С какими
словами (к Тебе) обратимся? Какими похвалами
увенчаем Твою священную и препрославленную
главу, Подательница благ, Дарительница богатств
(духовных), украшение рода человеческого, слава
всей твари, через Которую та обрела подлинное
блаженство. И Кого не вмещала тварь прежде,
вместила благодаря Тебе, и на Кого не в силах была
взирать, благодаря Тебе смотрит открытым лицом,
как в зеркало (2Корин.3:6).
О, Слово Божие, отверзи нам косноязычные уста, даровав им слово, исполненное благодати. Вдохни в нас благодать (Святого) Духа, посредством которой рыбаки становятся риторами и безграмотные изрекают премудрость, превышающую человеческое разумение, дабы и мы своим слабым голосом смогли, пусть и невнятно, возвестить величие Твоей возлюбленной Матери. ...Отец Ее предопределил, пророки предрекли Духом Святым, а освящающая сила Духа нашествием Своим очистила, освятила и как бы заранее оросила.
...Восприняв начатки нашего естества из пречистых, непорочных и незапятнанных кровей Святой Девы (одно из многих указаний на учение св. Отцов об отсутствии у Девы Марии первородного греха! — св-к И.), Ты образовал Сам Себе плоть, оживленную душой мыслящей и разумной, Сам явился для плоти Ипостасью, так что стал совершенным человеком, не переставая быть совершенным Богом и единосущным Отцу Твоему, воспринявшим по неизреченному милосердию нашу немощь.
И Ты произошел от Нее — ...Бог и человек, вместе совершенный Бог и совершенный человек, весь Бог и весь человек, но одна сложная Ипостась из двух совершенных природ — Божества и человечества и в двух совершенных природах — Божестве и человечестве. (В другом месте св. Иоанн учит о том, что Господь по человечеству был единосущен Своей Матери, от Которой заимствовал Свою плоть. — св-к И.)
Не исключительно Бог и не просто человек, но Один Сын Божий и Бог воплотившийся, ...несущий в Себе Самом естественные свойства двух разносущных природ, по ипостаси соединенных неслитно и нераздельно: тварность и нетварность, смертность и бессмертие, видимость и невидимость, ограниченность и безграничность, волю Божественную и волю человеческую, ...две совершенные свободы, Божественную и человеческую, Божественные чудеса и человеческие страсти (я говорю о (страстях) естественных и безупречных). Ведь Ты, Владыка, по благоутробному милосердию Твоему воспринял всекго Адама, свободного до падения от греха: ...чтобы всему мне даровать спасение, ибо подлинно "не воспринятое не может быть исцелено". ...Итак, кто же явился местом делания этих безмерных благ, превышающих ум и восприятие? Не родившая ли Тебя Приснодева?
Видите ли вы, любезные
Богу отцы и братия, благодать сегодняшнего дня?
Видите ли, сколь высока и достойна почитания
Восхваляемая нами ныне?
Не приводят ли в трепет Ее тайны? Не исполнены ли
они чудного? Блаженны видящие их единственно
возможным и подобающим образом. Блаженны
стяжавшие духовные чувствования (т.е. от
непросвещенных Духом, неочищенных от похоти
мирской закрыто — св-к И.) ...Слово Божие,
соблаговолившее по милосердию Своему стать Ее
Сыном, служит всесвятой и божественной Матери
Своими владычними руками и принимает Ее
священную душу!". (Цит. по кн.: “Творения
преподобного Иоанна Дамаскина”, М., “Мартис”,
1997, с.262-264, выдел. св-к И.)
* * *
Св. Иоанн Дамаскин: “Предопределенная в предвечном и предузнающем совете Божием, представленная и предвозвещенная в различных образах и словах пророков Духом Святым, Она в предопределенное время произросла от корня Давидова, по обетованиям, бывшим Давиду. ...Она послужила к тому, чтобы... Сын Божий и Бог воплотился и вочеловечился от пречистых и непорочных Ее плоти и кровей, выплачивая (тем) праматерний долг”. (Цит. по кн.: Св. Иоанн Дамаскин “Точное изложение православной веры”, М., “Центр по изучению религий”, 1992, с.138-139)
* * *
Св. Иоанн Дамаскин: "Итак, ...не нужно говорить помыслами человеческими: как это возможно? Бог верен, а всяк человек лжив (Рим.3:4). Потому что скажи мне: откуда мы знаем, что Бог сотворил все? Как Отец родил Сына? Или как Дух Святой не рождается, но исходит? Или как Слово стало плотью (Иоан.1:14)? ...Ибо говорит Писание, что Он восприемлет семя Авраамово (Евр.2:16), и что от семени Давида по плоти (Римл.1:3), и сын Давидов, и сын Авраамов (Матф.1:1), потому что от Авраамова рода и семени Давидова была Дева и воспринятая от Нее Словом плоть, и потому что плоть была нашей природы, а не единосущной Отцу и не сошла с небес..." (Цит. по кн.: “Творения преподобного Иоанна Дамаскина”, М., “Мартис”, 1997, с.146,147).
Святые
Отцы и Афонские подвижники -
основатели православной
мариологии
Священник Илья: "Богоносные песнописцы и учителя Церкви, движимые Святым Духом, в веках запечатлели славу Божией Матери, составив лучезарное сокровище богородичных молитв и канонов, запечатлевших догматическое и сокровенное учение Православной Церкви о своей Царице и Покровительнице. Среди авторов богооткровенных наставлений о Пречистой Деве, переданных от апостолов и составленных по внушению Святого Духа, запечатленных в молитвах, службах, проповедях и т.п. — св. Иоанн Дамаскин (+780г.), св. Феофан Начертанный, митрополит Никейский (IХ век), св. Иаков Иерусалимский, свв. Константинопольские патриархи Анатолий (V век), Герман (VIII век) и Сергий, св. епископ Косьма Майюмский (+776г.), св. Георгий Никомидийский, св. архиепископ Андрей Критский и множество других.
О Непорочном*) начале, которое несет миру Святая Дева:
"Она исключена из числа грешных земнородных, как чистая и непорочная, и не только Сама чужда греху, но и грешников отводит от беззаконий, как и взывает к Ней Церковь: “радуйся, скверных изымающая дел”. (Акафист, икос 5)”.
“Ты обрела благодать у Бога, которую утратила Твоя праматерь Ева... Чрез Тебя Он, по Своему благосердию, призывает человечество к древнему блаженству”. (Благовещен. Мал. вечерня, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах.) (Цит. по кн.: Епископ Вениамин (Милов) “Чтения по литургическому богословию”, Брюссель, “Жизнь с Богом”, 1977, с.179, выдел. св-к И.).
“Именно Она всесвятая, Богосозданная и светоносная Скиния Бога Слова, имевшая внутри Себя Его, великого Архиерея, была прообразом Моисеевой скинии и первообразным ковчегом Христа”...
“Он оделся одеждой плоти, истканной из чистых кровей Пресвятой Девы... Божией Матерью человеческое существо присоединилось к нестерпимому огню Божества и в Ней как бы испекся сокровенный Хлеб Жизни. Она — вместилище соединения Бога с человеком, светлейшее золота... В Ее Лице явилось на земле как бы небо, светлейшее и большее высшего надземного неба. Чрез Нее отверзлось человечеству Небесное Царство и стала доступна людям жизнь в общении с ангелами. Верующих во Христа Она воззывает в рай, облекает в нетление благодатию и отверзает им врата Божией милости". (Еп. Вениамин, указ. соч., с.84-85,92, выдел. св-к И.)
“Бог возлюбил Тебя от века и изволил избрать Себе в жилище...” (Благовещен., Мал. вечерня, 1 стиховная стихира; утра, 1 хвалитная стихира. Еп.Вениамин, указ. соч., с.180).
“В зачатии воплощенного Бога Пресвятая Дева возвысилась над тленным материнским естеством, превзошла порядок его жизни. Она наглядно для всего мира явилась верхней ступенью Иаковлевой Лествицы, на которой утверждался Бог”. (Благовещен. утра, Канон, 1,2 и 3 тр., 9 п., 3 хвалитная стихира. Еп. Вениамин, указ. соч., с.182, выдел. св-к И.)
“У пророка Исаии встречаются также и другие именования Приснодевы Марии... Она называется огневидным престолом Бога Вседержителя, ...Запечатленной Книгой, тайны которой никто из смертных не разумеет... Пресвятая Дева в полном смысле этого слова есть благодатный дом и хранительница тайн несказанного духовного устроения...
Через Нее мы примирились с Богом и Ее молитвами спасаемся... Через Нее возблагословятся все земные колена и дастся спасение миру”. (Цит. по кн.: Еп. Вениамин, указ. соч., с.88,165,170, выдел. св-к И.)
* * *
О Непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии:
“Нельзя не благоговеть пред этим чудным зачатием и не видеть в нем необычайных и великих целей Божественного Промысла... Бог видимо хотел приготовить к вере в будущие, еще более чудные — зачатие и рождение единородного Сына Своего: “таинству — как поет св. Церковь — предтечет таинство”.
...Если пророк Иеремия и Предтеча Господень Иоанн были освящены Богом прежде рождения и исполнились Духа Святаго еще во чреве матери: то еще большее освящение, без сомнения, было усвоено чревоношению праведной Анны. Здесь приготовлялось не одно простое рождение, но вместе с тем и открытие тайны премудраго совета Божия, от века сокрытой и непроницаемой даже для самих Ангелов. Здесь устроялся нерукотворенный ковчег Божий, уготовлялось живое селение Всевышняго. Отсюда должна была изойти единственная и святейшая Дева, которой, по предречению Пророка (Ис.7:14), предопределялось сделаться Материю Бога Слова.
"Славнейшее таинство — поет св. Церковь — неведомое Ангелом, великое для человеков и от века сокрытое! Вот целомудренная Анна носит в утробе Богоотроковицу Марию, приготовляемую в селение для Царя всех веков и в обновление рода нашего”. (Цит. по кн.: “Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы”, М., изд. Русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря, изд. 8-е, 1904, репр. изд., с.40-42; выдел. св-к И.)
* * *
Св. Димитрий Ростовский: “Она есть священна благодатию нашедшаго на ню и осенившаго ю Святаго Духа... Она отлучена от земных грешных, ибо греха во всей жизни своей ни единаго же позна. Вси с Давидом глаголют: беззаконие мое аз знаю, и грех мой предомною есть выну. Та единая глаголет: без беззакония текох и исправих. Есть бо исправление человеков, не точию сама греха не сотворши, но и грешников от дел греховных отводящи...
Несумненно убо нарещися может градом святым Иерусалимом новым с небесе от Бога сходящим, и скиниею Божиею с человеки. Высока Божия Скиния, ибо паче серафим возвысися рождши Царя Христа. О высото неудовосходимая человеческими помыслами!
...на пречистых ея руках Бог седе яко на престоле: престол херувимский Девица. ...извествующым многим учителем церковным, яко во всей подсолнечной не ве, и не будет таковая девицы красныя, якоже бе Дева Богородица. ...Такову себе палату Царь небесный на земле предуготова, душею и телом красну, яко невесту, украшену мужу своему”. (Цит. по кн.: Димитрий Ростовский “Книги житий святых”, М., 2-е синодальное изд-е, 1762, лист лf, лист м, выдел. св-к И.)
Св. Димитрий Ростовский: "...Она высока, ибо дарована с неба, хотя родилась на земле от земнородных; — с неба, ибо, как говорят некоторые из богопросвещенных мужей, архангел Гавриил... принес с неба Ей преблагословенное имя...”. (Цит. по кн.: “Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св.Димитрия Ростовского, М., Синодальная Типография, 1903, репр. изд., с.180,18, выдел. св-к И.)
* * *
“...свидетельствует св. Георгий, архиепископ Никомидийский. “Ангелы, и премирные силы, — говорит он, — окружали Деву. Хотя они еще не ведали силу тайны, но как слуги, по Господню повелению, служили Ей. Их удивляло ношение Девою знаков вечной чистоты и неприближение к Ее плоти никакой греховной скверны”. (Св. Георгий, Архиепископ Никомидийский: “Слово на Введение Пресв. Богородицы”, в передаче Симеона Метафраста, цит. по кн.: Епископ Вениамин, указ.соч., с.173, выдел. св-к И)
* * *
Богооткровенное учение святых Отцов о державном, непостижимом величии Приснодевы, Царицы неба и земли:
Св. Григорий Неокесарийский: “Вся — чертог Духа; вся — град Бога живаго; вся — добра; вся — пред очами Божиими: ибо, восшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она приблизилась к Богу”.
“Св. Дионисий Ареопагит, через три года после его обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицем к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает эту встречу:
“Когда я введен был пред лице Богообразной, светлейшей Девы; — меня облистал извне и внутри столь Великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух — не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогало сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати!
Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по Милосердию и блаженный выше всякого понятия”. (Цит. по кн.: “Земная жизнь Пресвятой Богородицы”. Изд. Пантелеймонова монастыря, М., 1904, с.196).
* * *
"Св. Кирилл,
архиепископ Александрийский (V века),
обращается к Пресвятой Деве с следующими
словами:
“Благословляю Тебя, Богородице Марие,
досточтимое сокровище всего мира, неугасимый
светильник, венец девства, скипетр православия,
храм неразрушимый, Матерь и Дева.
...чрез Тебя Троица Святая почитается и прославляется; чрез Тебя крест честный чтится и покланяется во всей вселенной; чрез Тебя небо торжествует, Ангелы и Архангелы радуются, демоны расточаются; чрез Тебя падшая тварь возводится на небо; Тобою вся тварь, подвергшаяся идолослужению, приводится к познанию истины; Тобою святое крещение сообщается верующим; Тобою по всей вселенной утверждены церкви; Тобою язычники приводятся к покаянию.
Но что говорить многое? Тобою возсиял единородный Сын Божий — свет сидящим во тьме и сени смертной; Тобою апостолы проповедовали спасение язычникам; Тобою мертвые восстают, Тобою цари царствуют, силою Святыя Троицы. Но кто из людей мог бы по достоинству восхвалить прехвальную Марию?”
...Поистине, безчисленны места творений св. Отцев, прославляющия Пресвятую Богородицу. Слава Ея так велика, чиста и лучезарна, что и мы должны сказать Ей с благоговением то же, что сказал св. Иоанн Дамаскин: “хотя бы кто приписал Тебе безчисленное множество похвал, однако не восхвалил бы Тебя достойно".
...“Причастен ли кто Богопознанию? чрез Тебя, Всесвятая! — говорит св. Герман, патриарх Константинопольский, — спасается ли кто? чрез Тебя, Богородица! Избавляется ли кто от опасностей? чрез Тебя, Дева Матерь! Милует ли кто туне? чрез Тебя, Богоблагодатная!” (Цит. по кн.: “Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы”, указ. соч. с.198-201,213, выдел. св-к И.)
* * *
Епископ Симеон Солунский (ХVв.) так раскрывает значение литургического возгласа: “Изрядно о Пресвятей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии..." ...после священнодействия воспоминаются все, так как получили этою жертвою спасение, ...а особенно (изрядно) воспоминается всесвятая и единая Богородица, ибо как тогда, так и теперь Она есть спасение всего мира, и мы все воспеваем Ее, надеясь спастись через Нее”. (Цит. по кн.: Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин “Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии...”, изд. И.Л. Тузова, СПб., 1899, 16-е изд., т.1; репр. изд.: Русский Духовный Центр, М., 1992, с.209, выдел. св-к И.)
* * *
"Исключительное и неповторимое ни в ком другом из тварных созданий величие Божией Матери является подобием величия Ее Сына...
Ср. также и св. Прокла Константинопольского: "В мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицею Марией. Человек! Обойди умом твоим все творения и смотри, может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу?.. Исчисли все чудесное и дивись превосходству Девы. Кого вся тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла в чертог Свой" (PG 65,175-181).
...Воплощение Христа создает реальность нового человечества, Церкви (Тела Его), которая есть Эдем, новый рай с "древом жизни". И все это осуществляется через Богородицу и в Богородице. Как же после этого не исповедать ее "сокровищницей Жизни" и "бездной Благодати" (Усп.II,2), как не сказать, что "величие Ее — необъятное море" (св. Герман Константинопольский, PG 98,293).
* * *
...О чистоте и святости Пресвятой Богородицы вдохновенно пишет преп. Симеон Новый Богослов — он называет Деву Марию Невестою Сына Божия, непорочной по отношению к людям и святой, хотя при этом Она остается человеком по отношению к Богу:
"Дочь его (Давида), пренепорочную, пречистую и чистую Деву, Он привел как Невесту. Пречистой же я называю Ее, и пренепорочной по отношению к нам и тогдашним людям, сравнивая Ее с ними и с нами, Ее рабами, что же касается до Ее Жениха и Его Отца, то человеком, но святой и пресвятой и выше всех людей всех поколений чистейшей и непорочной (т.е. не имеющей первородного греха — св-к И.)" (Ethis 1,9,42-51; SC 122,248) (Русский перевод по изданию: Архиепископ Василий (Кривошеин) "Преп. Симеон Новый Богослов", Париж, 1980, с.280, выдел. св-к И.)
*) Из словаря: “Непорочный — в ком нет пороков, духовных свойств, качеств. В высшей степени чистый, пречистый, доблестный. ...Непорочность — свойство, состояние...” (Цит. по кн.: В.И. Даль “Толковый словарь живаго великорусскаго языка”, СПб, 1881, с.528)
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная, 1999г. (с 1980 по 1991 гг. — Самиздат, с 1991 по 1993 гг. — Богородичный центр). Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное
общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд
"Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая
Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община
Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было
переименовано и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями
законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная
организация Православная Церковь Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)