ДомойЧудотворная икона "Державная"

 

 

 

Непорочное начало Вечнодевы
в основании Руси

"Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Ефес.5:1-2).

 

1. Чудотворящая земля — символ Марии.

2. Святая Русь: дом Богородицы.

3. Святая Дева — ковчег завета Бога с человеком.

 

Чудотворящая земля -
символ Марии

Священник Илья: "Богородичный удел, светоносная, чудотворящая земля — обетование отцов, удел странничающего народа Божьего, прозреваемый живой верой. Преображенный мир, реально открывающийся чистому сердцу, хранимый Покровом Державной Богородицы (см. “Сказание о Китеж-граде”). Именно святая земля помогла Жене Облеченной в Солнце, родившей Младенца, бежать от красного дракона (Откр.12:5,16)...

Как часто русские эмигранты увозили с собой комочек земли, заповедуя детям своим хранить ее как святыню. Поныне щепотку святой земли зашивают и носят в ладанке, хранят в святом углу, обязательно высыпают на могилу ближнего. От нее нередки исцеления, с нею сохраняется мистическая связь: подсознательно люди чают упокоиться в той земле, где определено им Свыше.

Таинственна связь святорусской земли и человеческой души, — в глубине как бы сокрыт чудесный богородичный родник святой воды... И стоит его только расчистить, разбросать камни и грязь, как пробьется чудотворящим потоком, и расцветет дивный сад!..".

 

Церковный историк и богослов иеромонах Иоанн (Кологривов):
“Русский народ зовет землю “Святой Матерью” или просто “Святой”. Но чаще всего “Матерью Сырой Землей”. Само по себе, это наименование матери, даваемое земле, не содержит в себе ничего языческого. Подобные примеры можно найти и в святоотеческой литературе (у св. Григория Богослова, у св. Иоанна Златоуста)...

Славянская мифология в своем развитии никогда не дошла до ясно очерченного антропоморфизма. Однако земля, уже в христианское время, выступает в народных изречениях и в “духовных стихах” в виде человеческого существа. ...Источники этих поэтических произведений находятся в житиях святых или в греческих апокрифах, реже — в Библии.

...В них “многое, несомненно, принадлежит исконному славянскому фольклору, хотя христианский и церковный характер этой поэзии несомненен. ..."Духовный стих” представляет собой остаток древней, московской, до-петровской культуры, уцелевшей в эпоху европеизации России” (Г.Федотов “Мать - земля”, в журн. "Путь”, N46, 1935).

Итак, эти “духовные стихи” изображают землю не безжизненным телом, а живым организмом, на подобие человеческого. Покрывающие ее камни — ее тело; корни — кости; деревья и кусты — жилы; трава — волосы. Она... “держится Словом Божиим”. ...Материнское начало земли присуще всему мирозданию, охватывающему все области бытия. Благодаря ему человек оказывается не чуждым природе, миру растений и миру животных. Единый принцип оживляет и объединяет всех. ...Иными словами, между землей и человеком “та же неразрывная связь, что и между организмом матери и сына.

...Если называть софийной всякую форму христианской религиозности (sic!), которая связывает неразрывно божественный и природный мир, то русская народная религиозность должна быть названа софийной”. (Г.Федотов, "Путь”, N46, 1935)...

Земля — сострадательная мать; она любит своих детей, плачет над их судьбой, когда над ними разражаются тяжелые бедствия. ...Для человека земля — неисчерпаемый источник силы и здоровья. Одно прикосновение к ней дает человеку новые силы. Падая на мать землю, русские богатыри набирались новых сил. ...Так-как земля свята, человек может ее оскорбить, осквернить, причинить ей боль, как живому существу.

...В древнем русском народном представлении существует таинственная связь между землей и больной совестью человека, его преступлениями, грехами и даже затаенными мыслями. ...Всем этим — пишет Г.П. Федотов — “народ свидетельствует о своем особом почитании божественно-материнского начала... В кругу небесных сил — Богородица, в кругу природного мира — земля, в родовой социальной жизни — мать являются, на разных ступенях космической божественной иерархии, носителями одного материнского начала. Их близость не означает еще их тождественности”. Как мы уже говорили, народная традиция никогда “не доходит до отождествления Богородицы с Матерью Землей и с кровной матерью человека. Но она недвусмысленно указывает на их сродство: “Первая мать — Пресвятая Богородица; вторая мать — сыра земля; третья мать — кая скорбь приняла”.

По-видимому, можно сказать, что эта мистика земли глубоко повлияла на русское почитание Божией Матери. И не только в том смысле, что Пресвятая Дева рассматривается русским благочестием прежде всего и больше всего как мать, благословенная Богородица, Матерь Воплощенного Слова и Матерь людей, тогда как другие черты Ее славы (чистота, девственность) отходят на второй план.

Более того: вся русская духовность носит богородичный характер; культ Божией Матери имеет в ней настолько центральное значение, что глядя со стороны, русское христианство можно принять за религию не Христа, а Марии.

Во всяком случае, рассматривая жития русских святых и разыскивая в них их высшие моменты, те, которые говорят о их мистическом опыте соединения с Богом, мы придем к установлению весьма изумительных обстоятельств: прежде всего, в житиях содержится очень немного указаний о таких переживаниях, а когда они есть, в центре мистического опыта оказывается обычно не Христос, а Его Матерь. Эта "богородичная мистика" особенно ярко проявляется в жизни великих русских национальных святых: преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. (Цит. по кн.: Иеромонах Иоанн (Кологривов) “Очерки по Истории Русской Святости”, Editrice “ISTINA”, Siracusa, Italia, 1991, с.145-150, выдел. св-к И.)

 

Святая Русь: дом Богородицы

Священник Илья: "По свидетельствам тех, кто приблизился к образу Руси изначальной, ее воздухи исполнены ангельскими ароматами святой чистоты, жертвенного подвига, светлого девства, всевмещающего милосердия и кроткой необоримой силы, — пронизанны живым дыханием Божией Матери. Тайна святорусской земли в непрекращающемся присутствии Державной Вечнодевы, Жены Облеченной в Солнце..."

Посвящение Руси Пресвятой Богородице равноапостольным Князем Владимиром:

“Похвалим же и мы, по силе нашей,/ ...Великого государя нашей земли Владимира./ ...Ты же с бабкою своею Ольгой,/ Принеся Крест из нового Иерусалима,/ Константина града,/ По всей земле его поставив,/ Утвердил веру..." (Цит. по кн.: Митр. Иларион "Слово о Законе и Благодати", М., 1994г., с.73,91).

"...Дом Божий великий Его святой Премудрости создал/ На святость и освящение граду твоему.../ Ты предал людей своих и город/ Святой, Всеславной, Скорой в помощи/ Христианам/ Святой Богородице./ Ей же и церковь на великих вратах возвел/ Во имя первого Господня праздника — / Святого Благовещения./ Пусть целование, что дарит архангел Деве,/ Будет граду тому:/ ..."Радуйся, благоверный град, Господь с тобою!" (указ.соч., с.93-95)

...Лепо Благодати и Истине на новых людей/ Воссиять!/ ...Новое учение — новые мехи, новые языки,/ И соблюдены будут — оно и они./ ...Ибо вера благодатная/ По всей земле простерлась,/ И до нашего народа русского дошла...” (указ. соч., с.61)

"И явится Слава Господня,/ И всякая плоть узрит/ Спасение Бога нашего.../ Все люди, племена и народы/ Ему послужат.../ От Востока и до Запада/ Хвалите имя Господне./ Высок над всеми народами Господь,/ Над небесами Слава Его"./ "По имени Твоему, Боже,/ И хвала Твоя до конца земли". (указ. соч., с.69,71)

*   *   *

Мария - увенчанная Царица неба и земли“После Крещения Руси на воротах, ведущих в столицу Русского государства, была поставлена деревянная церковь Благовещения Архангела Гавриила... Ко времени крещения Вел. Княгини Ольги в Киеве уже стояла деревянная церковь пророка Илии. Первый храм, воздвигнутый Княгиней Ольгой — св. Николая (над могилой св. князя Аскольда, в крещении Николая, премилосердного правителя, принявшего мученический венец. Равноапостольный Николай-Аскольд ныне простирает могущественный покров над всеми верными. Благословенно молиться к нему, к собору всех святых, от века в земле российской просиявших. — ред.). Спустя 20 лет по ее успении Вел. Князь Владимир после нескольких чудесных знамений обратился в веру и принял крещение.

(Св. Николай-Аскольд — ред.) — ...образ святого Царя, ...увенчавшийся короной Славы в Государе Императоре Николае II, короновавшем Пречистую Деву на Престол России. Главным собором Киева (затем и всех городов Киевской Руси) был воздвигнут первый каменный храм на Руси (посвященный Божией Матери и сохранившийся до наших дней — ред.) — Софии Премудрости Божией, соединяющей всех в единый Собор — "И явится Слава Господня, и всякая плоть узрит спасение Бога нашего..."

Государь Николай II, земной глава российской Церкви и Главнокомандующий Армией, короновал Пречистую на Престол, приняв мученическую смерть, открыв двери в Новое тысячелетие — и на полях чести родилась Белая Армия, а в Соловках — Церковь-исповедница, Истинно Православная Церковь, увенчавшая народ-богоносец”. (Цит. по кн.: “Белый Свет России”, сост. о.Илья (Попов). М., “Новая Святая Русь”, 1996, с.245-246)

*   *   *

“Русь Святая — страна народа Божьего, "первенцев Богу". ("Израиль — ум, зрящий Бога", — Варсануфий Великий.) ...Через Непорочное Сердце Марии на Русь изливались слезы Ее любви; в Ней и через Нее открывался Господь, созерцалась Святая Троица. Известна икона, подобная образу "Знамение" — вместо Богомладенца в Непорочном Сердце Пречистой Девы запечатлен образ рублевской Троицы (выдел. св-к И.). В Духе зарождалось преображенное, новое государство — теократия святых, власть божественной Любви на земле, дом Божией Матери, Ее удел. Город-храм святоиерусалимский встал над Русью, отражаясь в ее реках, озерах и сердцах сокровенным Китеж-градом...

(Цит. по кн.: "Голубиная книга". Русские народные духовные стихи ХI-ХIХ веков. М., 1991г. и Г.Федотов "Стихи духовные". Русская народная вера по духовным стихам, М., 1991г.):

Исповедание святорусской Богородичной веры:

"А я верую веру Самому Христу, Царю Небесному,/ Его Матери Пресвятой Богородице,/ Святой Троице неразделимой..."

"Вы поверуйте в Матерь Божию Богородицу,/ И во Троицу неразделимую!.."

"Явленная явилась Сама/ Мать Пресвятая Богородица,/ Святая Троица неразделимая..."

"Вот вам Царство Небесное,/ От Самого Бога Саваофа,/ От Самой Матери Пресвятой..."

"К Святой Троице, Богородице..."

"Принял он, Владимир-князь, веру крещеную,/ Пресвятую Мать Богородицу..."

"О Свет Пресвятая Богородица, Святая София Премудрая — нам сотворила/ И небо, и землю, и солнце, и месяц, и частые звезды..."

"Воплотив Свят Дух/ Во сыру землю,/ Во всю поселенную..."

"Основана земля Святым Духом,/ А содержана Словом Божиим..."

"Перевозил Алексея Сам Дух Святой,/ Мать Пресвятая Богородица..."

"Не моя ж тут воля — Самого Бога,/ Пресвятой Девы Богородицы..."

"Речет им Небесный Царь,/ Пресвятая Богородица..."

"За то же мы Господа прогневали,/ Владычицу Пресвятую Богородицу,/ Пресвятую Троицу присносущую, поклоняемую..."

 

Царь — Помазанник и вестник Пречистой Девы, соединяющий Небо и землю:

"У нас Белый царь — над царями царь,/ Почему ж Белый царь над царями царь?/ И он и держит веру крещеную,/ Веру крещеную, богомольную,/ Стоит за веру христианскую,/ За дом Пречистой Богородицы, — / Потому Белый царь над царями царь./ Святая Русь-земля всем землям мати:/ На ней стоят церкви апостольские;/ Они молятся Богу Распятому,/ Самому Христу, Царю Небесному, — / Потому свято-Русь-земля всем землям мати..."

 

Сочетание Руси земной и горней, откровение Новой земли и Нового неба:

"Прекрасное солнце/ В раю осветило/ Свято-русскую землю..."

"У нас белый свет взят от Господа..."

"Начался бел свет от Свята Духа,/ Самого Христа, Царя Небесного..."

"У нас белый вольный свет зачался/ От Суда Божия,/ Солнце красное от лица Божия,/ Самого Христа, Царя Небесного;/ Млад-светел месяц от груди Его,/ Звезды частые — от риз Божиих,/ Ночи темные от волос Его,/ Зори утренни от очей Господних,/ Ветры буйные от Свята Духа,/ Дробен дождик от слез Христа,/ Самого Христа, Царя Небесного./ У нас ум-разум Самого Христа,/ Наши помыслы от облак небесных..."

"От Свята Духа звоны зазвонились..."

 

Пречистая Дева — Первосвященница и Ковчег Завета:

"Океан-море всем морям мати:/ ...Посреди моря океанского/ Выходила церковь соборная,/ Соборная, богомольная./ ...На церкви главы мраморные,/ На главах кресты золотые./ Из той из церкви из соборной,/ Из соборной, из богомольной,/ Выходила Царица Небесная..."

 

Усыновление Пречистой Госпоже:

"Мать моя — Матушка Мария,/ Пречистая Дева, Пресвятая..."

"Свет Мати Мария,/ Пресвятая Богородица..."

"Солнце красное..."

"Пречистая Голубица..."

"Скорая Помощница,/ Теплая Заступница,/ Заступи, спаси и помилуй..."

 

Распределительница благодатных милостей и даров, Мать всего живого:

"Первая Мать — Пресвятая Богородица,/ Вторая мать — сыра земля,/ Третья мать — кая скорбь приняля./ Если Пресвятая Богородица/ Помощи Своей не подаст,/ Не может ничто на земле вживе родиться:/ И ни скот, и ни птица,/ Ни человекам быть./ Если да Святая Богородица да помощи воздаст,/ Может всякая тварь на земле вживе родиться:/ Скот, и птица, и человекам бысть..."

 

Непорочно зачатая Одигитрия-Путеводительница:

"Дева Мати Пречистая/ С небес взята, Пресветлая./ В темной ночи Звезда просветила,/ Дала всем верным помощи/ От роду Адамова./ ...Девица, всем Царица,/ Христа, Сына Божия, породила/ В иудейской земле, во вертеп-горе./ Пошли волхвы Христа искать/ По Звезде, волхвы, по честной;/ Звезда идет, и волхвы идут./ ...Наложил Господь на них златы венцы./ Пошли волхвы, радуются..."

 

Святая Русь — Палестина, Иерусалим и Голгофа:

"Посылает Ирод-царь посланников/ По всей земле святорусской..."

"По горам, по горам по Сионским,/ По горам, по крутым горам,/ По чисту полю,/ По Святой Руси/ Плакала-ходила Святая Дева./ При ней были три мироносицы жены.../ Ударилась о землю, едва бысть жива./ "Увы, мать, сыра земля, возьми Меня к себе..."

"Когда жиды Христа распинали,/ Тогда плакала Мать Божия Богородица,/ Роняла слезы на сырую землю;/ И от того вырастала трава плакунная..."

 

Матерь Скорбящая:

"Во городе, во Руссе, стоит церковь/ Соборная,/ Что соборная, богомольная./ Во той церкви Христос Бог распят:/ По рукам, по ногам гвозди пробиты,/ Святая Кровь да вся пролита,/ Что святая Кровь, безгрешная./ Стоит Мати, жалко плачет,/ Прилетали к Ней да два ангела,/ Два архангела:/ "О чем, Мати, жалко плачешь?"/ "Уж вы, ангелы, вы архангелы!/ Уж как же Мне не плакати,/ Мое Дитятко распят лежит,/ По рукам, по ногам гвозди пробиты,/ Святая Кровь да вся пролита!.."

"...Расплачется Мать Божия Мария:/ "Прелюбезный Мой Сын, Царь Небесный!/ Безвинную муку принимаешь,/ За мир Кровь святую проливаешь!"/ "Не плачь, не рыдай, Мать Божия Мария!/ Эта Моя мука-смерть — жизнь вечная./ Бог верным дарует на спасение..."

"Не плачь, не плачь Своей красы,/ Не слези Своих ясных очей!.."

"Уж как услышала Матушка Мария,/ — Горючими слезами обливалась,/ Его святой одеженькой утиралась,/ Молилась Богу предвечному./ Свое горе Ему выкладывала,/ Милости великой Его вопрошала,/ Того ли Воскресения тридневного./ Уж как воскрес наш Царь-Христос,/ — Природушка взликовалась,/ Жиды-пилаты в страхе разбежались,/ Мертвые тела воскресались./ Уж как увидела Матушка Мария/ Богородица/ Своего Спаса Сына тридневного/ Телом, плотью воскресеного,/ Отцем Богом прославленного,/ Сыном Единородным нареченного,/ — Возликовала Она, Матушка, со архангелами,/ Со всеми со апостолами,/ Со всеми со святыми со девами./ Возносили они песнь Христу/ Воскресенному..."

 

Посвящение Марии:

"Сходила Царица Небесная со кругов небесных,/ Становилась Царица Небесная у ворот сиротских,/ Говорила Царица Небесная с сиротами, со/ Вдовицами,/ С благочестивыми девицами, со юницами:/ "Никуда вы не ходите, — ни в пир, и ни /В беседушку,/ Ни в мирскую суету, на гуторенье./ Сошью Я вам ризы белые со ангелами,/ Если мало вам того, сошью венцы златые/ С херувимами, серафимами, со властями,/ Если мало вам того, Я сойду к вам Сама,/ Буду с вами лик ликовать, во век царствовать".

 

О фарисеях:

"...Правда пошла на небеса/ К Самому Христу, Царю Небесному;/ А Кривда пошла у нас вся по всей земле,/ По всей земле по свет-русской,/ По всему народу христианскому./ От Кривды земля восколебалась,/ От того народ весь возмущается;/ От Кривды стал народ неправильный,/ Неправильный стал, злопамятный:/ Они друг друга обмануть хотят,/ Друг друга поесть хотят./ От того стали суды неправые.../ Кто не будет Кривдой жить,/ Тот причастный ко Господу,/ Та душа и наследует/ Себе Царство Небесное".

"Аще который человек много постится,/ Да зло помнит, —/ Да не есть ему спасения будет..."

"Матерно не бранитесь;/ Мать Пресвятая Богородица/ На престоле вострепенулась,/ Уста кровью запекаются./ ...Месяц и звезды потухают,/ ...От матерного слова все пропали".

 

Видение Вел. Князю Дмитрию Донскому:

"...А видит он чистое поле,/ То ли чисто поле Куликово./ Изустлано поле мертвыми телами,/ Христианами да татарами:/ Христиане-то как свечки теплятся,/ А татары-то как смола черна./ По тому ль полю Куликову/ Ходит Сама Мать Пресвятая Богородица,/ А за Ней апостолы Господни,/ Архангелы-ангелы святые/ Со светлыми со свечами,/ Отпевают они мощи православных./ Кадит на них Сама Мать Пресвятая/ Богородица,/ И венцы с небес на них сходят./ ...А на память дивного видения/ Установил он Дмитровскую субботу".

 

Молитва горнего Иерусалима:

"А над Девою Святой розы расцвели,/ Розы расцвели, цветики лазоревые,/ На тех на цветочках сидят птицы райские,/ Поют стихи херувимские..." (там же, с.246-251)

 

Святая Дева - ковчег завета
Бога с человеком

Патролог прелат Альберт Раух, глубоко изучивший труды св. Кирилла Александрийского, глава института восточных церквей (гор.Регенсбург) о Божией Матери и России:
Мария - Небесное зерцало“Полемизируя с ересиархом Несторием, святой Кирилл Александрийский сделал... (святое имя — св-к И.) “Богородица” опознавательным знаком православия. Он не сделал таким опознавательным признаком ни имя Иисуса Христа, ни понятие Святого Духа, ни представление о Боге-Отце, но именно правильное, правое, правоверное понимание Богородицы. Для нас, говорит святой Кирилл, оселком, на котором устанавливается правоверие христианина, является, исповедует ли он Деву Марию Матерью Божией. Если Мария признается Богородицей, то это свидетельствует, что христианин правильно судит и о всем домостроительстве спасения и искупления человечества.

По мнению Кирилла Александрийского, в понятии “Богородица” лучше всего выражается единство между творением, искуплением и окончательным освящением, это единство между Христом Богом и Человеком, это единство между Христом и искупленными Им христианами. Ибо именно Дева Мария есть средоточие связи между Богом и человеком. Когда Она признается как Богородица, этим одновременно признается и весь Божественный замысел спасения твари...

Дева Мария — это служительница Единства, а Русь — это вертоград, сад или дом Приснодевы. ...хотя сейчас Россия переживает время хаоса и тяжких испытаний, сия Матерь Единения, как о Ней судил святой Кирилл Александрийский, многое соединит в Себе: и Мать-Церковь, и надежду, и утешение (живой, духоносной веры — св-к И.). ...Она не оставит страну и народ Своего удела”. (Цит. по статье: профессор Евг. Верещагин “Прелат Альберт Раух...”, М., газ. “Сегодня”, N20, от 28.05.1993, с.11, выдел. св-к И.)

*   *   *

Из жития преп. Парфения Киевского (ХIХв.):
"По мере подвигов своих, возрастал и преуспевал он и в совершенстве духовном и удостаивался по временам необычайных благодатных осенений. Так однажды, во время совершения Божественной литургии..., он был в восхищении и удостоился некоего чудного и неизреченного озарения свыше, в коем открылось ему в яснейшем свете таинство спасения нашего.

(Старец Парфений учил:) "...Я на Богоматерь тако надеюсь, яко на гору каменную: понеже я Богом о Ней тако уверен, что от Адама до скончания века не будет тех людей, лишенных наслаждения вечной славы, кои по Богу на Нее уповали и надеялись частым своим воплем и докучанием к Ней, хотя бы и мне из них кто подобен был грешник и беззаконник. Ей вся предана от Сына Ее, Она же милосердна и человеколюбива, и незлобива. Ее ради и меня прелюбезный мой Иисус Христос примет в Свои обители вечные за излиянную Свою Кровь..."

*   *   *

Он питал особенную, чрезвычайную, самую умилительную и, можно сказать, нежную, детскую любовь и преданность к Пресвятой Матери Божией и не находил довольно слов, чтобы выразить и Ее любовь к людям, и свою к Ней. То же внушал он и всем просившим у него наставлений, особенно ученикам своим — монахам. Миро излиянное было для него имя Ее. "Иисусе и Марие, Вы бо радосте моя!" — повторял он часто во святом упоении благодатной любви к сладчайшему Спасителю и преблагословенной Матери Его.

К чтению псалтыри он прибавлял между всеми кафизмами и славами архангельское приветствие Богородице и от полноты души составлял молитвенные к Ней воззвания, исполненные любви и упования...

Не раз сподоблялся он блаженного видения Преблагословенной Девы... По принятии схимы, несколько лет провел он в тесной келейке, очень похожей на пещеру, единственное окно которой заградил иконою Пресвятой Богородицы, озаренной сиянием неугасаемой лампады.

"На что мне свет чувственный, — говорил он, — Она, Пречистая, свет очей и души моей". (Цит. по кн.: "Преподобный Парфений Киево-Печерский", изд. им. святителя Игнатия Ставропольского, М., 1996, с.13,18-20, выдел. св-к И.)

 


Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная  18+

(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная, 1999г. (с 1980 по 1991 гг. — Самиздат, с 1991 по 1993 гг. — Богородичный центр). Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действует по настоящее время как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002
г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)