ДомойМитрополит Украинской Автокефальной Православной Церкви Иоанн (Боднарчук)

 

 

Митрополит Иоанн (Боднарчук)

"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же"
(Евр.13:7-8).

 

1. Жизнь исповедника

2. Тайный Почаевский скит

3. Независимая церковь

4. Преемство исповедничества

 

Жизнь исповедника

"Владыка Иоанн (Василий Николаевич Боднарчук) родился 12 апреля 1929 г. в селе Иване-Пусте (ныне Борщевского р-на) Тернопольской области в семье псаломщика, церковного регента. Семья жила просто, по-деревенски, но хлебосольно. По вечерам вместе молились, пели украинские песни. До 1939 года Львовщина и Галичина были хранимы Пречистой от гулаговского “союза республик”, лишь перед самой войной Западная Украина была присоединена к России, разделила ее чашу скорбей и крестных мук.

После окончания средней школы Василий помогает отцу, служит псаломщиком в церкви Иоанна Богослова в родном селе и в соседнем, Ключив Великий. Службу знал и любил, с детства пел в хоре, помогал псаломщику отцу. Часто бывал в Почаеве, где в 1240 году Матерь Божия, в огненном столпе явившись иноку и пастуху на Почаевской горке, на века оставила Свою живую Память и Присутствие. В камне скалы запечатлелись Ее святая Стопочка, чудотворный источник, истекший из нее, а невидимо, в сердцах истинных паломников, — печати живой огненной веры, святоиерусалимская благодать, свет горнего неба. Со временем на Почаевской горке возникла обитель, где Пречистая Дева творила чудеса.

С детства и до конца дней Василий был сокровенным поклонником Божией Матери. Пресвятая Дева его очень любила, премного одаривая дарами Своего Непорочного Сердца. В честь Жировицкой иконы Божией Матери написал акафист, полный умиленных слез, собирал книги о Пречистой Деве, нес Ее в сердце. Почаевская лавра хранила память и печати последнего истинного отца обители митр.Антония Храповицкого, вслед за патриархом-мучеником Тихоном анафематствовавшего красных и благословившего Белую Армию на юге России, разделившего крест борьбы и изгнания с белыми воинами.

Раненное правдой и омытое скорбями, сердце Василия несло образ Руси, где дом — храм и душа народа — святая Церковь, свободная от насилия государства. И в годы, когда верующих преследовали, а камнями взорванных церквей мостили дороги к районному базару, восемнадцатилетний Василий пел в церковном хоре, служил псаломщиком. Кандидат в зеки... В то время стараниями органов в стране создавалась “своя”, советская, церковь. В 1927 году освобожденный из тюрьмы митр.Сергий (Страгородский) незамедлительно обратился в НКВД за официальной регистрацией своей канцелярии (“Патриаршьего Священного Синода Московского патриархата... — с признательностью к Советскому Правительству, пользуясь благом легального существования...”). Ввел молитвенные прошения на литургии “О властях и воинстве...”, запретив молиться о ссыльных архиереях и мучениках, поминать патриарха Тихона.

*   *   *

... Во время божественной литургии в деревенскую церковь вошел местный начальник МГБ, пристально оглядел молящихся. Василий не выдержал, прервал пение, резко сказал: “Снимите шапку, раз уж пришли в храм!” Растерявшись, чекист снимает фуражку и, помявшись, затаив злобу, выходит. Вскоре за семьей Боднарчука начинают следить. Почувствовав слежку, Василий и брат скрываются. Обыскали дом, взяли отца. Избивали до полусмерти, — в возрасте пятидесяти лет через десять дней после допросов отец скончался. Вскоре взяли и обоих братьев.

О пережитом в застенках МГБ владыка Иоанн не рассказывал — схватывало сердце. Однажды, заплакав, сказал лишь: били так, что здорового, крепкого парня сделали инвалидом на всю жизнь... Василию, как "церковнику", предложили публично покаяться перед советской властью и подписать оную бумагу, обещая взамен свободу и “жирный” приход. Ответил лишь: “Просить у вас прощения — все равно, что, встретив в степи голодного волка, встав на колени, просить: “Не ешь меня!”

Сорок дней в пустыне — в камере смертников. Писать прошение о помиловании отказался, разбитыми губами и израненным сердцем молился за врагов... Следователь МГБ, потрясенный мужеством и светом, исходившим от Василия, рискуя жизнью, пишет за него прошение о помиловании. Приходит ответ: помилован, казнь заменена на каторгу, быстрая смерть — на медленную. Приговор: Василию — 20 лет каторжных работ в Степлаге, в медных рудниках Караганды; брату — 10 лет в лагерях Красноярска и Норильска, в вечной мерзлоте.

На шахте в Караганде был на самых тяжелых работах, работал везде, от забойщика до скрепера. За исполнение украинских песен, независимый нрав, а более за свет, который нес, не раз попадал в карцер. Там было много священников. Тайно молился вместе с тихоновцами, еще помнившими патриарха-мученика, — по памяти служили литургии, молебны о мучениках и павших воинах. Вместо причастного вина — виноградный сок с водой, вместо Потира — тюремная кружка, а благодать восхищала, преображала алтари духовных сердец. Вышел через 9 лет по амнистии. Брат отсидел до конца.

 

Тайный Почаевский скит

Пытался поступить в музыкальное училище, на дирижерское отделение, но бывшему “врагу народа” нет места в хрущевско-сталинской стране. Припал к Царице Небесной, к Почаевской стопочке, и остался под Ее покровом, в почаевской катакомбной Лавре Истинно-Православной Церкви,находившейся рядом с лаврой официальной и подконтрольной властям.Почаевская обитель

Ночевал когда под открытым небом, когда на чердаке или в сарае у сердобольных старушек, несмотря на строжайший запрет властей, укрывавших странников от облав и непогоды, а иногда в тайной землянке или катакомбном скиту.

Молились в полголоса по ночам. Перед простыми образами — плошки с подсолнечным маслом, на стене самодельные картины по Евангелию. Вместо ладана — хвойная смола, самодельные свечи из пчелиного воска, вышитые крестами рушники под иконами — и озаренный свет, тишайший покой, иконостасная благодать в намоленных воздухах...

Божия Матерь приходила к скорбящим, гонимым детям Своим. Кактакомбные иноки скитались, одетые в мирскую одежду, прячась от местной милиции, от сотрудников ГБ в штатском и в подрясниках.

 

Катакомбный алтарь на месте взорванного храма на Святой горкеКак-то ночью на Святой горке их разбудил страшный взрыв; толчком Василия и двух монашек сбросило вниз по склону. Под одеждой одной из них глухо звякнули тайно носимые вериги... Местные власти взорвали храм, поставленный на вершине горы на месте Явления Божией Матери. Чудом остались живы — ни облава, прочесавшая гору, ни взрыв не коснулись хранимых ангелами...

Однажды ночью, на молитве с поклонами, Василию явились Серафим Саровский и Иов Почаевский, около часа беседовали с ним, благословили. Вскоре Василий берет благословение у стариц-схимниц катакомбной Лавры на поступление в семинарию. “Я долго не задержусь там”, — сказал на прощание. Просил помнить и молиться о нем, вписать не в помянник, который теряется, а в сердце. Владыку Иоанна — почаевского послушника ИПЦ Василия — монахини с любовью вспоминают поныне.

В 1960 г. закончил Ленинградскую духовную семинарию, до октября 1977 г. служит на западной Украине. Постриг о.Василий принимает в день памяти преп.Иоанна Многострадального в родном Почаеве, у Стопочки Божией Матери, в Успенской лавре Приснодевы — таинство умирания миру и рождения в Ее Непорочном Лоне, вхождение в Славу Креста. Покров Пречистой не отступает: постригший его иеромонах благословлен тайным главой Катакомбной Церкви схимитрополитом Геннадием (Секачом), бывавшим в лавре. 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, иеромонах Иоанн возведен в сан архимандрита, а 23 октября во Владимирском кафедральном Соборе совершено наречение и хиротония во епископа.

Новопоставленный владыка Иоанн поддерживает гонимых, открывает храмы, рукополагает новых священников. За несколько лет пребывания на Житомирской кафедре открыто 85 церквей; единственный в стране (а, быть может, и первый в истории СССР), начинает судебный процесс против местного уполномоченного по делам религий, — и выигрывает его. Часто ездит по епархии, служит в сельских храмах, окормляет всех обращающихся к нему, несмотря на здоровье, подорванное на допросах и в медных шахтах Караганды. В ответ на многочисленные просьбы перевести в другую епархию (по рекомендации врачей — в Прикарпатье) патриарх Пимен лично “благословил”: "Кафедра дается архиерею не для поправки здоровья, а для того, чтобы он мог душу положить за овцы своя...".

Но умирать владыка Иоанн все же не собирался, а нелицемерно верующий епископ — открывающий новые храмы и ревнующий о православии живом, благодатном, старческом, — не устраивал власти. Владыка рассказывал впоследствии: “Меня насильно, без моего желания, Русский Синод в 1989г. уволил от управления Житомирской епархией и послал на лечение, которого я не просил. Меня, наверно, не устранили бы так легко, а дали другую епархию, если бы я водил дружбу с сильными мира сего. Но я их никогда не знал. Нам с ними не по дороге...”.

1 октября 1989 г. епископ Иоанн телеграммой сообщает Синоду Московской Патриархии о своем выходе из состава иерархии Русской Православной Церкви. Отныне Московская Патриархия не имеет над ним никакой власти; греховная чаша Сергия Страгородского, Алексия Симанского и прочих более не закрывает духовное небо, не сковывает сердце чугунной ложью.

11 октября 1989 г. владыка Иоанн публикует статью, где призывает сбросить ярмо духовного рабства и молиться “воистину за Украину, за ее долю, за честь и славу, за народ”, — в свободной Церкви, независимой от диктата атеистических властей, провозгласивших своей целью уничтожение религий. 22 октября 1989 г. владыка Иоанн впервые совершает Литургию как первоиерарх Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) — на родном языке, в родной Церкви.

Восстановлено преемство Киевской митрополии (988-1686 гг.), независимость которой в 1686 г. царьградский (константинопольский) патриарх Дионисий буквально продал московскому царю за “три сорока соболей и двести червоных”...

 

Независимая церковь

Митр. Иоанн (Боднарчук) в КанадеК маю 1990 г. УАПЦ насчитывает уже семь канонических епископов, а 5-6 июня в Киеве проходит первый Всеукраинский Собор, на котором присутствуют 703 делегата, 264 священника. Собор, подтвердив факт возрождения УАПЦ на Украине, признал недействительным акт насильственного присоединения УПЦ к Московскому Патриархату в 1686 г., как противоречащий канонам Вселенской Православной Церкви. 18 ноября 1990 г. в соборе св. Софии в Киеве была совершена интронизация патриарха Киевского и всея Украины Мстислава (Скрыпника), проведенная митрополитом Иоанном вместе с сослужившими ему украинскими архиереями.

Духовный авторитет Иоанна был столь высок, что он легко мог бы стать первосвятителем Украины, но внешнее служение тяготило его — заботился о мире внутреннем, сокровенном. Несмотря на то, что иерарх Украинской Православной Церкви митр. Иоанн и его чада не принадлежали уже РПЦ, в период с ноября 1989 г. по июнь 1990 г., последовали, как обычно, анафемы со стороны Московской патриархии (потеря храмов, умаление доходов...). Патриархия “с великой скорбью” осудила множество своих бывших прихожан и священников, в несколько месяцев от нее отрекшихся.

...Когда служил вл. Иоанн, храм заполнялся битком, даже на улице стояли люди. Приезжали издалека, переписывали от руки молитвы и его проповеди на родном языке. Пока всех не благословит, до самого последнего ребенка, из храма не уйдет. Благословлял и всех, стоявших на улице. Его часто поддерживали под руки, сам долго стоять не мог.

"Правда с нами, нас благословляет Бог!, — часто повторял праведный пастырь, благословляя чад своих ходить в силе любви и неосуждения, побеждать огнем Святого Духа и ревностью по вере. — Кто любит Бога и исполняет Его заповеди — тот имеет доброе сердце. Если бы все наши депутаты понимали, что наипервейшее — Бог, а потом — Украина, то у народа была бы прекрасная жизнь..."

 

Преемство исповедничества

Письмо владыки Иоанна священнику Илье (Попову)При встрече с отцами Катакомбной Церкви владыка Иоанн сразу же увидел своих родных — почаевских “поклонников”. Принял Слово Откровения Божией Матери в России, а рукоположение от схимитрополита Геннадия (Секача) и благословение почаевских схимниц ИПЦ, помнивших его еще послушником тайной почаевской обители, окончательно соединило сердца.

Водимый Духом, по прямому благословению Пречистой Девы, открытому ему через старцев, митр. Иоанн принял в свое многоскорбное великое сердце священников Истинно-Православной Церкви богородичной ветви, просил усиленно молиться о нем (перенес несколько операций), — и в декабре 1990 г. передал апостольское каноническое преемство, в сослужении с иерархами УАПЦ совершив хиротонию епископов и благословив антиминсы, книги, облачения.

Блаженнейший митр.Иоанн часто повторял: “Я должен был передать рукоположение в Россию!.. Через вас должно свершиться спасение России!” — и отстаивал открывшуюся ему волю Божию до конца. — Сошла большая благодать, была воля Божия!.. Я буду о вас говорить на Западе и на приеме у константинопольского Патриарха”.

Несмотря на постоянные сильнейшие боли, митр.Иоанн много ездит, служит. После операций раны не заживают, Иоанн уже не думает, что будет жить, но он нужен, он несет крест за Церковь. Пречистая укрепляет чудодейственно: последняя операция проходит удачно, и травы, собранные в катакомбном скиту на Кавказе, приносят облегчение, а главное — исцеляет соборная горячая молитва о здравии нашего дорогого отца. Каждый толчок машины может оказаться последним, но мученик-митрополит торопится окормить Церковь, передать печати веры живой, ревностной.

Простой, истинно смиренный, всего себя отдал он объединению украинской Церкви, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем, укрепляемый благодатью Креста. Мир и согласие между конфессиями и народами страны, долготерпение и братскую любовь блаженнейший Иоанн считал условием усыновления Небесному Отцу, условием расцвета Украины и России.

9 ноября 1994 г. митр.Иоанн погиб в автоаварии... Тело дорогого отца покоится рядом с церковью Иоанна Богослова в селе Иване-Пусте Борщевского р-на Тернопольской области. Его душа — в наших сердцах, в Ковчеге Непорочного Сердца Божией Матери. Блаженный Иоанн в духе живет с нами, укрепляет, строит Новую Святую Русь, Новую Святую Украину, за которую положил свою мученическую жизнь, — исповедник истинного Православия, свидетель верный — ангел-хранитель Православной Церкви Божией Матери Державная".

 


Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная  18+

(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная, 1999г. (с 1980 по 1991 гг. — Самиздат, с 1991 по 1993 гг. — Богородичный центр). Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002
г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)