Богословы
старообрядческой церкви
о догмате Непорочного зачатия
"И оправдана премудрость чадами ее" (Матф.11:19).
1. Учение о Непорочном Зачатии в Русской Православной Церкви.
2. Священномученик Никита о Пресвятой Деве.
Учение о Непорочном Зачатии
в Русской Православной Церкви
Писатель и публицист ("начетчик") древлеправославной Церкви Ф.Е. Мельников (ХХ в.):
“О Пресвятой Богородице господствующая церковь содержит также совершенно различные верования. Современные ее миссионеры и богословы отвергают непорочное зачатие Богородицы. Протоиерей А.Лебедев написал большое сочинение “О непорочном зачатии”, в котором доказывает, что это учение есть латинский еретический догмат. ...А, между тем, этого учения держались виднейшие архипастыри новорусской церкви. Оно вошло в каноническую ее книгу, принято соборне и до сих дор остается неизменным догматом церкви. (Выдел. — св-к И.)
“В XVII в., — говорит прот. Лебедев, — некоторые из западно-русских ученых, как-то: св. Дмитрий Ростовский, Лазарь Баранович, Иоанникий Галятовский и Антоний Радивиловский держались учения о непорочном зачатии и открыто проповедывали его, на каковой случай о.Гагарин указывает, как на свидетельство всеобщаго верования русской церкви в латинский догмат.
Но этот случай с очевидностью эасвидетельствовал, что это учение было заимствовано от латинян под влиянием особенных обстоятельств южно-русской церкви, и в особенности киевской академии того времени, — и что церкви великорусская и греческая, не имевшие непосредственного соприкосновения с латинскою, оставались чистыми, как от этого, так и от подобных латинских новоучений (еще одна ложь! у католиков, помимо инквизиции, было заимствована, напр., юридическая доктрина искупления Ансельма Кентерберийского — св-к И.). Поэтому пока учеиие о непорочном зачатии держалось в пределах южно-русской церкви, оно оставалось, как частное мнение некоторых, незамеченным, но, как скоро вошло в столкновение с строгим православием великорусской церкви, оно было замечено и отвергнуто, как латинское заблуждение, вместе с другими подобными” (в книге прот. А.Лебедева “О непорочном зачатии”, с.103-104).
"Протоиерей Лебедев говорит неправду, что учение о непорочном зачатии Пресв. Богородицы было “частным мнением” и имело место только в южно-русской церкви. Мы имеем непререкаемое свидетельство, что это учение принято всей русской никоновской церковью и утверждено собором 1666-1667 гг., на котором принимали участие и восточные патриархи (выдел. — св-к И.).
В книге “Жезл”, “сооруженной” этим собором, говорится: “Жених небесный к невесте своей в Песни песней глаголет сице: Вся красна еси ближняя моя, и несть порока в тебе. Сказателие же Божественнаго Писания в первых причитывают сие Пречистей Богородице. Того ради и в солнце облеченною невестою, юже Иоанн святый виде во апокалипсии, во главе 12, образована быти глаголется той же Ея чистоте и святости нецыи присмотряющееся, не усумневаются глаголати: яко ниже прародительному греху надлежаще, имже и православная церковь видится согласовати, поюща, в день Рождества Ея пресвятого сице: Поем святое Твое Рождество, чтим и непорочное зачатие Твое, Невесто богозванная” (“Жезл”, часть I, лис. 40 и об., изд. 1908г. Здесь и далее курсив в тексте дан разрядкой).
...Но ведь определения собора, утвердившаго “Жезл”..., не отменены и признаются и современной церковью истинными. ...Один из более видных современных богословов господствующей церкви, протоиерей-профессор П.Я. Светлов, делает попытку защитить “латинский догмат о непорочном зачатии Пресв. Девы”.
(В действительности — это святоотеческое учение, запечатленное, напр., в литургическом Предании православной Церкви, являющимся одним из источников ее догматического учения, обязательного для всех верных! — св-к И.)
"Этот догмат, — говорит о.Светлов, — несомненно имеет право на свое место... Однако различие это преувеличено полемикою, если в нем видят наряду с другими основание к разобщению церквей: общению церквей западной и восточной не мешало существование на Западе этого учения с IX века...
Учение о непорочном зачатии... имело целью служить возвеличению Богоматери, как милосердной предстательницы за людей и санкционировало благоговейное почитание Божией Матери среди западных христиан. Таким образом оно вытекало из хорошаго источника... Католики могут спросить, каким непререкаемым церковным авторитетом или на каком вселенском соборе их учение осуждено, как ересь?” (Прот.Светлов: “Христианское вероучение в апологетическом изложении”, т. I, с.89 и след., изд. 1910г., цит. в ж. “Вера и Жизнь”, 1911г., N3, с.61).
Справедливость требует дополнить, что собор 1667г., “соорудивший” книгу “Жезл”, утвердил и другую богословско-символическую книгу “Скрижаль” и повелел иметь ее “в велицей чести ради многих богословских разумов и таин церковных, яже имать и содержит в себе” (Деяния собора 1666-1667 гг., гл.25, лис.16). В числе “многих богословных раэумов” “Скрижали” содержится и такое хульное “таинство” о Пресвятой Богородице, прославляемой “честнейшую херувим”: “Убо не роди Дева с растлением, но Святому Духу пришедшу на Ню и очистившу словом архангела Гавриила: зане скверна прародительна бяше в Ней (“Скрижаль”, с.651).
По одной соборной книге, господствующая церковь признает Пресвятую Богородицу непричастной прародительному греху; по другой, тоже соборной книге, объявляет ее имевшей “прародительную скверну”. Удивительное богословие". (Цит. по кн.: Ф.Е. Мельников “Блуждающее богословие”. Обзор вероучения господствующей церкви, выпуск первый, М., 1911г., тип. П.П. Рябушинского, с.43-47)
* * *
Священник А.Волконский: "Собор Русской Православной Церкви 1666-1667 гг., собранный царем Алексеем Михайловичем против патриарха Никона и ревнителей древлего благочестия, дважды одобрил православное учение о Непорочном зачатии Девы Марии, изложенное в книге Симеона Полоцкого “Жезл правления” (1667г.). Повторно — вместе с прибывшими на собор патриархами александрийским и антиохийским:
“...Той же Ея чистоте и святости нецыи присмотрящеся, не усумневаются глаголати: яко ниже прародительному греху подлежаще: имже и Православная Церковь видится согласовати, поющи в день рождества Ея сице: “поем святое Твое рождество, чтим и непорочное зачатие Твое, невесто богозванная”, песнь 6. И в день Введения Ея в церковь Господню... “прежде зачатия освятися Богови, и рождьшися на земли, дар принесеся Ему...”. (Цит. по кн.: Свящ. кн. А.Волконский, “Католичество и священное Предание Востока”, Париж, 1933г., с.427)
Священномученик
Никита
о Пресвятой Деве
Согласно сохранившимся свидетельствам, в 1196 г. во Владимире на Клязьме заложена “церковь зачатия Святой Богородицы” (Татищев, т.III, с.319). Известны храмы и обители, посвященные празднику славного зачатия Пречистой Девы (напр., в Смоленске).
Богослов и исповедник древлеправославной церкви священник суздальского собора Рождества Богородицы Никита Константинович Добрынин (прозванный врагами старообрядчества Пустосвятом, принявший мученическую смерть в 1682г.), ссылаясь на святых Отцов, в челобитной царю Алексею Михайловичу неколебимо-твердо отстаивал учение о Непорочном зачатии Всесвятой Девы, видя в искажении догмата о Непорочности Марии (как и в других нововведениях) действие антихристова духа:
Священномученик Никита (Добрынин): “...а пренепорочная Владычица наша Пресвятая Богородица... прародительной скверны не имела: еще бо ей во чреве сущи матерни освященне и Богу в жилище преуготованне... и по сим, великий Государь, свидетельствам и младенцам разумно есть, что Пресвятая Дева прародительныя скверны не имела... Как бы нам не прогневать Богородицы”... заключает он свои рассуждения.
Его челобитная напечатана в IVт. “Материалы для истории раскола”; о Непорочном зачатии — с.39 и след. Приведенная цитата помещена также в книге Каптерева “Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович”, том II, с.42. Том этот был запрещен (обер-прокурором Синода — св-к И.) Победоносцевым. Так скрывалась истина от несчастного русского народа даже в ХIХ-ом веке”. (Цит. по кн.: Свящ. кн. А.Волконский, “Католичество и священное Предание Востока”, Париж, 1933г., с.426)
* * *
Из письма исповедника священника Никиты Добрынина (Пустосвята), принесшего жертву за верность догматам православия. Опубл. в книге И.Н. Субботин. “Историко- и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей”, т.4, ч.1, изд-во “Братство св.Петра Митрополита”, М., 1878 г.:
“...повелением Никона, бывшего патриарха, напечатана в царствующем твоем граде Москва новая книга, и имя ей наречено Скрижали, и та, государь, книга апостольским правилом, и святых отец вселенских соборов и девяти поместных, и всех богословцев Божественному писанию не согласуется, а окрадено в ней..., и промеж Божественного писания многие в ней напечатаны еретические и богохульные слова, и разослана та книга по церквям Божиим во вся грады и монастыри благочестивыя твоея державы, и ныне, государь, от тое книги в церквах Божиих, и во всей христоименитой вере раскол и смятение; такоже, государь, и во всех никоновых новопечатных книгах, в священнотайных службах... и в прочих чинах велие развращение и благочестию нарушение. А о том к нам... Иоанн Златоустый пишет (Мар. л.199; Кор. л.145): Священника бо дело еже обличити, а молчание вражда Богу и человеком...
И я, богомолец твой, видя в той новой книге древних еретиков богохульные и отметные слова, ...убояхся суда Божия, дерзнул к тебе, великому государю, христианского благочестия строителю (роковое заблуждение: лишь истинной церкви, святым учителям и старцам дана власть мистического созидания церкви, а не земным правителям — св-к И.), ...о сем ведомо учинити...
И паки о Пресвятой Богородице напечатано сице: ...скверна прародительная бяша в Ней (Скр., л.651). И то, государь, напечатано от еретик, понеже бо Пресвятая Богородица из чрева матерьня освящена и Богу в жилище проуготованна, а Дух Пресвятый осени ю к зачатию Слова Божия, а не от скверны очисти, и о сем пространно писано...
(Там же, на с.39: “Да о Пресвятей же Богородице в той никонове книге напечатано, ...совершенно вопреки Божественному писанию, еже есть сице: ...Святому Духу пришедше на ню, и очистившу словом архангела Гавриила. Зане скверна прародителная бяша в ней (л.651). И то, государь, напечатано на Пречистую и Приснодевственную Богоматерь от лжетворные еретические хулы. Понеже Дух Святый на Пречистую Богородицу сниде и осени ю к зачатию Сына Божия, а не скверны очисти”.)
И преподобный отец наш Иоанн Дамаскин и прочие богословцы во октайном украшении свидетельствуют (1 гласа в понед. песнь 5): Витийствующие уста не возмогут рождества твоего, Отроковице, неизреченное поведати таинство... И паки: Рождество твое, Богородице, еже паче естества, удивляет ангелы, ужасает же человеки: всем бо несказанно и непостижимо. ...Ни язык земнородных, ни ум безплотных не возможет рождество твое сказати (2 глас в среду песнь 3). ...Зачатие неразсужденно и рождество несказанно имела еси, Чистая (в пяток песнь 7). ...Чудесе рождества твоего сказати язык не может: преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения (догматик глас 7). ...Неизреченного рождества твоего, Всенепорочная, образ, Дево Богоневестная, еже нас ради, кто сказати от человек может (неделя глас 7, песнь 6). ...
Св.Тарасий, архиепископ константинопольский...: Сия бо, яже святых святая, нескверный Слова чертог, девственное цветение, ковчег священия, гора святая, Боговместимая сень, неопалимая купина, огнеобразная колесница Божия, голубица нескверная, ...Богопросвещенный облак, ...Богом сохранена бысть во свое тому жилище”. (Цит. по кн.: “Материалы для истории раскола”, указ. соч., с.1-3, 9, 28-29, 39, 41, выдел. св-к И.)
* * *
И далее священник Никита (Добрынин) излагает традиционное учение о Непорочности Пресвятой Девы Марии, тогда еще свободное от последующих искажений казенными богословами официальной церкви:
“Пречистое же Богородицы Марии девство бысть не точию по воздержании, якоже прочим человеком, но нашествием Святого Духа, еже есть паче человеческого естества. (Пречистое же Богородицы Марии девство было не только в воздержании, как у прочих людей, но наитием Святого Духа оно более человеческого естества, — находящегося в его нынешнем, падшем порядке. — перев. св-к И.). ...О, страшно писати и глаголати о несочетанной той превеликой и страшной Царице Владычице! Но никониянские книги еретическое и растленное писание понуди мя писати о сем.
...И ныне, великий государь, боимся тогоже, чтоб нам тою никониянскою книгою не прогневати премилостивыя своея и превеликия заступницы, Пресвятыя Богородицы, о нейже живем и всю надежду на ню полагаем в нынешнем и будущем веке, аминь. ...И мы, государь, боимся, чтобы нам от истинной веры не отпасть и душами не погибнуть”. (Цит. по кн.: “Материалы для истории раскола”, указ. соч., с.44,49-50,163, выдел. св-к И.)
Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная 18+
(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная, 1999г. (с 1980 по 1991 гг. — Самиздат, с 1991 по 1993 гг. — Богородичный центр). Священник Илья (Попов).
С 1982 по 1991 гг. —
Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве
зарегистрировано добровольное
общественное объединение — общественно-благотворительный
просветительский фонд "Богородичный
центр", который в 1993 г. был переименован в фонд
"Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. в Москве
зарегистрировано добровольное религиозное
объединение "Община Церкви Божией Матери
Преображающейся".
Согласно требованиям принятого в 1997 г.
Федерального закона РФ о свободе совести и о
религиозных объединениях оно было переименовано
и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством
Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное
объединение Православная
Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о
регистрации N388, ОГРН
1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено
наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь
Божией Матери Державная.
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)