Православная Церковь Божией Матери Державная
Схимитрополит Геннадий (Секач)
"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:7-8).
Свидетельство историка
"Своеобразной формой сопротивления атеистическим властям в Русском православии было так называемое катакомбное движение или истинно-православная церковь (ИПЦ).
Значительно сократившись численно в первое послевоенное десятилетие, это движение вновь начинает расти с середины 1950-х гг. Из лагерей были выпущены сотни его участников, и доклады КГБ, партийных и государственных органов вновь запестрели сведениями о нелегальной деятельности истинно-православных. ...В начале 1960-х гг. катакомбное движение получило новый импульс для развития. Когда в результате гонений и закрытия массы храмов, тысячи священников остались без мест и регистрации, большинство их не отказалось от сана, а продолжало обслуживать духовные нужды верующих тайно от гражданских властей.
Так, схимитрополит Геннадий (Секач), от которого идет наиболее многочисленная катакомбная иерархия, был до 1962 г. патриаршим священником. Но оказался изгнан с прихода и стал служить нелегально. На оживление деятельности истинно-православных власти отреагировали новым походом на них. ...Но катамбное движение не было разгромлено". (Цит. по кн.: М.В. Шкаровский "Русская православная церковь и Советское государство в 1943-19964 годах. От "перемирия" к новой войне", научный редактор Иофе В.В., С.-Петербург, 1995, издательство "ДЕАН+АДИА-М", с.90-91).
Из Жития владыки
Архиепископ Иоанн: "Григорий Яковлевич Секач, будущий схимитрополит и глава Истинно-Православной Церкви Геннадий, родился в 1898 году в белорусском селе Акулино. В три года остался без отца. Детей в семье было семеро. Благочестивой матерью был привезен под благословение к Иоанну Кронштадтскому, который сказал о нем: “Будет священником, а в последние дни столпом”. Странничал. От одного старца в Полесье получил еще одно предсказание: “Будешь архиереем, а, может, и выше..."
Первый раз арестован в 1929 г., сослан в Кировск, на девятом году ссылки был отпущен на побывку, но назад не вернулся, получив на это благословение киевского владыки Антония. Благословил владыка и на вынужденный брак, чтобы не взяли за тунеядство. Без прописки на работу не брали, а прописку не давали...
Четверо детей, но жизнь семейная не ладилась, призывался к иному! Опять странничал. Перед самой войной вновь арестован и как ревностный, Христов, помещен в камеру смертников в гомельской тюрьме — такие были опасны для режима. Там и состоялось его знакомство с Серафимом Поздеевым, которого вскоре перевели в Москву. Григорий же чудом был отпущен на волю из-под расстрела (начальник тюрьмы оказался односельчанином). В архивах значился как без вести пропавший.
В войну Григорий принимает дьяконство и вскоре рукополагается во священники. Немцы открыли все храмы и восстановили приходы на всех оккупированных территориях. Днем немцы, ночью партизаны. Однажды помог вывести партизанское соединение Ковпака из окружения, из-за чего потом чуть было не попал в гестапо.
После войны у прозорливого старца Лаврентия, схиархимандрита Черниговской обители, получает благословение оставить семью: “Отныне ты монах Геннадий. Иди с Богом. Жена пусть одна воспитывает детей. Оставляй дом и все, что в нем. Бери рясу, книги и иди по миру”. Благословил четками. Странничал по тайным обителям. Россия. Украина. Сибирь. Новый Афон.
* * *
В начале семидесятых отец Геннадий игуменствовал в основанном им монастыре на Новом Афоне. От верующих через еп. Меладия Грузинской Православной Церкви, еп. Александра Пружанского Белорусской епархии и владыку Гавриила Ташкентского, с которыми архиеп. Серафим Поздеев имел общение еще в лагере, узнал о его местонахождении. По внушению свыше оставил паству и отправился к нему. Когда увидел владыку Серафима, не мог шелохнуться от восхищения: от лица святителя исходило мягкое сияние, а вокруг главы был белый нимб. После нескольких длительных бесед владыка Серафим погрузился в глубокую молитву. Во время чтения Псалтыри ум Серафима восхищается горе. Ему открылись старцы-архиереи в белых одеждах и благословили рукоположить отца Геннадия во епископы.
Владыка связался телеграммой с двумя другими тихоновскими архипастырями, Гермогеном и Гавриилом Ташкентскими, — и получил от них письменное согласие и благословение.
Хиротонию совершили в домашнем катакомбном храме. Во время рукоположения открылось Небо, и к руке хиротонисующего архиепископа снизошло благословение Вышнее. Геннадий увидел в открывшемся Небе Собор святых восточной и западной Церквей, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского, патриарха Тихона... Весь Собор святых Русской Православной Церкви благословлял Церковь-мученицу. Сама Пречистая благословляла Истинно-Православную Церковь пребыть в затворе, в катакомбах. Владыка Серафим поведал Геннадию об Откровении, бывшем старцам-архиереям Соловецким: 74 года позора Церкви, а затем внезапный взлет. Во время восхищенной созерцательной молитвы открылось, что через Геннадия пойдет ветвь Истинного Православия, от которой расцветет новое святое Древо, Церковь будущего.
Расставались в слезах. С непередаваемой теплотой и любовью вспоминал впоследствии схимитрополит Геннадий дни и часы общения с владыкой Серафимом. Обладая даром прозорливости, Серафим предсказывал о будущем России, и предсказания его сбылись. От него Геннадий узнал также, что отец Алфей, с которым он в юности послушничал недолгое время в Дубровинском монастыре на Украине, посвящен в епископы. Его хиротонию владыка Серафим совершил совместно с епископом Александром Пружанским из Белоруссии.
Через епископа Алфея исходит еще одна ветвь Катакомбной Церкви, несущая печати патриарха Тихона и владыки Серафима. Впоследствии Геннадий и Алфей неоднократно встречались и совместно посвятили в митрополиты Феодосия и Григория, духовных чад Геннадия. Покинув Серафима, новопосвященный владыка отправляется по тайным монастырям и общинам России навестить паству, укрепить, дать благословения, — а когда через три месяца возвращается к себе на Новый Афон, приходит телеграмма: владыка Серафим умер (по нов. ст. 17 мая 1971 г. — о.И.).
Истинная Церковь: катакомбы в тюрьме
За свою подвижническую жизнь владыка Геннадий организовал двенадцать тайных монастырей, постриг более пятисот монахов и, укрепляемый Свыше, создал великое Катакомбное движение.
В очередной раз владыку Геннадия арестовали в 1975 г. Срок положили четыре года. Перед судом во сне увидел владыку Серафима, протягивавшего ему две целые рыбки и еще половинку. Вместо четырех лет просидел два с половиной. В Тбилисской тюрьме епископ Геннадий становится митрополитом.
Однажды перед Пасхой владыку взял на допрос начальник тюрьмы, но вместо допроса пригласил на праздничное богослужение. Оказалось — тайный христианин и исповедник. Повел владыку многочисленными коридорами, лестницами и подвалами в дальний корпус, а когда вошли в потайную комнату, — перед изумленным Геннадием предстали двадцать пять заключенных в полном архиерейском облачении: весь епископат Грузинской Православной Церкви и несколько русских архиереев. Трудно поверить, но взору Геннадия предстал храм в пасхальном убранстве, с ладаном и свечами! Среди архиереев выделялся бывший Кутаисский митрополит Малхаз, в молодости личный секретарь Иоанна Кронштадтского, затем приближенный к патриарху Тихону.
Он сказал Геннадию: "Мы сидим здесь уже тридцать лет без следствия, никто из нас живым отсюда не выйдет. Ты же простой, без образования, тебя выпустят. Воля Божия к тому, чтобы ты был вместо нас". Архиереи согласились. После праздничной литургии митр. Малхаз с собором архиереев посвятил владыку Геннадия в митрополиты, изрекши при этом пророчество: “Поживешь недолго в глухом месте у горного ручейка и после пойдешь за нами следом”. Что и сбылось.
Досрочно Геннадия выпустили по болезни ног. Вернулся на Новый Афон, потом сменил еще несколько мест, пока не осел в сокровенном уголке России, где уже много лет существовал тайный монастырь Истинно-Православной Церкви, хранимый под Покровом Самой Пречистой Девы". (Цит. по кн.: Епископ Иоанн, Игумен Илья "Тайный схимитрополит", М. "Богородичный Центр", 1991)
* * *
Священник Илья: "Вместе с Геннадием (на фото справа) в обители были митрополиты Григорий и Феодосий (на фото слева). Состоящий из трех митрополитов, тайный Синод одной из ветвей Истинно-Православной Церкви в октябре 1985 года, в день ап. Иоанна Богослова, рукоположил в священный сан подвижника Катакомбной церкви Иоанна (Береславского), а также и других отцов московского тайного монастыря в миру. Владыка Геннадий благословил о.Иоанна и его духовных чад на свидетельство истинного православия.
После кончины блаженнейшего владыки Геннадия (02.05.1987 г.) его место заступил митрополит Феодосий (Гуменников) . Вслед за владыкой Геннадием (Секачем) схимитрополит Феодосий также благословил Церковь Божией Матери на благовестие и свидетельство Новой Святой Руси, сказав, что владыке Геннадию было известно от старца Серафима пророчество, открытое ему Самой Пречистой, — будущая Церковь пойдет иным путем, на основе небывалых откровений и прозрений, что понадобятся огромные усилия, чтобы стряхнуть краснодраконовские печати, соделавшие страшный гипноз и колдовской наговор над Россией.
В декабре 1990-го года богородичная ветвь Истинно Православной (Катакомбной) церкви, вышедшая из затвора, сохраняя законное каноническое преемство, образовала самостоятельную, независимую ветвь современного православия ("Православная Церковь Божией Матери Державная"), — благовествуя и свидетельствуя живую веру и благодать святых Отцов, печати новомучеников российских, свет соловецких исповедников и старцев".
(с) Все права сохранены. Православная Церковь Божией Матери Державная. Новая Святая Русь, 1999г. (с 1980 по 1991 гг. — Самиздат, с 1991 по 1993 гг. — издательство Богородичный центр). Священник Илья (Попов).
Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)