Домой

Встреча мастера Сео (Корея), профессора Чарльза Мерсиеки (Америка) и архиеп. Иоанна (Россия) в гор. С.-Петербурге.

 

 

             Диалог

      Из проповеди архиеп. Иоанна
    на XVI-ом Богородичном Соборе.

 

 

 

Архиепископ Иоанн: "...Евангелие рассказывает о неразделенности, непонятости Господа даже Его учениками... Но Бог от века приготовил Сыну Божию чудную cобеседницу — Марию. Тридцать лет сокровенно утешала сладчайшего Спасителя. Как внимала, как слагала в сердце! В каком чутком диалоге пребывала!.. Не ищет ли Господь поныне, сквозь века “провиденциального собеседника” (выражение поэта Осипа Мандельштама)? И в каждом из нас не желает ли вступить в диалог — к которому мы, увы, не готовы, хотя ничто так не ценит душа, как сочетанность, выраженность, общение любви, общение диалога.

Мы говорим о небывалом — об обогащающе-сокровенном диалоге церквей. Мыслим ли подобный? В еще недавнем прошлом — кровопролитные войны. На чьей совести сегодня семьсот тысяч зарезанных хорватами сербов, чудовищные злодеяния, выкалывание глаз, крики детей, вопли женщин? Кто ответит? С кого спросится? О чем говорить?.. Чтобы тевтонский рыцарь сел за один стол со славянским лучником и стали обсуждать частности ведения боя?!..

Но не колеблет ли дьявол Божию вселенную, ища доказать Творцу тщетность творения, неизбежность вавилонского столпотворения, распада и разъединения народов, обществ и содружеств, взаимной вражды и осуждения, — власть тьмы над миром? И не должна ли церковь первой явить пример терпеливой миротворицы?

Диалог между церквями — возможен ли он вообще при различии подходов и богословских систем? Как избежать оскорбления церкви-сестры? Как не разрушить устои собственной веры, вступив в искреннее общение с братом из другой церкви, точно со своим родным? Как в общении не утратить чистоту сердца, духовное девство, ревность, устремленность к святости? не потерять духовные печати?

Как быть, если твоя вера другого ранит, оскорбляет, лишает сил? Как быть православному, если придется иметь дело с неверящим в Пресвятую Троицу?..

Но есть ли хоть одна истинная религия со следами промыслительного участия Бога-Отца, где заповедь мира не полагалась бы наиважнейшей? Да, непросто достижим церковный мир при догматических, мировоззренческих и литургических различиях. В прошлом было так: войны или временное перемирие — затишье перед новым сражением. Максимум — выказать респект: признаем, мол, православные, католиков... Но едва какая-нибудь бабулька врезала: “Не там свечку поставил!..” — и уже этническая или религиозная вспышка, и пошел полыхать пожар по степи, и разразились молнии гнева, и зажглась месть, и потекла кровь...

Сегодня патриарх уже не полагает условием выживания православной церкви вытеснение папы и его епископов, способен смириться с реальностью его существования и как-то там вместить... Но подлинный диалог только начинается, и есть непременные его условия:

1. Диалог невозможен среди гордых, полагающих себя больше знающими, праведней верующими, очищенней других. Высокомерная установка обречена на провал. Надо стать простым, оставить институциональные игры и прежде навести мосты в собственном доме: научиться диалогу между священником и паствой, простоте между архиреем и священниками, обличить авторитарность как злодейку, изгнать ее вон и пригласить сестрицу Нищету, монашку Вышнюю Любовь...

2. Диалог возможен между любящими. Условие его — желание мира, боль от разъединенности, подобная Их родительской боли, почти физическая невозможность пережить разобщение. Спали пелены с очей — увидел ближнего, какой он есть — любимый Богом, и возлюбил Его, как смог, призвав на помощь Распределительницу даров, Матерь горней любви.

3. Диалог возможен только среди слышащих, чутко внемлющих, способных уловить ноту боли, прочитать в сердце, разделить — даже если чуждо. Ах, когда ж мы станем милосердными самарянами друг другу, хотя б окровавленной жертвой из притчи был брат-мусульманин, брат-иудей, брат-бахаист!.. Когда ж научимся мы перевязывать раны, преодолевая конфессиональную нетерпимость? Когда ж увидим, как страдает ближний? Когда вопль о спасении победит равнодушие и черствость сердца?!.. Кто слышит Бога — слышит Его в ближнем. Кто слышит Бога в ближнем — слышит Его в брате из другой церкви, слышит сквозь слова, ищет соединиться сердцем и в мире возблаженствовать... Слышащий скажет: “Благодарю тебя. Прости меня. Позволь исповедаться перед тобой...”

4. Диалог возможен только среди равных. В противном случае — взаимные проекции (взгляд на новое по образу уже известного), авторитарное давление и скрытое насилие, "игра в одни ворота".

5. Диалог возможен исключительно среди сильных, поскольку важно не потерять себя, вступив в открытое сердечное общение. Слабый не способен к диалогу — защищаясь, начинает нападать, грубить, строить баррикады. Вот почему к межцерковному диалогу нужно готовиться внутри собственного двора, борясь с фарисейскою гордыней, с невротическими страхами, часто ей сопутствующими, с неспособностью к любви (скрытым эгоизмом), отсутствием внутреннего слуха (чутко слышать собеседника), с желанием подавлять или быть подавляемым и, наконец, каясь в слабости веры — каясь в недостатке духовной силы для той огненной плавки, через которую проходит подвижник веры, к какой бы церкви и истинной религии он ни принадлежал.

6. Еще диалог возможен между долготерпеливыми и предполагает способность угашать в собственном сердце болезненные стрелы.

Смысл диалога — обогащение сокровищницы. Только тот, кто учится, сможет учить. Должно избегать различий как условных, помнить то, что роднит. Общее — непреходяще, вечно, посланное от Бога.

Диалог предполагает жертву (терпения и любви), затем духовный фильтр (войти в общение и, отфильтровав недолжное, остаться собой). Жертва чуткого слуха стократ окупается обогащением благовестнической харизмой... Девиз диалога: через слышание ближнего я становлюсь собой, преодолеваю институциональный запрет, фарисейскую закваску.

*   *    *

1. Самая низкая — спор. Собеседники готовы осуждать друг друга, восставать, обличать, ни с чем не смиряться. На диалог выходят со скрытыми шпагами в руках, желая добиться победы над соперником и воспользоваться добычей.

2. Другой, более человечный способ диалога — благовест. Это уже иное общение. Собеседники желают обратить друг друга в истинную веру, какой она искренне кажется каждому из них. Еще они полны предрассудков, гордыни, но сквозь конфессиональную тьму блеснули первые лучи любви... Желание обратить предполагает уже не врага, а брата, хотя бы потенциально — “своего”.

3. Третий образ диалога — “наведение мостов”: еще более реальный шаг по сравнению с благовестом. Этот образ диалога присущ высоким религиозным чиновникам, конфессиональным лидерам. Сидя за круглым столом, редко они вступают в жаркие дискуссии, отстаивают истину, оттачивают оружие спора... “Взаимно уважая”, ищут компромиссные решения, идут друг другу на уступки. Пример — христианская экумена шестидесятых годов (протестантская инициатива). Еще глухота внутреннего слуха, мысль о единственном обладании истиной, но уже налицо способность хотя бы прислушаться.

4. Четвертая, собственно диалог, предполагает способность служить до последнего, как бы перейти в сердце брата, признать, например, в последователе бахаи потенциально православного — ведь если душа, христианка анонимная (по словам Иоанна Златоуста), желает святости — так и есть.

Истинный диалог — великое искусство, неподдельное мастерство. Диалог предполагает сильных духом, способных, вступая в общение, остаться собой, не потерять лица, тех, кто обогащается в общении. Надо открыть сердце, не боясь, что постороннее прилипнет, что попадешь в воронку, затянут, запечатают...

Разные дворы Единого Отца уже сегодня желают открыть двери для всех овец, чтобы паства, кочуя по загонам, обогащалась в знании Пастыреначальника и Пастушки. Ключ к всепобеждающему диалогу — полюбить ближнего как брата. Но, еще по Николаю Бердяеву, чтобы счесть другого братом, необходимо иметь общих родителей. Общий отец духовный — Бог. А кто же общая Мать, если не Пресвятая Дева?..

Миссия Богородицы как Царицы-Матери всего человечества еще не явлена Святой Руси, и церкви предстоит поработать, определив взаимосвязь различных дворов Божиих, их влияние на российское православие.

Золотой ключ к миру — стремиться видеть ближнего очами Божией Матери. Ее очами видеть, воспринимать и любить весь мир — не в этом ли чудо посвящения Ей своего сердца? И если сесть за стол диалога с этой высокой установкой — видеть в ближнем брата, несмотря на семь слоев греховной, временной, условной, конфессиональной пыли — в нем обновится, проступит православная икона: сам Господь запечатленный! И Пресвятая Дева улыбнется дорогому Господу... И радости на небесах не будет конца!.."

Москва. 20-23 декабря 1997г.

(Цит. по кн.: Архиепископ Иоанн (Береславский). "Церковь света", М., Новая Святая Русь, 1998)

 


Официальный сайт Централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная  18+

(с) Все права сохранены. Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная, 1999г. (с 1980 по 1991 гг. — Самиздат, с 1991 по 1993 гг. — Богородичный центр). Священник Илья (Попов).

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд  "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь" и в 1999 г. перестал действовать.
В 1992 г. в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действовало до 24.06.2022 г. как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы", ОГРН 1037700054094. Нестяжательная община приняла такое решение в связи с пандемией и возникшими финансовыми трудностями.
04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621
30.10.2002
г. в соответствии с требованиями законодательства, утверждено наименование Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

Нам можно написать:mail @ avemaria. ru (без пробелов)