Домой

 

 

 


Блаженный Иоанн в 1980-х гг.Житие Блаженного Иоанна

Статья опубликована в газете "Частная жизнь"  №13  2004 г.

 

 

 

Прозорливость его потрясала даже посвященных. Одного взгляда, брошенного на человека, ему было достаточно, чтобы знать все. Жизнь тех людей, кто слушал его рекомендации и советы, менялась в лучшую сторону и приносила благодатные плоды.

Блаженный Иоанн – основоположник новой духовности. В его трудах начертаны духовные принципы культуры третьего тысячелетия. Уникальность философских трудов, миротворческая деятельность выдвинули его в ряд выдающихся мыслителей современности.

Вот что он рассказывает о себе:

Коммунистическую идеологию не принял. "Совок" ненавидел во всех видах. Никогда не шел на компромиссы, на сделки с совестью. Ходил в английском пальто. Давал уроки английского языка для шестилетних детей. Зачитывался святыми отцами.
Православие привлекло инобытием. Наслаждался Ефремом Сириным, Макарием Египетским. В храмах обретал мир и высоту покаяния. Умиленные слезы покаяния открывали таинственный мир пакибытия. Уходили в прошлое увлечения литературой, философией, музыкой, астрологией, каббалой. Утешения, которое нес православный молитвенный строй, через полгода хождения в храмы оказалось мало. Душа желала совершенной святости. Недоумевал: почему йоги ревнуют, учат о бессмертии, ходят в иных телах, творят чудеса, восходят по ступеням, имеют духовные школы. Где же мой путь?
Пустился в поиск отца-наставника. И в светлых своих снах, мечтаниях видел образ доброго отца, покровителя, наставника, нежного друга. Объехал буквально все монастыри, храмы и лавры. Встречал много добрых, мудрых священников, игуменов, старцев, наставников. Но душа не нашла того единственного, к которому бы прилепилась навеки. И не просто бы доверилась, а отдала саму себя.

Летом 1980 года в Почаеве на паперти Успенского храма встретил небольшого роста старицу, окруженную толпой паломников. Она горячо, со слезами проповедовала о распятии Христа. Многие рыдали. С интересом послушав, собирался было идти в храм, как, обернувшись, увидел над старушечкой в перламутровых отливах руку Небесного Отца и сладчайший голос, говорящий: "Се дщерь Моя возлюбленная, с ней Мое благоволение". Восприняв как знак свыше, подошел к ней, познакомился и попросил о встрече. Вечером того же дня оказался в юродивой келеечке Евфросинии – пятикрат умноженной собачьей конуре.
И с тех пор стал сосудом ее и увидел мир очами Евфросинии. Воспринял от нее огонь Святого Духа, ее пламенную ревность о совершенной святости. Больше, чем подражал, – был с ней сочетан, прилепился навеки. Черпал откуда-то из таинственной, неисчерпаемой глубины, изнутри ее дарохранительного сердца. Обрел истинную жемчужину православия – живую чудотворицу.

В ноябре 1984 года в Смоленском кафедральном Соборе Иоанну открылась Богоматерь: "Иди и скажи всему миру, что если не будут каяться и обращаться к Богу, то погибнут". За минувшие годы небесным повелением принес блаженный Иоанн в жертву карьеру музыканта, преподавателя, отрекся от всего, что препятствовало выполнению возложенной на него свыше миссии. Бог затем уже вернул с лихвой все дары и принесенные жертвы.

А в годы поиска Истины начались на него гонения. За прославление императора Николая II, как великого святого, коммунисты угрожали блаженному Иоанну убийством. Сталинисты люто восстали на его проповедь о преображении России в Новую Святую Русь. Фарисеи за проповедь о рождении новой вселенской Церкви Богородицы окрестили его сектантом и еретиком. Блаженный Иоанна бесстрашно обличал фарисейство в церкви, служителей мамоны. Ему открылись тайны миров – равно как божественных, так и дьявольских.

Блаженный Иоанн обладает даром безупречного различения духов, какое дается только истинным подвижникам веры. Мгновенно различает печать, метку и спектр на челе приходящего к нему. С кем-то долго беседует, наставляет, обращает, окормляет. На кого-то не обращает внимания, молча отворачивается. Господь даровал ему способность читать по Книге Жизни и препоручил пасторский жезл влиять на судьбы и уделы людские.

Его богослужения уникальны. Пронзительно нежная, ласковая и любвеобильная интонация Христа проницает души присутствующих, вызывая горячие слезы умиления и неуемного восторга, от которого трепещут сердца, испытывая неземное счастье. Его доброта завоевывает самые раненые, травмированные души.

Блистательный писатель, непревзойденный мастер слова, отец Иоанн с огромным успехом провел многочисленные встречи, конференции, презентации в Японии, Америке, Италии, Германии, Хорватии, Канаде. Еще немного времени – и его книги будут изданы миллионными тиражами и переведены на все языки мира.

Чудо поэтической лиры блаженного Иоанна в том, что его стихи – воплощенная в ритмах и рифмах небесная музыка Царствия. Мелодичность стихов столь проникновенна и трогательна, что озвучивает в глубине души ноты, которых еще нет в земной музыкальной грамматике.

Удивителен мир его стихотворений. Внешне – терзание и поиск. Внутренне – неколебимый покой и обретение.
Пустое дело сравнивать творчество блаженного Иоанна с легендарными и признанными авторитетами. Поэзия его иного порядка, иного источника, иного мира. К ней необходим иной подход, иные мерила, иные критерии. Литературный критик, воспитанный в рамках традиционной светской поэзии, рискует попасть впросак и посрамиться, если не имеет помазания свыше.
В поэзии блаженного Иоанна нет и намека на сочинительство. Его стихи глубоко выстраданы.

Что это?
Снятие с креста.
Пиета.
Я воскрес в бессмертных телах,
блаженствую на Соловках.

В этих внешне простых строках передается глубочайшие переживание лично пережитого, таинственного состояние, которое дарует Господь страстным избранникам. Спаситель вводит Своего ученика в состояние голгофского распятия. И затем, пройдя этот очень болезненно-мучительный опыт, душа испытывает сладчайшее блаженство снятия с креста. Этот стих нельзя просто читать. Его необходимо вкусить, как древние пророки вкушали свитки небесных посланий, которые приносили им ангелы.

О, вонми,
услышь большее,
чем могу сказать ...

– восклицает божественный поэт, умоляя войти своего слушателя в таинственную сферу умонепостижимых смыслов бытия.

Мое сердце блаженнейше прободено
совокупным вселенским стоном
ста миллионов, вопящих с креста...

Это величайшее откровение любви Христа, который таинственно страдает в этих самых ста миллионах узников ада, мучеников ГУЛАГа. По сути, это самая последняя тайна христианства. Сводится она к тому, что непостижимо, неизреченно в каждом человеке большую часть страданий на Себя берет Христос. Пресвятая Богородица являлась в тюремные камеры и бараки сталинских концлагерей и наставляла: "В вас страдает Христос. По грехам вашим вы не выдержали бы и одной тысячной доли страдания, положенного вам за совершенные вами грехи. Боль, которую вы испытываете, которая для вас кажется тяжелой и непосильной, это ничтожно малая часть того, что претерпевает из любви к вам Христос".

Таких страданий, какие, скажем, прошли узники ГУЛАГа на Соловках, где еще в 20-х годах прошлого столетия был создан первый концлагерь, не знало человечество.
Чем занимались узники? Валили лес, спускали плоты по Белому морю. Стоял на них народ сутками. Умерших не считали. Многие умирали от укусов комаров, гнуса, горячки, голода... Верующих узнавали по поклонам. Кланялись особым образом...

Бараки и сараи в 20-х годах вохровское начальство считало роскошью. Зэки жили в валунах. Вырубали себе пещеры и спали сидя, прикорнув, как преподобный Серафим Саровский в келье, на пеньке, по несколько часов сном чутким. Накомарники, хотя лежали во множестве на складах, не выдавали. Ходили отекшие и опухшие. Лица их узнать было нельзя. Одна пытка гнусами чего стоила – вводила в ступор. А после него – вначале гнетущее, потом и мирное, а для христиан блаженное молчание. Над кем безмолвный становился ангел, тот выживал. Выжить могли только те, с кем Бог.

Необычных явлений было много. Приходили святые и ангелы: наставляли, врачевали, укрепляли. Божья Матерь неотлучно пребывала на Соловках среди зэков. Были случаи: воскресали они из мертвых, вставали из братских могил, возвращались на нары и отдыхали, пока конвоир на разбудит ударом приклада по голове.

Те, кто посвящал свои страдания Богу и смиренно воспринимал происходящее, с теми, как гласят легенды, совершалось таинственное преображение. Полностью исчезал страх боли, страданий, смерти. Уже не пугали пыточные камеры, садисты-палачи, хищные овчарки. Ни расстрелы, ни голод, ни холод...

Соловки явили миру уникальный духовный опыт, которого еще не было на земле. И не случайно получили они название Соловецкая Голгофа. Отец Иоанн унаследовал от святых соловецкой церкви блаженство веры, он стал учителем высочайших мистических тайн, обладающим даром поэтической формой и слогом выразить эти тайны, неизъяснимые на ограниченном языке человеческих слов.

Он далек от того, чтобы унижать достоинство уходящей в прошлое еврокультуры, пригвождать ее идолов и кумиров. Но, на его взгляд, пришло время иной цивилизации, которая открывает новые источники для духовного творчества.

А сегодня блаженный Иоанн под градом анафем и проклятий падших священников вынужден юродствовать в своем ежедневном страстном свидетельстве любви. Но скажут те, кто знает тайну блаженного Иоанна: "Кого благословит – благословенны, кого проклянет – того Бог проклянет". Он опередил время, эпоху и свое поколение. Человек – живая легенда. У него все впереди: и слава, и венец, и победа.


О. Афанасьев.

 

 

 


 

Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная  18+

(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная. Москва, 1999-2021 гг. (с) Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображаю
щейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действует по настоящее время как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002 г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)